Урок обучения грамоте по теме "Буквы «Ш, ш», обозначающие согласный звук [ш]", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Познакомить детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  2. Учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь; воспитывать дружелюбие, интерес к школе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

Сегодня на уроке у нас гости. Они посмотрят, чему вы научились за 3 месяца учебы.

- Ребята, отгадайте загадки, а затем скажите, какая общая тема объединяет все слова- отгадки.

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь)

Отгадай, что за вещица - острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет, сеет семена, не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки. (ручка)

Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (книга)

- Какая же тема объединила все эти загадки в одну группу? (школьные принадлежности)

Все вы стали школьниками. Наш урок чтения мы начнем с разминки.

II. Фонематическая разминка

1. Дети поют гласные звуки (по ленте букв)

  • Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (а,о,у,ы,э)
  • Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных. (и,е, я.ю,ё)
  • Назовите гласные, которые могут обозначать два звука. (е,я ю.е)
  • Когда гласная буква е обозначает два звука? (Когда стоит в начале слова или после гласной)

2. Чем гласные отличаются от согласных?

- Что знаете о согласных буквах? (они обозначают звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие звуки)

- Какие из них обозначают всегда мягкие звуки? (ч)

- Есть ли среди них те, которые обозначают всегда твердые согласные звуки?

-Правильно вы ответили на мой последний вопрос или нет, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны и старательны.

-Обратите свое внимание на слоги. Прочитаем столбиками (по цепочке)

Читают слоги. (по табличкам)

Сам пам там

сом пом том
сон пон тон
сын пун тур

сыр пур тыр
сор пыр шум

-В каком слове встретили букву, которую мы не изучали?

-Где можно услышать шум ? (в классе, на перемене, на улице, змея)

III. Аутогенная тренировка. Постановка темы и цели урока.

Шум можно услышать в природе. Я предлагаю послушать музыку и подумать, где в природе можно услышать шум? (шум моря). Закройте глаза и прислушайтесь. Дети слушают шум моря.

Откройте глаза

звуки моря

- Где вы оказались ? (у моря)

слайд 3 (море)

- Какой звук оно вам говорит? ШШШШШШШШ

Сегодня мы познакомимся с буквой которая обозначается звуком моря ШШШШШШШШШШШ. (на доску)

- Кто может шипеть? шипит змея (Ш-ш-ш-ш-ш) шипит гусь? (Ш-ш-ш-ш-ш)

- Как мы произносим звук [ш]? (воздух встречает преграду)

- В каком доме живет эта буква ? (в доме согласных) Почему ее поместили в нижней строке? (она обозначает глухой звук)

Вывод: Звук [ш] согласный, глухой, твердый, шипящий.

4. Работа над новым материалом.

- Напечатаем букву “ш” в тетради (превратим в шкаф) сложим слова со звуком [ш]

Место звука [ш] в словах

- Давайте соберем в него как можно больше слов с этим звуком. (дети печатают и рисуют в тетради)

. Читаете слово и говорите, в каком месте вы слышите звук [ш] (в начале, в конце,в середине) Я тоже собрала слова, но в моих словах буква потерялась Проверим, может ваши слова совпали с моими.

Читают слова цепочкой.

Слайд 4 и 5 слова и картинки

А сейчас задание сложнее? Посмотрите и скажите какое слова спряталось в этой схеме? Слайд 6 и 7

Некоторые из ребят ошибались, какую пословицу в таких случаях можно применить?

Поспешишь, людей насмешишь.

5. Работа по учебнику -Чтение пословиц.

Открыли учебники,найдите пословицы, прочитайте про себя.

-Чтение вслух. Как вы их понимаете?

5.1 Артикуляционная разминка.

Слайд 8

Гри-ша Ми-ша На-та-ша

Как зовут этих ребят? Какое имя самое длинное? Почему? Сколько слогов? Докажите.

- Почему у Гриши хорошее настроение? (Он умеет внимательно слушать.) А как вы можете слушать друг друга? Гриша хочет, чтобы вы прочитали ему с веселым настроением, Маша- с грустным, Наташа- с сердитым.

Какая из пословиц по смыслу ближе к вам, как к ученикам. (Знай больше, а говори меньше). Действительно, вы должны многое знать.

- Какой слог у этих слов общий? (ша) -Где находится этот слог? (в конце слова)

5.2 Сочиняем чистоговорки.

Мы попробуем побывать в роли юных поэтов. Сочиним чистоговорки.

Слайд  9

Используя слог ша, попробуем сочинить чистоговорки, чтобы последнее слово заканчивалось на ша

ША-Ша-ша – мы ходим неспеша, посмотри на малыша ша-ша-ша-……………
Шу-шу шу- я сижу и не дышу, я в кино спешу шу-шу-шу-……………
Шо – шо – що –мне здесь хорошо. шо-шо-шо -……………

Поработали вы хорошо, покажите как хорошо вы живете в школе

6. Физкультминутка

На каждый вопрос дети хором отвечают “Вот так!”

Как мы в школе живём?

- Вот так! (Дети вытягивают руки вперёд и показывают большой палец).

- Как мы в школу идём?

- Вот так! (Ходьба на месте).

- А как в школу бежим? (lдети показывают)

- Как мы в школе молчим?

- Вот так! (палец к губам)

- Как мы в школе грозим?

- Вот так!

- А сидим?

- Вот так! (Все тихо садятся) Услышали тишину? –В этом слове есть звук [ш]?

7. Работа по развитию памяти,внимания, мышления Я вам прочитаю стихотворение. А вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ш].

1. Кто больше запомнит слов со звуком [ш]

В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит. Шепот к шороху спешит, Шопот по лесу спешит.

- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу: шу-шу-шу да ши-ши-ши
Тише, шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!
- Слышишь?
- Слышу.
- Шебаршаться где-то мыши,
Под кореньями шуршат-
Дружно шишку шелушат.
Тише, Шорох, не дыши!
Слышишь?
- Слышу…
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат,
- Рыщут-ищут лягушат.
- Слышишь?
- Слышу…
Две букашки
Спать устроились в ромашке.
А это шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели.
-Что еще ты слышишь, Шорох?
Тише!
Слышу
Тишину…

- Какие слова с новым звуком запомнили?

- А некоторые из этих слов спрятались в таблице. Попробуем их найти. Будем искателями.

2. Найди слово Слайд 10

3. Заглавная буква в именах собственных. Рисунок кошки и собаки слайд11
а) - Кого называют Пушок?

- Кого называют Шарик? Эти слова особенные, в чем их особенность (пишутся с большой буквы)

- К каким животным отнесем кошку и собаку? (к домашним)

- А каких домашних птиц вы знаете?

VII. Работа по “Азбуке”

Слайд 12

Страница учебника

1. Чтение стихотворения про себя.

- О ком вы прочитали? (о петушках)

- Каких петушков имеет ввиду автор? (………)

- Как можно еще назвать этих петушков? (драчуны, хулиганы)

- Где можно встретить таких петушков? (в Школе….)

2. Выборочное чтение

- Прочитайте слова с буквой “ш”

А как надо вести себя в школе?

В школе есть и хорошие ребята. Я знаю девочку Сашу, которая помогла сшить шапку другу Саньке.

VIII. Работа со скороговоркой

Слайд 13

Сшила Саша Саньке Шапку.

Сшила Саша Саньке Шапку.

Сшила Саша Саньке Шапку.

Сшила Саша Саньке Шапку.

ХI. Подведение итогов. Мы сегодня хорошо потрудились. Давайте вспомним, что интересного было на уроке?

О парных согласных мы говорили на уроке, в парах поработали, а теперь найдите свою пару и прочитайте мои мысли о ваших успехах. Детям раздаются конверты с разрезанными деталями. Нужно из них сложить фигурки и прочитать полученное слово.

Слайд 14

Примечание: Презентацию к уроку, можно получить у автора!