Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развивать мышление и доставить наслаждение от встречи с любимыми персонажами.
В русской школе всегда прежде всего учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать? Существует теория формирования читательской деятельностью, которой я пользуюсь и учу детей любить и читать книги.
Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому ставлю задачу – интенсивно совершенствовать технику чтения учащихся во 2-4-х классах. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения и к концу обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с ориентированным темпом 90-100 слов в минуту.
Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественных произведений, формирования читательских интересов, развития речи, уроки, где в комплексе решались задачи образования, воспитания и развития. Поэтому обучение процессу чтения нельзя свести к технике чтения, это процесс двусторонний, включающий технику чтения и понимание прочитанного.
Первым продуктивным способом чтения является плавное слоговое чтение. Успешному формированию этого способа чтения использую игровой материал.
“Последний слог в слове за тобой”
Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко… (- ни, - зы, - тик)
“Цепочка слогов”
Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например: Мама пошла в мага… (зин)
Таня учит уро…. (ки)
Птицы вьют гнёз … (да)
“Эхо”
Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Например: школа – шко, дорога – ро.
Исходным моментом в процессе формирования навыка чтения является анализ звучащей речи. Наименьшими единицами речи являются звуки. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки. Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечивает возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении.
“А-а-а!” - плачет ребёнок;
“У-у-у!” - воет волк, гудит паровоз;
“Р-р-р!” - рычит собака;
“З-з-з!” - звенит комар;
“Пять слов”
Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.
“Запрещённый звук”
Учитель последовательно называет слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный учителем звук.
“Звук заблудился”
Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который “заблудился” - попал не в своё слово.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.
“Найди лишнюю букву”
На доске записывается несколько строчек одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна, которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.
По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, обводит её кружочком.
“Полубуковка”
Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву.
“Не проморгай”
Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.
“Свяжи варежки”
На доске вразброс прикреплены бумажные варежки. Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять их линиями и говорить “Я связал варежки с буквой “Н”.
Одной из важнейших задач является обучение детей чтению прямого открытого слога. Научившись читать слог-слияние, дети могут читать любой слог. В данной работе использую следующие игры:
“Четвёртый лишний”
На доске записываются несколько слогов-слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Вызванный ученик находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее.
ВА, ВА, ВА, ва.
ву, ву, ВУ, ву.
“Выбирай любую букву”
Учитель выставляет карточки гласных букв на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе. Вызванный ученик берёт карточку, подставляет её к гласной и читает слог.
От чтения слогов переходим к чтению слов и предложений. В методике обучения грамоте существуют разные точки зрения по поводу многоразового чтения одного и того же текста и чтения множества текстов однократно. Я считаю, что без многоразового чтения на первых ступенях обучения чтению не обойтись. При многоразовом чтении ребёнок привыкает к графическому облику слов и учится охватывать всё слово. Предложенные игры дают возможность дополнительно прочитывать слова из учебника, а так же дополнительные слова, не предусмотренные словарём “Азбуки”. Игры обеспечивают многоразовое чтение нового материала в разных сочетаниях.
“Помоги слову найти последнюю букву”
Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы:
СЛО З ГЛА М СТО К ГРИ Н
“Составь предложение”
На доске печатными буквами написано слово. Дети хором читают его и составляют с ним предложение.
“Кто здесь живёт?”
На доске вразброс прикреплены карточки с названиями животных и их жилья. Дети читают названия жилья и соединяют это слово с соответствующим названием животного.
Берлога – медведь
Нора – лиса
Дупло – белка
На каждом уроке чтения использую слоговые таблицы, их в моей копилке несколько разных видов. На начальном этапе учимся читать слоги, затем при помощи таблиц вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.
“С кочки на кочку”
Учитель, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.
“Договори слово”
Учитель показывает слог на таблице. Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова набираются из слогов из кассы букв.
“Найди слог”
Учитель спрашивает: “Какой слог находится между слогами НИ и НЯ?” Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик показывает слог и читает его.
“Думай, не опаздывай”
К доске выходят два ученика. Первый из них показывает какой-нибудь слог, второй за время, отсчитанное классом (3 хлопка в ладоши), должен набрать слоги и буквы, которые могут быть продолжением слова. Класс хором прочитывает названное слово.
Очень важно в период обучения чтению развивать способность видеть как можно больше букв. На первых уроках чтения ученик видит одну букву и соотносит её со звуком. Затем взгляд ученика схватывает две-три буквы, а потом целые слова. Предлагаю дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов, слов.
“Читатель – молния”
На доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 сек. открывает ширму и снова закрывает её. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
“Глаз – фотограф”
На наборном полотне устанавливаются 4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 сек. и убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке.
“Буквенные пирамиды”
Учитель пишет на доске слоги, отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами одного слога постепенно увеличивается таким образом, что столбик приобретает вид пирамиды.
Вдоль вертикальной линии печатными буквами записываются слова. Расстояние увеличивается.
Во 2-4-х классах навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на четыре группы:
- для сознательного чтения (логические упражнения и игры по составлению слов);
- для формирования правильности чтения (упражнения направленные на развитие внимания, памяти);
- для развития беглости чтения (упражнения для расширения поля зрения и активизации органов речи);
- для развития выразительности чтения;
Предлагаю подборку упражнений, используемую на данном этапе.
- Что общего в словах и чем они различаются?
мел-мель, мал-мял, мыл-мил
- Назови одним словом.
чиж, грач, сова, ласточка, стриж
картофель, свёкла, капуста, лук
- Найди слово в слове.
гроза, газета, ярмарка, поднос, шутка
- Раздели слова на группы.
корова, шкаф, стул, коза, диван, овца
- Опиши предмет (показать рисунок и убрать)
- Повтори скороговорку, предложение, текст.
- Заучивание четверостиший.
- Назови по порядку.
беда буря плач несчастье вьюга рёв горе позёмка слёзы печаль метель рыдания
Работа с наборами Т.Н.Федоренко
- “Кто быстрее?” найти в тексте заданное предложение.
- Чтение с разными оттенками интонации.
- Упражнения для дыхания.
- Чтение по ролям.
У каждого ученика моего класса в специальной папке “ЧТЕНИЕ” собраны памятки работы с текстом, с басней, стихотворением, сказкой. Так же в папке имеется раздел “Виды работ над текстом на уроке чтения” - это дополнительные задания к тексту. Например: 1-й ряд №2 “Выразительное чтение”, 2-й ряд №30 “Нарисуй иллюстрацию”, 3-й ряд № “Краткий пересказ”.
На протяжении нескольких лет пользуюсь закладкой для записи домашних заданий. Закладка имеет форму обыкновенного листа, на котором перечислены виды заданий под номерами, удобными вам. При записи домашнего задания достаточно записать №. . Достоинство закладки являются:
- информированность детей о характере задания;
- информированность родителей о системе работы по чтению;
- быстрота и удобство записи домашнего задания;
- возможность самоконтроля со стороны учащегося;
- возможность контроля со стороны родителей;
Для проверки осознанности чтения использую тесты.
Организовала эффективный контроль за формированием у учащихся навыка беглого чтения. У каждого ребёнка есть читательский дневник, где отмечаем прочитанные произведения. Провожу замер техники чтения 1 раз в месяц. Результаты заносятся в специальную папку и в “Уголок читателя”.
Приобретённые учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения даёт определённые гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволят сохранить в среднем звене качественную успеваемость.
Литература
- Н.Н.Светловская “Основы науки о читателе” М.,2003.
- Н.Д. Путина “Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения” ж. “Н.Ш” №3 2002.
- В.В. “Занимательное азбуковедение” Екатеринбург, АРД, 1994.
- Н.Н.Максимук “Игры по обучению грамоте и чтению” Москва “ВАКО” 2004.