Программа элективного курса "Художественная обработка дерева"

Разделы: Технология


В настоящее время остро стоит вопрос профессиональной ориентации учащихся. В среде молодежи сложилось пренебрежительное отношение к рабочим специальностям. Данный элективный курс знакомит учащихся с профессией резчика по дереву, основой которой являются народные ремесла. Народное творчество создавало, воспитывало человека как творческую личность, учило любить труд и видеть мир глазами художника, одухотворяло человека любовью к людям, к природе, к Родине. Поэтому очень важно сохранить и приумножить народное творчество. Занятия курса характеризуются направленностью на овладение знаниями, умениями и навыками, на трудовое и эстетическое воспитание. На занятиях воспитанники развивают волевые качества, необходимые в труде, целенаправленность, ответственность, потребность обогащать себя новыми знаниями и навыками в работе. В процессе создания изделий учащиеся на практике применяют знания, полученные в школе на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, литературы, истории, биологии. На занятиях происходит становление, воспитание и развитие в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личности, творческих способностей.

Предлагаемый элективный курс “Художественная обработка дерева” разработан на основе авторской программы “Руки создают человека” и служит для профессиональной ориентации учащихся 9-х классов по направлению “Художественная обработка дерева”, и обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащихся конкретной профессии. Программа включает занятия по введению в профессию резчика по дереву, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определенных профессиональных навыков и умений.

Цель: профессиональная ориентация учащихся на профессии, связанные с художественной обработкой дерева, ознакомление с народными промыслами, обучение основным приемам и правилам выполнения резьбы по дереву, приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции.

Содержание данного курса позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить учащихся с профессиями, связанных с обработкой дерева, с декоративно-прикладным искусством;
  • выявить способности учащихся к художественной обработке дерева;
  • развить у школьников интерес к художественной обработке дерева;
  • освоить правила и приёмы резьбы по дереву;
  • освоить технологические процессы и последовательность выполнения контурной, рельефной резьбы.

Элективный курс рассчитан на 17 часов. Недельная норма 2 часа. Возрастная категория – учащиеся девятых классов.

 Учебно-тематический план

Тема Кол-во часов Теор. Практ.
1. Цели и задачи курса обучения. Анкетирование учащихся. Осознанный выбор профессии. Художественная обработка дерева. История происхождения и развития народных промыслов России. 1 0,5 0,5
2. Мастерская. Правила поведения в мастерской. Инструменты. История происхождения и развития инструментов. Древесина, применяемая в резьбе по дереву, и особенности её обработки. Техника безопасности и первая медицинская помощь. 2 1 1
3. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Контурная резьба. Основы композиции. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты. 4 0,5 3,5
4. Рельефная резьба. Инструменты, материалы. Технология изготовления. Основы композиции. 4 0,5 3,5
5. Рельефная резьба. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Творческая работа. 5 0,5 4,5
6. Выставка. Защита работ. Знакомства с образовательными учреждениями по профессии резчика по дереву. 1 1  
7. Итого 17 4 13

Содержание курса

Тема 1 (1 час). Цели и задачи курса обучения. Анкетирование учащихся с целью осознанного выбора профессии. Художественная обработка дерева. История происхождения и развития народных промыслов России.

Тема 2 (2 часа). Мастерская. Правила поведения в мастерской. Инструменты. История происхождения и развития инструментов. Техника безопасности и первая медицинская помощь. Древесина и особенности её обработки.

Роль дерева в жизни человека. Охрана природы. Древесина и особенности её обработки. Выбор и подготовка древесины для резьбы.

Техника безопасности.

Практическая работа. Изготовление заготовки (пластины) для резьбы по дереву. Пластина 100х250х10 мм. Кедр.

Тема 3 (4 часа). Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Контурная резьба. Основы композиции. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты.

Практическая работа. Выполнение контурной резьбы по образцу. Резная пластина 100?250?10 мм. Кедр.

Тема 4 (4 часа). Рельефная резьба. Инструменты, материалы. Технология изготовления. Основы композиции. Обучение основным приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции.

Практическая работа. Выполнение рельефной резьбы по образцу. Пластина 100?250?20 мм. Кедр.

Тема 5 (5 часов). Рельефная резьба. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Творческая работа учащихся.

Практическая работа. Изготовление декоративной пластины с композицией на произвольную тему. Кедр. 200?300?200 мм.

Тема 6 (1 час). Итоговая выставка. Защита работ. Знакомство с образовательными учреждениями по профессии резчика по дереву.

Содержание курса способствует решению задач самоопределения ученика и дальнейшего выбора профессиональной деятельности.

Виды деятельности и формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, деловые игры.

Занятия проводятся в школьной мастерской по обработке дерева (столярная мастерская).

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева;
  • особенности и технологию изготовления контурной, рельефной резьбы по дереву;
  • основы композиции;
  • виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева, инструменты, оборудование и приспособления;
  • правила безопасности труда и требования к организации рабочего места, оказание первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

  • различать изделия разных видов обработки дерева;
  • выполнять простые столярные изделия, владеть инструментом;
  • делать зарисовки с образцов изделий;
  • владеть инструментами, применяемыми в художественной обработке дерева;
  • следить за соблюдением правил культуры труда;
  • содержать в порядке рабочее место;
  • экономно использовать материалы;
  • пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
  • видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы;
  • затачивать и править инструменты;
  • владеть приемами резьбы по дереву.

Практическим результатом деятельности учащихся служит творческая работа в традициях народных промыслов России.

Формой контроля теоретических знаний служит зачет и творческая защита выполненной на курсах работы.

Список литературы.

  1. Л.А. Логачева. Основы мастерства резчика по дереву. М.: Издательство “Народное творчество”, 2005.
  2. Г.Я. Федотов. Дерево. Техника резьбы. М.: Издательство “Эксмо-Пресс”, 2001.
  3. А.Ф. Афанасьев. Резьба по дереву. М.: Издательство “Культура и традиции”, 1999.
  4. Б.Нейл. Стильные штучки из дерева. М.: Издательство “Аст-Пресс”, 2006.
  5. Г.Я. Федотов. Деревянная пластика. М.: Издательство “Эксмо-Пресс”, 2004.
  6. А.С.Хворостов, Д.А. Хворостов. Искусство деревянной мозаики. М.: Издательство “Культура и традиции”, 2005.
  7. С.А. Ариарский. Сто удивительных поделок. М.: Издательство “Детская литература”, 2001.
  8. Л.В. Мельникова. Методика трудового обучения. М.: Издательство “Просвещение”, 1995.
  9. А.А. Абросимова. Художественная резьба по дереву. М.: Издательство “Высшая школа”, 1995.
  10. И.П. Волков. Учимся творчеству. М.: Издательство “Педагогика”, 1988.