Цель: сохранить интерес учащихся к ДПЧ через участие в конкурсах, позволяющих повторить статьи декларации прав человека.
Домашнее задание: название и девиз команды, повторение статей ДПР, повторение пословиц и поговорок.
В классе формируются 3 команды по 5 человек (капитан, докладчик, менеджер, художник, хронограф)
+эксперт (работа со словарем), помощники (2 человека).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы повторим статьи конвенции прав ребенка, которые изучали на протяжении нескольких недель и сделаем это в форме игры. Как вы считаете, что такое декларация и является ли это слово синонимом слова конвенция.
А теперь послушаем мнение эксперта о том, что такое конвенция (определение слова из словаря). А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “закон”?
Для этого нам понадобится слово-магнит, которое поможет понять, какие слова притягиваются к слову “закон”, а какие отталкиваются от него.
Девиз игры: Не учись разрушать, а учись строить (Девиз зашифрован в виде ребуса).
На протяжении всей игры мы с вами будем следовать правилам работы в группе. /Приложение 1./
А теперь пришло время представить наши команды. У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, художник оформляет задания, а хронограф засекает время выполнения каждого упражнения.
Инсценирование отрывков из сказок с последующим обсуждением:
1 команда (пример исценирования отрывка “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьёт по зеркальцу рукой).
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка).
Зеркальце. А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку).
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову). Веди царевну в глушь лесную, и связав её, живую под сосной там и оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновная? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не печалься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
2 команда “Лиса и заяц”
3 команда “Колобок”
2. Конкурсы:
1 конкурс “Разомнись-ка!”
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).
2 конкурс “Нарисуй-ка!”
По картине определите статью ДПЧ, к которой она могла быть отнесена (каждой команде предлагается 5 картин, 1 балл за правильный ответ).
Можно использовать иллюстрации и вырезки из журналов.
3 конкурс “Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).
Пословицы:
- Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
- Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
- Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
- Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
- По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
- Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
- Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
4 конкурс “Разгадай-ка!”
Кроссворд. (Каждой команде выдаётся одинаковый кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты)..
Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6
Кроссворд:
Свобода – 6 | д |
Религия – 4 | и |
Рабство – 4 | с |
Брак – 4 | к |
Труд – 2 | р |
Справедливость – 9 | и |
Имущество – 2 | м |
Убежище – 5 | и |
Образование – 9 | н |
Арест – 1 | а |
Декларация – 8 | ц |
Искусство – 1 | и |
Обязанности – 3 | я |
Дайте определение слова “дискриминация” (дополнительный балл за правильный ответ).
Физкультминутка
(ведущий надевает костюм доктора Айболита)
Ребята дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов.
5 конкурс “Подумай-ка!”
Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:
- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)
- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).
- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)
(какая команда напишет больше героев за 3 минуты, та получает большее количество баллов).
6 конкурс “Определи-ка!”
Закончить фразу: (5 фраз для каждой команды).
Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище.
Фразы:
- Карабас Барабас нарушал _________________________________
- Колобок имел право _____________________________________
- Лиса не имела права ______________________________________
- Буратино имел право _____________________________________
- Гадкий утёнок имел право _________________________________
- Балда имел право _________________________________________
- Кощей Бессмертный нарушал права__________________________
- Князь Гвидон имел право __________________________________
- Баба Яга нарушала права ___________________________________
- Красная шапочка имела право _______________________________
7 конкурс “Угадай-ка!”
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
Командный лист /Приложение 2./
Статьи конвенции прав ребенка /Приложение 3./
Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов.