Программные задачи:
- развивать элементарные математические
представления:
- умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;
- навыки соотнесения цифры с количеством предметов;
- умения составлять геометрические фигуры из палочек приёмом пристроения;
- умения находить геометрические фигуры, используя символы, обозначающие их свойства.
- развивать мыслительные операции классификации и обобщения.
- развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, тактильно-двигательное восприятие, восприятие пространственных отношений, речь (согласование существительного с числительным в роде, числе, падеже).
Оборудование:
- демонстрационное – фигуры для фланелеграфа (домашние животные),
- лабиринт,
- картинки для счёта,
- логические таблицы,
- знаки-символы,
- два (красный и зелёный) обруча,
- плоскостные геометрические фигуры разных цветов,
- набор цифр,
- мешочек,
- музыкальный центр,
- аудиозапись.
- индивидуальное – пеналы с геометрическими фигурами,
- счётные палочки,
- разрезные квадраты,
- лабиринты (уменьшенные копии демонстрационного),
- карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Сегодня на занятии по математике нам потребуется смекалка, внимание, и находчивость. Готовы ли вы к занятию? Мы сейчас проверим.
– Покажите на пальчиках ответ:
- Сколько хвостиков у кошки?
- Сколько сторон у треугольника?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько колёс у машины?
- Сколько вам лет?
– Молодцы! Я вижу, что вы к занятию готовы.
II. Закрепление счёта в пределах семи, соотнесение цифры и количества, согласование существительного с количественным числительным. <Рисунок1>
– Посмотрите внимательно на картину, сосчитайте предметы, найдите нужную цифру.
– Вспомните стихотворения о каждой цифре.
(6 ёлочек, 5 грибков, 3 белки, 4 рыбки, 7 домиков).
III. Закрепление порядкового счёта, согласование существительного с порядковым числительным. <Рисунок2>
– В этих домиках живут необычные жители. Кто это? (домашние животные)
– Сосчитаем, сколько всего животных вышло к нам навстречу?
– Кто первый? Кто третий? Какой по счёту идёт баран? А телёнок?
– Молодцы! Животные подарили нам игру: “Загадки без слов”.
IV. Закрепление умения находить геометрическую фигуру по заданным свойствам (символы свойств). <Рисунок3>
– Какую фигуру я задумала? Догадайтесь и найдите эту фигуру в своих пеналах.(4-5 карт-символов). Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на прогулку.
V. Динамическая пауза под аудиозапись песенки “Вместе весело шагать”.
VI. Закрепление пространственных отношений. “Лабиринт”. <Рисунок4>
– Мы отдохнули на прогулке, а теперь отправимся в Город геометрических фигур. Путь не лёгкий, но поможет нам карта. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать дорогу. Как мы будем двигаться?(пойдём прямо, свернём у пенька направо, пойдём снова прямо, у ёлочки повернём налево и т.д.).
VII. Закрепление умения составлять геометрические фигуры, развитие мелкой моторики, логического мышления.
– Вот мы и пришли в Город геометрических фигур. Кто нас встречает? Какое настроение у фигур? Злой волшебник сломал в городе все домики, а жителей заколдовал. Мы можем их спасти, если выполним трудные задания. Готовы? Начали.
- Пальчиковые упражнения: “Ёлочка”, “Лесенка”, “Птичка”.
- Из пяти палочек выложите два треугольника.
- Сложи квадрат из частей.
- Какая фигура получится, если все возьмёмся за руки?
VIII. Динамическая пауза под аудиозапись песни “Встаньте, дети, встаньте в круг…”.
IX. Развитие тактильно-двигательного восприятия.
– Волшебник спрятал фигуры в этом мешочке. Фигуру на ощупь узнай, назови и достань.
– Фигурки спасены, но их домики разрушены. Давайте поселим фигуры в новые домики.
X. Развитие умения классифицировать фигуры по двум признакам: цвет и форма.
– В красном обруче будут жить все красные фигуры, а в зелёном обруче – все квадраты.
– Посели фигуру в домик и объясни. Все геометрические фигуры поселились в новых домах, они вам очень благодарны и подарили картину-загадку.
XI. Развитие логического мышления.
– Найди лишнюю фигуру и объясни, почему она не подходит к остальным?
XII. Итог занятия.
– Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Кто на занятии был самым внимательным? Молодцы!