"Умножение многозначных чисел", математика, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Образовательные:

  • повторить правила умножения на двузначные и трехзначные числа;
  • провести ряд упражнений в умножении чисел;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к тетради, учебнику.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент. Сегодня на уроке мы с вами будем упражняться в умножении многозначных чисел. Вы знаете, что путешествуя мы знакомимся с новым, вспоминаем старое, узнаем много интересного. Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на поезде, но чтобы отправиться в путь, нам надо сформировать поезд, а для этого надо выполнить определенные задания.

2. I вагон “Математический экспресс” (устный счет). Наш поезд будет называться “Математический экспресс”, а что обозначает слово “экспресс”? (быстрый). Давайте быстро устно посчитаем.

а) Как называются компоненты при сложении?

- Как называются компоненты при вычитании?

- Как называются компоненты при умножении?

- Как называются компоненты при делении?

б) Расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Если вы их расположите правильно, то сможете прочитать слово.

в) Итак, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. А чтобы наш поезд отправился в путь давайте, выполним еще одно задание. Игра “Молчанка”

- прочитайте выражение по-разному и найдите значение выражения:

3х8 27:3 280х10
8х5 32:8 100х19

- На какие две группы можно разделить выражения? (на умножение и деление, на произведение и частное).

г) А теперь начинаем движение в парах ограниченной сменности. Вам надо будет устно решить уравнения, для этого давайте вспомним, как найти неизвестный множитель? Как найти делимое? Как найти делитель?

Работа в П.О.С. (карточки см. приложение)

3. II вагон “Исторический”. Давайте пройдем во 2 вагон. Он называется “Исторический”. Числа миллион и миллиард – великаны. Считать подряд от 1 до миллиона и миллиарда нам не приходилось. Это займет много времени, но в жизни добычу полезных ископаемых, выплавку стали, изготовление различных машин исчисляют в миллионах и миллиардах. Давайте в тетради и на доске попробуем записать числа – великаны. На доске записаны числа, давайте их увеличим в 100, в 1000 и в 10 раз. Для этого вспоминаем правила умножения на 10, 100 и 1000.

На доске:

540 878 х 10 =

600 849 х 100 =

17 937 х 1 000 =

А теперь запишите число 2 428 600 327

- Прочитайте самое большое число

- Прочитайте самое маленькое число

- Какие арифметические действия мы с вами используем для решения задач и примеров?

- А какие знаки арифметических действий вы знаете?

Эти знаки появились 300-400 лет назад и до сиз пор помогают нам производить действия над числами.

4. III вагон “Сообразительный”. Наш третий вагон называется “Сообразитель-ный”. Здесь мы будем решать задачи.

# Автобус двигался со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние он прошел за 2 часа?

- Как найти S, зная V и T ? плакат S = V x T

- Чему равно расстояние?

- Составьте обратную задачу, в которой нужно узнать V.

- Чем является V в формуле? (1 множителем)

- Как найти 1 множитель? п л а к а т V = S : T

- Составьте обратную задачу, в которой нужно узнать Т.

- Чем является Т в формуле? (2 множителем)

- Как найти второй множитель? плакат T = S : V

- Пользуясь одной из формул, давайте решим задачу: Два поезда отправились из одного города в другие. V одного 240 км/ч, V второго 180 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут они через 3 часа?

(Составляем чертеж и решаем задачу)

- Что известно в задаче?

- Что надо найти?

- Эту задачу можно решить двумя способами. Ваша задача выбрать рациональный способ решения и задачу решить. (2 человека у доски решают задачу разными способами, затем выбор рационального способа)

I способ II способ
1) 240+180=420 (км/ч) V удаления 1) 240х3=720 (км)
2) 420х3=1260 (км) 2) 180х3=540 (км)
3) 720+540=1260 (км)

Запишите ответ задачи.

- А теперь будем решать примеры. Выберите на доске три посильных себе примера и решите их. (сам./работа)

29 х 32 478 х 84
723 х 142 804 х 72
802 х 103 7014 х 25

Ответы примеров на стенде, проверьте их.

5. IV вагон “Музыкальный” - Физминутка.

6. V вагон “Геометрический”. Мы в “Геометрическом вагоне”.

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

- Что значит найти суму длин сторон фигуры? (Найти Р)

- Назовите формулы по которым можно найти периметр прямоугольника и периметр квадрата.

- как найти площадь прямоугольника и площадь квадрата?

Работаем в П.П.С. (карточки см в приложении)

7. VI вагон “Загадочный”. Мы в последнем вагоне. Давайте немножко отдохнем и попробуем отгадать ребусы.

1) 17 +6 120 = 6 138

2) 17 х 7 = 144

3)Теперь поработаем в парах. У вас на столах карточки. Задавайте друг другу вопросы по очереди, а ответы проверим.

43+57 28+32 36+34
: 4 -40 +18
+15 х 3 : 11
х 2 - 18 х 5
-------- -------- ---------
80 42 40

8. Итог урока: Вы хорошо поработали. Мы на нашем поезде еще не ращ отправимся в страну Знаний и в путешествие по нашей Родине

- Чему сегодня научились на уроке?

- Что узнали нового, интересного.

- Вы хорошо работали. Спасибо за урок.

Приложение