Урок повторения по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Структура урока:

  • организационный этап;
  • этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний;
  • этап повторения
  • этап информации о домашнем задании.

Цели урока:

  1. Повторить сложение, вычитание и умножение десятичных дробей.
  2. Углубить, упрочить полученные знания и навыки в решении задач.

I. Вступительное слово учителя

Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “ Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, - советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в книге “ Как решать задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говориться: “Ум без догадки гроша не стоит”. Сегодня у нас урок по теме “Действия с десятичными дробями”.

II. Устная работа “Думай и соображай”

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “ Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

1. Расставьте в следующих забавных равенствах запятые:

3,2 + 1,8=5 7,36-3,36=4 1,4•5=7
63 – 2,7=60,3 3 + 1,08=4,08 1,2•50=60

2. Даны две суммы:

7,82+5,64+3,47=1,23 и 1,18+3,36=5,53=7,77

Найдите сумму этих сумм.

3. Найдите сумму 20 чисел:

0,1+0,2+0,3+…+1,8+1,9+2.

4. В двух корзинах было поровну яблок. Если из одной корзины взять 8,2 кг яблок, то во второй окажется яблок в два раза больше, чем в первой. Сколько килограммов яблок было в каждой корзине?

5. Найдите значение выражения

(0,5-1/2)(13-2,46•3,54).

6. Вычислите наиболее простым способом:

а) 5,94•0,07+0,33•5,94+0,4•0,06

б) 6,85•3,2-6,85•1,7+1,5•4,15.

III. Дидактическая игра “Заполни таблицу”

А В С А+В+С А+В А+С В+С
0,8 1,3 2,7        
  7,3 15,5     18,3  
  4,7   15     12,2
      26,7 22,4 23,5  
        20,6 12,9 18,5

1. В первой строке таблицы даны три числа А, В, и С. Устно вычислите их общую сумму и попарные суммы. Ответы запишите в соответствующие пустые клетки строки.

2. Во второй строке даны два числа и одна сумма. Заполните остальные пустые клетки строки.

3. В третьей строке дано одно число и две суммы. Заполните пустые клетки.

4. Задача (по четвертой строке). Три неразлучных друга - Винни-Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни - Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5 кг; а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Какова масса каждого из них в отдельности?

5. Решили Винни - Пух, Кролик и Пятачок купить горшочек мёда стоимостью 24 руб. У Винни - Пуха с Кроликом было 20,6 руб., у Винни - Пуха с Пятачком 12,9 руб., а у Кролика с Пятачком 18,5 руб. Купят ли они горшочек мёда, если сложат все свои деньги? Сколько денег имел каждый?

IV. Денежные единицы и десятичные дроби

Каждое государство имеет свою денежную единицу. В России это 1 рубль, в США - 1 доллар. Используют и более мелкие единицы: 1 копейку (0,01 рубля), 1 цент (0,01 доллара). Людям часто приходиться обменивать деньги одного государства на деньги другого. Сейчас за один доллар США наши банки дают 32,4 руб. Сколько российских денег нужно заплатить за 10, 100, 1000 долларов? Сколько будет стоить компьютер в России, если в Америке он стоит 2000 долларов?

V. Продолжи ряд чисел

Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь по какому признаку они собраны вместе и запишите ещё по три числа в каждый ряд.

  • 0,2; 0,7; 1,2;…;
  • 1,1; 2,2; 4,4;…;
  • 1,3; 2,5; 5; 6,2; 12,4;… .

VI. Задачи на движение

1. Из двух пунктов, расстояние между которыми 50 км, выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Скорость одного 10,6 км/ч, а скорость другого 14,4 км/ч. Вместе с первым всадником выбежала собака, скорость которой 18,2 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад; добежав до первого всадника, она снова повернула назад и бегала так до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько километров пробежала собака до встречи всадников?

2. По железной дороге равномерно движется поезд длиной 136,5 м. Параллельно ему по шоссе едет велосипедист со скоростью 2,5 м/с. В какой-то момент времени поезд догоняет велосипедиста и обгоняет его за 7 сек. С какой скоростью едет поезд?

3. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45,5 сек, а мимо светофора за 15,5 сек. Найти длину поезда и его скорость.

VII. Заключение

Знание десятичных дробей в жизни велико. “С их помощью” строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.

VIII. Задание на дом

1. Полный бидон с молоком весит 35 кг. Наполовину полный – 18,5 кг. Сколько весит бидон?

2. В пустые клетки квадрата вписать дроби так, чтобы по любой горизонтали, вертикали и диагонали суммам чисел была равна 3.

1,3 0,6 1,1
0,8 1  
0,9