Этнокультурное положение Астраханской области

Разделы: География


Цели:

  • познакомить учащихся с разнообразием народов, проживающих на территории Астраханской области;
  • сформировать представление о культуре народов (религии, жилище, одежде, пище, этических нормах).

Задачи:

  1. Развивать творческие способности, умение анализировать и систематизировать материал;
  2. Воспитать гуманистическое отношение к другим народам через знакомство с их бытом, музыкой, костюмами и через обращение к художественной литературе об этих народах;
  3. Развивать умения работать с дополнительной литературой, выступать с сообщением и слушать выступления своих товарищей.

В конце урока обучающиеся должны знать:

  • какие народы населяют территорию Астраханской области;
  • места проживания этих народов;
  • культуру народов.

В конце урока обучающиеся должны уметь:

  • работать с источниками дополнительной литературы и отвечать на вопросы задания;
  • составить карту данной национальности на основе дополнительного материала;
  • самостоятельно работать в малых группах.

Оборудование для учителя:

  • физическая карта Астраханской области, политико-административная карта Астраханской области;
  • статистический материал о численности населения Астраханской области по районам;
  • мультимедийный проектор;
  • конспект урока;
  • магнитофон с записями музыки татар, казахов, калмыков;
  • выставка книг.

Оборудование для учащихся:

  • атлас Астраханской области;
  • физическая карта Астраханской области, политико-административная карта Астраханской области;
  • учебник “География России” 8 класс.
  • листы ватмана - 3шт.;
  • иллюстрации по теме “Население Астраханской области”;
  • ножницы 3шт.;
  • клей 3 шт., фломастеры, маркеры;
  • конверты с заданиями;
  • элементы костюмов.

Парты расставлены на 3 группы.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места.

Учащиеся распределяются на 3 группы.

2. Создание проблемной ситуации.

Учитель Ребята, сегодня наш урок пройдет необычно. Почему необычно? Потому, что сегодня на уроке мы с вами обобщим материал и сделаем свою исследовательскую работу. Мы прошли тему “Россия на карте мира”, где очень подробно познакомились с географическим положением. Какие виды географического положения вы знаете?

Ответ уч-ся: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное положение.

Учитель Обратите внимание на доску. Тема нашего урока “Этнокультурное положение Астраханской области”. Запишите число и тему урока в своих рабочих тетрадях. Мы выяснили, что этнокультурное положение является одним из видов географического положения. А что значит этнокультурное положение?

Ответ уч-ся: Это важнейший аспект географического положения России. Оно оценивает взаимосвязи и взаимопроникновение культуры, искусства, науки России и народов других стран, а также ее связь с мировыми центрами культуры.

Учитель Правильно, молодцы. Мы познакомимся сегодня с народами, которые проживают на территории области, и сделаем первый час шаг к созданию нашего большого, практически значимого проекта – это создание предметного уголка “Астраханская область: географические аспекты устойчивого развития”. Ребята посмотрите, в название темы урока и в название проекта мы взяли Астраханскую область. А как вы думаете, почему?

Ответ уч-ся: Потому, что здесь мы живем. Это наша малая Родина.

Учитель: во-первых, после распада СССР и установления статуса России как суверенного государства Астраханская область стала поистине южным форпостом Российской Федерации, а, во-вторых, как вы уже сказали, Астраханская область – это наша с вами малая Родина, которую мы должны знать и любить. Изучая Россию, тему за темой мы всегда будем изучать и Астраханскую область. И к концу года мы получим предметный уголок, который будет посвящен нашему краю.

А как вы думаете, почему из всех видов географического положения мы взяли именно этнокультурное положение Астраханской области?

Ответ уч-ся: потому что на территории нашей области проживает много национальностей.

Учитель: правильно. Область является одним из уникальных регионов России по своему национально-этническому составу. Со времени присоединения Астраханского ханства к Московскому государству Астраханский край в силу географического положения и исторических условий представляет собой ярко выраженный полиэтнический регион. Давайте вспомним, что означает слово “полиэтнический”?

Ответ уч-ся: слово полиэтнический состоит из двух слов “Поли” и “Этнос”, что означает много народов или национальностей.

Учитель: И первая наша часть в создании проекта будет ваша проектно-исследовательская работа “Этнический портрет Астраханской области”.

Ребята, а сейчас внимательно прослушайте небольшой историко-географический отрывок и потом скажите, какие народы проживают на территории нашей области:

(при прослушивании отрывка используется мультимедийный проектор)

“Представьте себе на минуту, что ученые изобрели машину времени, на которой мы с вами смогли оказаться в Астрахани 16 века. Что бы нас поразило больше всего? Деревянный кремль на высоком холме? Волга, плещущаяся у стен Кремля? А может быть, различные суда и многочисленные лодочки? Наверное, нет: прежде чем мы успели оглянуться, выйдя из машины, мы бы удивились, услышав многоголосие и разнообразие языков, слышных отовсюду. Приглядевшись, мы были бы поражены и разнообразием внешнего вида и одежд окружающих нас людей. “Что за разноязыкое, разноплеменное место! Новый Вавилон!” - воскликните вы и вряд ли ошибетесь. Русский язык, персидский, индийский языки, арабский, армянский, греческий, немецкий и многие другие. Картина не изменилась и по сей день. Астраханскую область населяют более одного миллиона человек, что составляет 0,8 процентов от численности населения Российской Федерации. Также в области проживают представители свыше ста народов и различных этнических групп. Но наиболее многочисленными являются русские, казахи, татары, калмыки”.

Учитель: Об этих народах мы и поведем речь, так как именно они дольше всего проживают на территории нашей области, и именно они сыграли важную роль в истории Астрахани. Что это за народы? Сколько их проживает на территории области? Чем они занимаются?

Ребята, вы прослушали отрывок, а теперь скажите, какие же народы, проживающие на территории области, наиболее многочисленные?

Ответ уч-ся: русские, татары, казахи, калмыки.

Учитель: Как вы думаете, почему мы не берем русских?

Ответ уч-ся: Потому что русские одна из самых больших национальностей, проживающих на территории области.

(Показ диаграммы на доске: “Национальный состав населения (по данным переписи населения)”.

Учитель: Правильно. Русские расселены по области относительно равномерно, а вот как расселены другие народности, мы выясним сегодня на уроке. Вы распределились по группам. У каждой группы свое задание. При ответе вас будут оценивать по следующим критериям:

  • правильность изложения материала;
  • полнота ответа;
  • логичность ответа;
  • наглядность проекта;
  • уважение к другой группе;
  • время.

Время работы в команде – 10-12 минут. Время ответа – 3-4 минуты.

3. Работа в группах.

Учитель подходит к командам, консультирует.

1 команда.

На столе – ватман с контуром Астраханской области.

Задание в конверте: “Найти материал о татарах, подготовить проект на ватмане и рассказать о них”.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – “Татары”.

2. Прочитать дополнительный материал и использовать его при ответе (интересные сведения, приготовленные учителем и учащимися).

3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). Наклеить на место проживания татар их национальные жилища и фигурку татарина.

4. Заполнить на контуре схему:

  • народ татары
  • численность
  • место проживания
  • национальное жилище
  • занятия
  • религия

5. Подготовить рассказ по схеме о татарах.

6. При отчете использовать элементы национального костюма.

2 команда.

На столе – ватман с контуром Астраханской области.

Задание: “Найти материал о казахах Астраханской области, подготовить проект на ватмане и рассказать о них”.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – “Казахи”.

2. Прочитать дополнительный материал и использовать его при ответе (интересные сведения, приготовленные учителем и учащимися).

3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). Наклеить на место проживания казахов их национальные жилища и фигурку казаха.

4. Заполнить схему на контуре Астраханской области:

  • народ казахи
  • численность
  • место проживания
  • национальное жилище
  • занятия
  • религия

5.Подготовить рассказ по схеме о казахах.

6. При отчете использовать элементы национального костюма.

3 команда

На столе - ватман с контуром Астраханской области.

Задание: “Найти материал о калмыках Астраханской области, подготовить проект на ватмане и рассказать о них”.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – “Калмыки”.

2. Прочитать дополнительный материал и использовать его при ответе (интересные сведения, приготовленные учителем и учащимися).

3. Оформить проект (используя рисунки, иллюстрации, значки). Наклеить на место проживания калмыков их национальные жилища и фигурку калмыка.

4. Заполнить схему на контуре Астраханской области:

  • народ калмыки
  • численность
  • место проживания
  • национальное жилище
  • занятия
  • религия

5. Подготовить рассказ по схеме о калмыках.

6. При отчете использовать элементы национального костюма.

- Внимание! Время закончилось. Вызывается 1 команда для отчета.

- Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.

Ответ команды по проекту, с показом по карте Астраханской области.

- Спасибо, садитесь!

- Вызывается 2 команда. Слушаем ваше задание.

Ответ команды по тому же плану.

- Спасибо, садитесь!

- Вызывается следующая 3 команда.

Ответ команды.

- Спасибо, командам!

(Показ диаграмм: “Татары”; “Калмыки”; “Казахи” (численность населения).

4. Итоги урока

Учитель: Уникальность нашего региона заключается не только в полиэтническом составе населения, но и главное, в том, что межнациональные отношения на протяжении исторически длительного времени до сегодняшнего дня можно было характеризовать как спокойные, доброжелательные, стабильные, добрососедские. Констатация такого положения дел особенно важна с учетом изменившегося в последнее время статуса области в географическом и военно-политическом отношении, ставшей южным рубежом России, занявшей непосредственное пограничное положение с бурлящим Кавказским регионом. Все межнациональные вопросы требуют быстрого и грамотного решения, правильного реагирования, с учетом особенностей разных национальных общностей. Нужен научный подход, поиск и поддержка в непростой этнической работе. Культура, обычаи, вероисповедание могут быть различными, лишь бы Родина была общей для всех народов, ее населяющих. И от всех нас, Астраханцев, зависит надежность и стабильность в нашей области.

Ребята, что же нового мы сегодня узнали, какие выводы мы можем сделать?

Астраханская область – южный форпост России.

Астраханский край в силу своего географического положения и исторических условий представляет собой ярко выраженный полиэтнический регион.

Самые многочисленные народности, проживающие на территории области это русские, казахи, татары, калмыки.

Расселение этих народов по территории области не равномерное.

Город Астрахань из всех районов области самый многонациональный.

Учитель: “Мне кажется, что сегодня справились все команды. Каждая принесла ценную информацию. Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое.

Спасибо за работу!

Использованная литература

1. Природа и история Астраханского края Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г., Пилипенко В.Н. и др. – Астрахань: Изд-во Астраханского пед. ин-та, 1996.

2. Статистические данные о переписи населения 2001 года.

3. Энциклопедии “АВАНТА ПЛЮС”: “Народы”; “Экономическая и социальная география”;

4. “Астраханские казахи. История и современность” Под редакцией Урастаева Г.Д. 1-е издание. Астрахань: Изд-во ГУП ИПК. “Волга”, 2000г.