Синтетические волокна (интегрированный урок химии с технологией)

Разделы: Химия, Технология


Цель:

Создать условия для изучения состава и свойств синтетических волокон через использование информационно-коммуникативную технологию.

Задачи:

  • способствовать усвоению учащимися знаний о свойствах и способах получения синтетических волокон через работу с обучающей программой “Органическая химия”;
  • создавать условия для развития познавательного интереса к предметам технологии и химии, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы;
  • содействовать воспитанию коллективизма, толерантности, взаимопонимания.

Материально-техническая база и оснащение:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • коллекция тканей
  • тигли
  • тигельные щипцы
  • спиртовка
  • спички
  • лакмусовая бумажка
  • стеклянная палочка
  • растворы H2SO4 , HNO3, NaOH
  • ацетон

Дидактическое обеспечение:

  • электронный носитель с обучающей программой
  • слайды
  • сигнальные карточки
  • инструкции для групп

Форма урока:

Интегрированный урок химии и технологии с элементами исследования.

Эпиграф урока:

“Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Ориентировочно-мотивационный этап (инициация урока, объявление темы, цели, задач, начальные записи) Учитель: “Хулиган проник в кабинет химии. На месте преступления, убегая, зацепившись за гвоздь, оставил улики в виде волокон ткани. Для раскрытия преступления необходимо провести независимую экспертизу по определению оставленных волокон.

Для начала работы вам необходимо ответить на ряд вопросов:

- Какие вы знаете виды волокон?

- По какому признаку классифицируются натуральные волокна? Приведите пример.

- Какие вы знаете характерные признаки шерстяных волокон?

- Какие виды химических волокон вам известны?

Цель: провести расследование, определить вид волокон, изучив при этом способы получения и свойства синтетических тканей.

Для работы необходимо распределиться учащихся по поисковым группам:

  • “Теоретики”,
  • “Технологи”,
  • “Эксперты”,
  • “Модельеры-конструкторы”,
  • “Отдел рекламы”.
Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют задачи урока:

1. Изучить способы получения химических волокон;

2. Исследовать свойства

синтетических волокон;

3. Сравнить свойства синтетических, химических и натуральных волокон;

4. Качественными реакциями определить заданное волокно.

Учащиеся заранее распределены по поисковым группам и имеют своего спикера:

  • “Теоретики”,
  • “Технологи”,
  • “Эксперты”,
  • “Модельеры-конструкторы”,
  • “Отдел рекламы”.

2.Операционно-исполнительский этап

(индивидуальная работа по выполнению задания)

Учитель раздает поисковым группам план, листы исследования (Приложение1), определяет время работы – 15 минут на данном этапе.

Предлагает учащимся выступить со своими сообщениями и рекламой на изделия из химических волокон.

Учащиеся внутри группы распределяют задание и работают по инструкции (смотрите приложение).

10 минут с обучающей компьютерной программой “Органическая химия”. Они записывают в листах исследования результаты работы.

Выполняют лабораторную работу (смотрите приложение). По окончанию работы учащиеся докладывают о результатах своих исследований.

3. Этап первичного закрепления в обобщающей беседе. Учитель инициирует беседу:
  1. Какими химическими реакциями можно получать синтетические волокна?
  2. Какими признаками отличаются синтетические волокна от искусственных?
  3. Как по химическим свойствам можно отличить химические волокна от искусственных?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
  • Рефлексивно-оценочный этап
  • (экспресс – опрос)

Учитель зачитывает утверждения экспресс – опроса

Верно ли что…

…синтетические ткани получают из древесины?

…капрон получают реакцией полимеризации?

…лавсан относится к полиэфирным волокнам?

…искусственным волокнам относятся ацетатное, вискозное и медноаммиачное?

…купол парашюта изготавливают из ацетатного волокна?

Учащиеся работают с сигнальными карточками:

Зеленая означает “да”,

Красная – “нет”,

Желтая – “сомневаюсь”

Сигнальные карточки определяют итог тестирования:

Зеленые – рейтинг “5”,

Красные – рейтинг “4”,

Желтые – рейтинг “3”

5. Постановка домашнего задания Учитель предлагается учащимся в двух формах:

Обычная: химия - §10, технология -§ 7

творческая: сделать слайд-шоу по теме “Синтетические волокна”

(cм. Приложение2)

Учащиеся записывают домашнее задание.
6. Подведение итогов Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию, оценивает и комментирует работу наиболее активных учащихся. Учащиеся поднимают сигнальные карточки:

успешно справились с поставленными задачами урока – красная карточка;

если остались некоторые вопросы – зеленая карточка;

а если не усвоили больше половины – желтая карточка.

Инструкция для групп

Группа “Теоретики”

Задание: подобрать материал и подготовить сообщения по вопросам:

  • история получения химических волокон
  • санитарно-гигиенические требования к тканям из синтетических волокон
  • производство.

Оборудование: литература, Интернет, обучающая компьютерная программа “Органическая химия”.

Группа “Технологи”

Задание: изучите учебный материал по получению синтетических волокон.

В работе используйте обучающую компьютерную программу “Органическая химия”:

1. Запустите программу нажатием ярлыка на рабочем столе;

2. В меню программы выберете высокомолекулярные вещества, затем посмотрите раздел “получение”;

3. Найдите химические реакции получения химических волокон.

Оборудование: учебник “Химия” 11класс, обучающая компьютерная программа.

Группа “Эксперты”

Задание: определение свойств синтетических тканей.

Оборудование: образцы тканей, кювета с водой, тигли, пинцет, спички, пробирки.

Реактивы: азотная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, ацетон, красная лакмусовая бумажка.

Инструкция

 

Внимание!

При выполнении опытов, помните и соблюдайте правила техники безопасности обращения с нагревательными приборами и химическими реактивами.

Лабораторно-практическая работа: “Определение свойств синтетических тканей”

Задание 1.

  • Познакомьтесь с коллекциями волокон и тканей.

Задание 2.

  • Выберите 6 лоскутков из всех предложенных материалов;
  • Рассмотрите их внешний вид. Определите, у каких лоскутков поверхность блестящая, а у каких – матовая.
  • Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого лоскутка;
  • Определите сминаемость лоскутков: зажмите каждый из них в кулаке, подержите так 30 секунд, а затем раскройте ладонь;
  • Выньте две нити из каждого лоскутка и намочите одну из них в кювете с водой. Разорвите сначала сухую, а затем мокрую нить. Определите, меняется ли при этом прочность нити;
  • Выньте нить из каждого образца и подожгите в тигле. Из расплава волокна стеклянной палочкой попытайтесь вытянуть нить. Проанализируйте вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел;
  • Поместите в четыре пробирки немного капронового волокна. В первую пробирку налейте азотную кислоту, во вторую – серную, в третью – раствор гидроксида натрия, а в четвертую – ацетон. Через 10 минут содержимое пробирок перемешайте стеклянной палочкой. Как влияют на капрон вещества находящиеся в пробирках;
  • Составьте в тетради и заполните таблицу: обобщив полученные данные, определите сырьевой состав каждого образца.

Группа “Рекламный отдел”

Задание: изучить сферы применения синтетических волокон в народном хозяйстве и сделать рекламу.

Оборудование: обучающая компьютерная программа “Органическая химия”, учебники “Химия” и “Технология”, коллекция “Синтетические ткани”.