В настоящее время остро стоит вопрос профессиональной ориентации учащихся. В среде молодежи сложилось пренебрежительное отношение к рабочим специальностям. Данный элективный курс знакомит учащихся с профессией резчика по дереву, основой которой являются народные ремесла. Народное творчество создавало, воспитывало человека как творческую личность, учило любить труд и видеть мир глазами художника, одухотворяло человека любовью к людям, к природе, к Родине. Поэтому очень важно сохранить и приумножить народное творчество. Занятия курса характеризуются направленностью на овладение знаниями, умениями и навыками, на трудовое и эстетическое воспитание. На занятиях воспитанники развивают волевые качества, необходимые в труде, целенаправленность, ответственность, потребность обогащать себя новыми знаниями и навыками в работе. В процессе создания изделий учащиеся на практике применяют знания, полученные в школе на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, литературы, истории, биологии. На занятиях происходит становление, воспитание и развитие в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личности, творческих способностей.
Предлагаемый элективный курс “Художественная обработка дерева” разработан на основе авторской программы “Руки создают человека” и служит для профессиональной ориентации учащихся 9-х классов по направлению “Художественная обработка дерева”, и обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащихся конкретной профессии. Программа включает занятия по введению в профессию резчика по дереву, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определенных профессиональных навыков и умений.
Цель: профессиональная ориентация учащихся на профессии, связанные с художественной обработкой дерева, ознакомление с народными промыслами, обучение основным приемам и правилам выполнения резьбы по дереву, приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции.
Содержание данного курса позволяет решить следующие задачи:
- познакомить учащихся с профессиями, связанных с обработкой дерева, с декоративно-прикладным искусством;
- выявить способности учащихся к художественной обработке дерева;
- развить у школьников интерес к художественной обработке дерева;
- освоить правила и приёмы резьбы по дереву;
- освоить технологические процессы и последовательность выполнения контурной, рельефной резьбы.
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Недельная норма 2 часа. Возрастная категория – учащиеся девятых классов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1. | Цели и задачи курса обучения. Анкетирование учащихся. Осознанный выбор профессии. Художественная обработка дерева. История происхождения и развития народных промыслов России. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Мастерская. Правила поведения в мастерской. Инструменты. История происхождения и развития инструментов. Древесина, применяемая в резьбе по дереву, и особенности её обработки. Техника безопасности и первая медицинская помощь. | 2 | 1 | 1 |
3. | Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Контурная резьба. Основы композиции. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты. | 4 | 0,5 | 3,5 |
4. | Рельефная резьба. Инструменты, материалы. Технология изготовления. Основы композиции. | 4 | 0,5 | 3,5 |
5. | Рельефная резьба. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Творческая работа. | 5 | 0,5 | 4,5 |
6. | Выставка. Защита работ. Знакомства с образовательными учреждениями по профессии резчика по дереву. | 1 | 1 | |
7. | Итого | 17 | 4 | 13 |
Содержание курса
Тема 1 (1 час). Цели и задачи курса обучения. Анкетирование учащихся с целью осознанного выбора профессии. Художественная обработка дерева. История происхождения и развития народных промыслов России.
Тема 2 (2 часа). Мастерская. Правила поведения в мастерской. Инструменты. История происхождения и развития инструментов. Техника безопасности и первая медицинская помощь. Древесина и особенности её обработки.
Роль дерева в жизни человека. Охрана природы. Древесина и особенности её обработки. Выбор и подготовка древесины для резьбы.
Техника безопасности.
Практическая работа. Изготовление заготовки (пластины) для резьбы по дереву. Пластина 100х250х10 мм. Кедр.
Тема 3 (4 часа). Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Контурная резьба. Основы композиции. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты.
Практическая работа. Выполнение контурной резьбы по образцу. Резная пластина 100?250?10 мм. Кедр.
Тема 4 (4 часа). Рельефная резьба. Инструменты, материалы. Технология изготовления. Основы композиции. Обучение основным приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции.
Практическая работа. Выполнение рельефной резьбы по образцу. Пластина 100?250?20 мм. Кедр.
Тема 5 (5 часов). Рельефная резьба. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Творческая работа учащихся.
Практическая работа. Изготовление декоративной пластины с композицией на произвольную тему. Кедр. 200?300?200 мм.
Тема 6 (1 час). Итоговая выставка. Защита работ. Знакомство с образовательными учреждениями по профессии резчика по дереву.
Содержание курса способствует решению задач самоопределения ученика и дальнейшего выбора профессиональной деятельности.
Виды деятельности и формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, деловые игры.
Занятия проводятся в школьной мастерской по обработке дерева (столярная мастерская).
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о видах художественной обработки дерева;
- особенности и технологию изготовления контурной, рельефной резьбы по дереву;
- основы композиции;
- виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева, инструменты, оборудование и приспособления;
- правила безопасности труда и требования к организации рабочего места, оказание первой медицинской помощи.
Учащиеся должны уметь:
- различать изделия разных видов обработки дерева;
- выполнять простые столярные изделия, владеть инструментом;
- делать зарисовки с образцов изделий;
- владеть инструментами, применяемыми в художественной обработке дерева;
- следить за соблюдением правил культуры труда;
- содержать в порядке рабочее место;
- экономно использовать материалы;
- пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
- видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы;
- затачивать и править инструменты;
- владеть приемами резьбы по дереву.
Практическим результатом деятельности учащихся служит творческая работа в традициях народных промыслов России.
Формой контроля теоретических знаний служит зачет и творческая защита выполненной на курсах работы.
Список литературы.
- Л.А. Логачева. Основы мастерства резчика по дереву. М.: Издательство “Народное творчество”, 2005.
- Г.Я. Федотов. Дерево. Техника резьбы. М.: Издательство “Эксмо-Пресс”, 2001.
- А.Ф. Афанасьев. Резьба по дереву. М.: Издательство “Культура и традиции”, 1999.
- Б.Нейл. Стильные штучки из дерева. М.: Издательство “Аст-Пресс”, 2006.
- Г.Я. Федотов. Деревянная пластика. М.: Издательство “Эксмо-Пресс”, 2004.
- А.С.Хворостов, Д.А. Хворостов. Искусство деревянной мозаики. М.: Издательство “Культура и традиции”, 2005.
- С.А. Ариарский. Сто удивительных поделок. М.: Издательство “Детская литература”, 2001.
- Л.В. Мельникова. Методика трудового обучения. М.: Издательство “Просвещение”, 1995.
- А.А. Абросимова. Художественная резьба по дереву. М.: Издательство “Высшая школа”, 1995.
- И.П. Волков. Учимся творчеству. М.: Издательство “Педагогика”, 1988.