Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому, правовому государству. Образование должно войти в состав основных приоритетов России.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, коммуникабельностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Многие люди в условиях современного мира находятся в постоянном поиске цели и смысла жизни. В процессе далеко непростых поисков многие из них теряют уверенность в завтрашнем дне, появляются страх перед будущим, равнодушие друг к другу и к судьбе человечества в целом. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание, ведь сегодня, как никогда важно, решать вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас очень высоко ценятся деловые качества личности. Современная школа должна идти в ногу с запросами общества, которому необходимы деловые люди – культурные, компетентные, порядочные, надежные, коммуникабельные, умеющие не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.…. Поэтому, как никогда, актуально осознание определения делового человека и путь его становления среди нас, как построение будущего нашего общества на основе совместного творчества людей.
Деловой человек – это тот, кто сказанное переводит в сделанное, кто готов и открыт для перемен и творчества. Это не пустослов, от которого ничего не добьёшься, а надёжный человек, на которого всегда можно положиться. Он ответственный, потому что в любом общем деле спрашивает: “А что я сделал для того, чтобы это совместное дело получилось более удачным?”. Он дисциплинирован, потому что умеет радоваться всему многообразию происходящих событий, и идёт вперёд, несмотря ни на какие трудности, потому что устремлён к новому миру, в котором люди будут слушать и слышать друг друга, чувствовать чаяния других людей. И если он в том постоянен, тогда он становится культурным человеком, а значит и деловым.
Отсюда открывается путь к воспитанию истинно деловых людей. Целью деловых отношений является достижение субъектами практического результата в совместной деятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и все правила межличностных отношений находят своё отражение в деловой культуре. Деловые отношения оказывают огромное влияние на личность, развивая культуру общения, поведения.
В школе присутствуют отношения делового характера. Приучая детей уже в школе к деловым отношениям, мы ориентируем их на правильное решение жизненных задач. Культура деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Рассматривая общение с точки зрения педагогов, психологов возникает множество вопросов, неразрешённых ситуаций и проблем. Находясь в постоянном поиске, отыскивая ответы на возникающие вопросы, выяснилось, что многие из них можно найти, если внимательно и глубоко изучать риторику.
Наука риторика призвана способствовать становлению на этот путь, потому что учит эффективному общению людей. Эффективное общение являет эффективный алгоритм решения наших совместных задач. В любой поставленной задаче общения важно всё: и само слово, и интонация, с которой его произносят, и время, и место его произнесения, ведь здесь функционально закладывается и форма, и содержание предстоящего события, явленного как результат общения людей.
Деловой человек – это тот, кто может управлять условиями развития. Управление предполагает две возможности:
- умение согласовывать своё понимание процессов с другими людьми;
- умение с ними вместе сделать общее дело.
Согласование без общения невозможно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача, как практического, так и духовного плана. Вот здесь наука риторика как нельзя кстати. Владеющий ею человек достигнет своей коммуникативной цели – убедить собеседника, склонить к какому-либо действию.
Как часто мы говорим совсем не то, что хотели бы сказать, потому что не владеем по-настоящему искусством слова. “Как богата слова мастерская, подходящее, откуда взять?”
Необходимо много работать и учиться, чтобы речь стала лаконичной, лёгкой, точной, выразительной. Смысловая точность речи – одно из главных условий, обеспечивающих практическую ценность деловых отношений. Риторика предполагает выполнение речевых упражнений, решение языковых задач, что ведёт не только к развитию правильной и культурной речи, но активизирует мышление ребёнка, влечёт за собой развитие наблюдательности, внимания, памяти и, самое главное, развитие природного языкового чутья. Именно оно поможет ребёнку в дальнейшем контролировать свою речь, не допускать грубых примитивных конструкций.
А это уже не только личное дело. От уровня культуры речи сегодняшних детей зависит будущее завтрашних взрослых. Значит, совершенствование речи каждого ребёнка становится общественно необходимым делом.
Для успешного познания науки риторики, помимо школьных занятий, надо организовывать самые разнообразные формы и виды работ: факультативные занятия, кружки, проводить внеклассные мероприятия, много читать самому, смотреть кинофильмы, анализировать, обсуждать с взрослыми и сверстниками просмотренное, писать отзывы, высказывать собственное мнение, посещать театры, клубы по интересам.
Зачем?
Чтобы пополнять словарный запас, учиться общаться с людьми, получать знания о нормах этикета, постигать искусство диалога, беседы, спора. Чтобы усваивать правила культурного поведения, учиться планировать свою деятельность, воспитывать аккуратность, тактичность, деликатность, надежность, честность, расширять свой кругозор, углублять знания об окружающем, развиваться в различных областях знаний, разбираться в жизненных ситуациях, всевозможных явлениях, приобретая ментальное различение, понимание мира. Только тогда в общении с другими людьми, возможно, находить нужные и убедительные слова, т.е. вести правильно деловую беседу. Необходима связь языка и действительности, языка и мышления, обретение культуры речевого поведения в жизни, на все это надо активно стимулировать школьников.
Для современного человека важно обретение креативного мышления – причинного мышления, рождающего творчество как невозможность жить иначе, как естественный процесс дышать, смотреть, слушать и пр. Для этого надо просто ощущать себя частью большего пространства, составляющей его, необходимой для него и черпающей в ней свои жизненные силы. Маленький человечек есть часть семьи, часть школьного коллектива, часть страны, частичка планеты Земля и т.д. Он должен чувствовать себя этой частью, радоваться своей полезности в ней и осознавать силу единства с нею. Это стимулирует ребёнка на общение друг с другом, наполняя опытом взаимодействия, а значит, возможностью и радостью стать реализованным в жизни человеком.
Выше отмечалось, что слова, которые люди произносят, действуют на нескольких уровнях: есть само содержание, смысл, который передаётся словами. Но есть ещё и смысл как отношение к действиям партнёра, который передаётся интонационно. Важно, чтобы тот смысл, который человек передаёт словами, совпал с тем, который звучит в интонации и демонстрируется в поведении, т.е. следует быть искренним в выражении своих чувств, чтобы обучение шло успешно. Если на словах ученику передаётся: “Говори, говори, я внимательно тебя слушаю…”, а интонация показывает, что его действия не вызывают настоящего интереса, возникает недоверие и ощущение неискренности общения. Со временем отсутствие чувства собственной значимости закрепляется и приводит к неудовлетворённости и неуверенности в отношениях.
Интонация точно передаёт внутреннюю дистанцию, которая существует между людьми, степень закрытости или открытости сердца, позиции доминирования, подчинения, равенства. Слова, сказанные искренне, мягко показывают: “Я рад тебе”, “Всё в порядке”, что позволяет другому чувствовать себя защищенным и уверенным человеком.
Добрые слова, спокойная интонация, объяснение причин своих поступков, своей точки зрения, мотивов своих действий позволяют учителю предотвратить многие недоразумения и конфликты в отношениях с учениками и между ними и через это вести правильное обучение предмету риторики.
Надо научиться смотреть на мир глазами ребёнка, чтобы понять и принять его таким, какой он есть, не настаивая на своей точке зрения как единственно верной.
Необходимо учиться выражать свою просьбу. Обращение к партнёру с просьбой – не удел слабого, зависимого человека и не желание показать свою силу и независимость, а подтверждение его ценности и нужности, которая даёт партнёру возможность сделать что-то важное и полезное, подтвердить свою значимость. Очень важно, чтобы люди признавали, что они в чём-то нуждаются, и чтобы в отношениях давали понять, что им нужен другой. В партнёрстве нуждающимися являются оба, и на этом строятся отношения. В противном случае партнёры являются самодостаточными, что, как правило, не способствует укреплению отношений, претворяющих дела.
Слова благодарности, слова одобрения, поддержки, вдохновения очень важны в отношениях, на них не надо скупиться, но важно, чтобы они были не формальностью, а действительно благом, которым можно одарить человека, которому так часто не хватает таких слов, как: “Я не сомневаюсь, что ты справишься с этой задачей”, “Я уверен, что у тебя всё получится”. Поддерживая, подбадривая друг друга в важных для каждого делах, помогая обрести уверенность в себе, мобилизоваться, люди создают твёрдый фундамент в отношениях, который даёт чувство защищённости и уверенности в будущем. Но поддерживать человека нужно в том, что он действительно хотел бы сделать, но не решается. Иначе получается навязывание своего мнения и желаний, что производит другой эффект – поддержка превращается в чтение нотаций и нравоучений. Смысл ободряющих слов такой: “Я тебя понимаю. Мне это тоже важно. Я с тобой. Как тебе помочь?” Важно показать человеку, что в него верят и восхищаются им.
Важно узнавать все эти слова и выражения в нашем общении друг с другом, видеть результаты их проявления, чтобы совершенствовать деловые отношения. Умение говорить на разных языках значительно обогащает отношения, делает их более близкими и длительными, реализует огромный потенциал. Чем раньше для человека открываются такие уникальные способности, тем больше возможности у него стать реализованным человеком на земле, чтобы помочь в этом другим людям.
Исходя из всего выше сказанного, следует, что наука риторика в младших классах общеобразовательной школы – уникальная возможность заложить основы делового, а значит культурного и счастливого человека. Научить наших детей стать счастливыми – наша главная задача. Ребёнок счастлив оттого, что не ощущает себя самого, потому что растворился в чём-то большем своей принадлежностью этому единству. Именно это сознание человека коренным образом может изменить качественное состояние современного общества людей.
А если это уникальная возможность, является зелёной улицей к счастью наших детей и внуков, то пусть перед нею открываются двери всех школ.
Использованная литература
1. И.Ю.Полякова, А.Ю.Меньшова, О.И.Панова. “Искусство быть вместе”. – Минск.: МНШУ, 2005 г.
2. Л.Н.Рогожина “Развитие эмоционального мира личности”. - Пособие для учителей и практических психологов. – М.: Высшая школа, 2003 г.
3. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова “Деловая риторика”. Ростов н\Д, издательский центр “МарТ”, 2001 г.