Цели:
- активно способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высокими нравственными, гражданско-патриотическими идеалами и эстетическими потребностями,
- сформировать образовательную парадигму подростка “Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь”.
Задачи:
- Развивать у учащихся интерес к литературе, пропагандировать ценность научных знаний в современном мире.
- Способствовать устремлению школьников глубоко понимать историко-литературный процесс и расширять свой круг чтения.
- Активизировать художественно-эстетические потребности детей.
- Формировать умение выдвигать гипотезы и находить доказательства для их подтверждения, ориентируясь в информационном пространстве, создать условия для развития у них научно-исследовательской деятельности.
Используя силу эмоционального и воспитательного воздействия, которую дает увлеченное обращение к отдельным страницам биографии А.С. Пушкина, показать целеустремленность юного поэта, его интерес к наиболее существенным событиям в жизни страны, творческую яркость, гуманистическую направленность, патриотический пафос отклика на эти события. Вовлекая воспитанников в исследовательскую деятельность, организовывать и направлять поиски фактов биографии Пушкина с учетом характера их разъяснения, связи его произведений со своим творцом и обстоятельствами, определившими их создание.
На основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании использовать тщательное и полное рассмотрение лицейского этапа биографии писателя для показа его мироощущения, зрелости, гражданских чувств и мыслей юного Пушкина, его благородного отношения к дружбе, товариществу, постепенно сложившегося в лицее и воплотившегося в его лицейской лирике и поэзии последующих лет. С целью воспитания гражданского мировоззрения отметить, что близость Пушкина – лицеиста к людям со зрелыми гражданскими убеждениями оказала сильное влияние на юного поэта и во многом определила приоритеты его жизненных и духовных ценностей высшего порядка, ставших в его произведениях вечными, истинными ценностями.
В решении этих задач особую роль должны сыграть межпредметные и внутрипредметные связи, обращение к различным видам искусства, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. Межпредметные связи должны служить повышению эффективности изучения учащимися литературного материала путем исследования элементов видов искусства, носящих образных характер и созвучных с литературой. В результате эффекта эмоционального, интеллектуального, ассоциативного резонанса усвоение материала станет более глубоким, мотивированным, полным.
Концептуальная основа программы.
Концептуальной основой программы является философская теория ценностей (аксиология), на фундаменте которой строится исследование процесса формирования идеалов, духовных стремлений, принципов, видения мира и отношения к нему юных лицеистов и в свете которой движущей силой творчества Пушкина, где стержнем стало “искание абсолютного добра”, оказались ценности высшего порядка.
В основе программы лежит также философская идея единства и целостности мира, в котором человеческая личность играет роль интегратора, в связи с чем реализация программы должна носить интегративный характер, который отличается процессом взаимодействия нескольких предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.
Главная проблема, рассматриваемая через содержание программы
Главной является проблема взаимодействия творческой личности и общества, в котором Пушкин формировался как поэт.
Она связана с основным предметом исследования и становится центром, вокруг которого концентрируется материал, относящийся к различным областям знаний: литературный, исторический, философский, искусствоведческий и т.д. При таком подходе проблема получает более объемное и глубокое звучание, а также наиболее полное и исчерпывающее раскрытие.
При этом затрагиваются различные стороны многогранной человеческой личности и расширяется круг других проблем, тесно связанных с содержанием программы: личность и эпоха, личность и общество, творчество и творческая личность, личность и окружающий мир, дружба и вражда, добро и зло, эстетический идеал и его национальная специфика, обучение и воспитание и т.д.
Содержание и структура программы (20 часов)
Раздел 1 (1 час)
- Образная природа литературы, изобразительного искусства, музыки.
- Различия между научной и художественной формами познания мира.
- Научное познание мира в закономерных связях с помощью анализа фактов.
- Отражение действительности в литературе и музыке через художественные образы.
- Внутренние связи различных видов искусства, объединенных образной природой.
- Способы научного и эстетического познания.
- Творческие и исследовательские задачи, стоящие перед учащимися в процессе работы над темой “Пушкин в сердцах поколений. С лицейского порога”.
Раздел 2 (5 часов)
Царское Село – духовная отчизна пушкинского гения. Из истории города-музея. Связь поколений. Анна Ахматова о Царском Селе.
- Деятельность Царскосельского лицея периода 1811-1817 годов как приближенного к царскому двору учебного заведения. Цель его создания и роль в образовании молодых дворян.
- Состав лицеистов первого набора.
- Программы занятий и преподаватели. Учителя, которых А.С. Пушкин вспоминал в своих стихотворениях.
- Дружба лицеистов, их увлечения. Близкие А.С. Пушкину друзья-лицеисты. Роль состязательности в жизни лицеистов.
- Поэтические учителя А.С. Пушкина. Их влияние на его ранние стихотворения. Рождение поэта.
- Лицейская лирика А.С. Пушкина, ее темы и мотивы. Господствующие жанры в разные годы лицейского творчества и их характеристика. Образ лирического героя лицейской лирики Пушкина.
- Отечественная война 1812 года. Причастность к судьбе народа в этот период Пушкина-лицеиста. Влияние событий национальной истории в человеческом, гражданском и творческом становлении юного Пушкина.
- Старшие друзья Пушкина в лицейский период его жизни: Н. Тургенев, Жуковский, Карамзин, Чаадаев. Их влияние на лицеиста. Значение личности Чаадаева в умственном и нравственном развитии будущего великого русского поэта. Причина их дальнейшего расхождения во взглядах.
Раздел 3 (2 часа)
- Лицейская дружба в послелицейские периоды жизни А.С. Пушкина.
- Дата 19 октября 1811 года и всех последующих за 1817 годом лет в жизни великого поэта и его лицейских товарищей. Творчество А.С. Пушкина, связанное с этой датой.
- Начало и конец лицейского братства.
Раздел 4 (1 час)
Проблема отношений личности, эпохи и общества. Создай самого себя. Как изменилась молодежь за прошедшие века.
Раздел 5 (3 часа)
Создание итогового проекта исследовательской работы о Пушкине.
Раздел 6 (6 часов)
Творческая мастерская. Работа над проектом литературной гостиной (литературного вечера) “С лицейского порога”. (В 2007 году посвящается 190-летию первого выпуска Царскосельского лицея.)
Раздел 7 (2 часа)
Презентация творческого проекта. Театрализованная постановка “ С лицейского порога ”.
Методологическая основа программы
Для успешной реализации целей, задач и концепции программы необходимо организовать процесс погружения учащихся в эпоху начала XIX века, научного углубления в мир Пушкина, который является главным предметом исследования, ибо в личности и творчестве поэта отразилась национальная самосознание русского народа.
Научно-исследовательская и поисковая работа принесет школьникам радость открытий, обогатит их представление о поэте и как о смертном человеке, и как о гениальном художнике слова; позволит познакомить их с философской идеей соотношения в одном человеке человеческого и божьего начала, о постепенном пробуждении в поэте того высшего свойства, которое поднимает его над собственным несовершенством и над любыми обстоятельствами жизни, среды и в конечном итоге заставляет сознательно сделать тот или иной выбор в сторону добра или зла.
Перед учащимися-исследователями предстает родоначальник русской литературы в начале своей жизни, когда начинал формироваться его поэтический талант; в то время, когда лучшими людьми века овладевает ужас перед будущим, у него преодоление дисгармонии мира выливается в заздравную песнь Вакху во славу жизни.
Необходимо показать, как затем эта песнь выросла в его гимн и главный завет: “Да здравствует солнце, да скроется тьма!”
“Зрелище жизни великого человека ”, увлеченное и одновременное поучительное обращение к определенным страницам биографии А.С. Пушкина оказывает на учащихся огромное воспитательное воздействие, дает большой силы эмоциональный заряд, прививает высокие нравственные понятия, формирует патриотические чувства.
Поэтапное углубление в материалы биографии, эпоху А.С. Пушкина является основным структурным принципом исследовательской работы.
Подросток должен остро ощутить, как зарождались и постепенно развивались в поэте постоянный интерес к наиболее существенным событиям в жизни страны, и творческая яркость отклика на эти события, и сохранившийся до конца дней интерес к судьбам друзей юности, и опирающаяся на широту жизненных интересов, философская глубина его произведений и их гуманистическая направленность. Таким образом, у учащихся формируются более глубокие представления о связи творчества поэта с самим творцом, об обстоятельствах, определивших создание тех или иных произведений.
Отбирать материал к каждому конкретному этапу работы учащихся с источниками необходимо, исходя из возрастных возможностей школьников и педагогической целесообразности. Направляя и организуя поиски фактов, учителю надо учитывать характер их разъяснения авторами с различными точками зрения, знать суть дискуссионных и спорных вопросов пушкинистики.
Историзм, достоверность, точность, добросовестное изучение источников, библиографии, чувство ответственности за каждую деталь, факт, слово, которые лягут в основу итоговой работы, - вот принципы учителя и учащихся в исследовательской деятельности.
Организационно-педагогический инструментарий учителя
Организационно-педагогический инструментарий учителя в процессе реализации программы, представляет собой полидидактическую технологию, которая объединяет, интегрирует элементы различных монотехнологий на основе приоритетной авторской идеи педагога. Авторской технологии присущи важные качества целого ряда педтехнологий: педагогика сотрудничества, гуманитарно-личностная технология, технология игрового и проблемного обучения, информационная и культуровоспитывающая технология воспитания по интересам детей, технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности и адаптирующего обучения.
Классификационные параметры полидидактической инновационной технологии, которую можно назвать адаптивной по основной идее модернизации и модификации традиционной системы, характеризуют ее следующим образом:
по уровню применения:
- общепедагогическая;
по философской основе:
- гуманистическая,
- антропософская;
по основному фактору развития:
- социогенная;
по концепции усвоения:
- ассоциативно-рефлекторная + развивающая (содержательных обобщений);
по ориентации на личностные структуры:
- информационная,
- разноориентированная в соответствии с дифференциацией;
по характеру содержания:
- обучающая + воспитательная,
- светская,
- общеобразовательная с некоторым углублением в литературный материал (базовый и профильный уровень содержания программы);
по типу управления:
- современная традиционная + дифференцированная (система малых групп + программная);
по организационным формам:
- академическая + клубная,
- индивидуальная + групповая,
- дифференцированное обучение;
по подходу к школьнику:
- личностно-ориетированная,
- педагогика сотрудничества;
по преобладающему методу:
- проблемно-поисковая + научно-исследовательская,
- проектная,
- саморазвивающая + объяснительно-иллюстративная;
по направлению модернизации:
- целостная авторская технология адаптации и активизации обучения и воспитания во внеурочное время.
Методические рекомендации по реализации программы
Организуя работу по реализации программы, следует иметь в виду, что на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых в большей мере проявляется их активность, ярче, чем на уроке, выявляется личность каждого. Для таких занятий характерны и большая степень детализации материала, и более широкий диапазон сопоставлений и фактов, и привлечение не включенных в школьную программу произведений. Внеклассные занятия отличаются также добровольным характером их посещений, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников, жаркими дискуссиями, особой мотивацией в работе учащихся: ради самовыражения, самоутверждения, одобрения руководителя и ребят и т.д.
Привлеченные к занятиям ученики – своего рода адаптативная школа пушкинистов, по сути – это клубное сообщество, которое предполагает смешанный контингент учащихся, объединенных в гомогенные группы на основе уровневой дифференциации. Благодаря гибкой системе общения руководителя с учащимися и учеников друг с другом, у каждого появляется возможность проявить свободу, самостоятельность, активное творчество. В пространстве занятий происходит развертывание процессов самореализации, соразвития (совместного развития и саморазвития школьников).
Учителю необходимо опираться, прежде всего, на учащихся 10-11-х классов, у которых уже в известной мере сформирован интерес к пушкинистике и которые уже овладели некоторыми приемами исследовательской работы. При этом ставится задача привлечь к выполнению тех или иных заданий как можно больше учащихся 9-х классов, которые в перспективе будут учитывать в принятии решения при выборе профиля обучения и элективных курсов гуманитарного направления свои проявленные во внеклассной работе способности. Важным принципом является приоритет личностного развития, когда занятия являются не самоцелью, а средством развития личности каждого.
В качестве основных форм занятий по программе могут быть использованы, прежде всего, работа по группам, а также круглый стол, семинар с элементами дискуссии, дискуссия, диалог, беседа учителя с коллективом и индивидуальная игра, аукцион идей, проектная работа, творческая мастерская, презентация, проекты.
Учащиеся объединяются учителем в постоянно действующие или временные гомогенные группы в зависимости от этапа работы, выполняемых задач, а также склонностей и интересов самих ребят. Например, на начальном этапе исследовательско-поисковой работы действуют группы исследователей литературного быта первой четверти XIX века (в частности, в их задачу входит, например, изучение моды того времени); группа поиска малоизвестных лицейских стихотворений А.С. Пушкина и текстов “национальных песен” лицеистов, упоминаемых в протоколах встреч в дни юбилеев лицея; группа искусствоведов, подбирающих иллюстративный материал, отражающий эпоху (картины известных художников, портреты, сюжетные картины, рисунки Пушкина, его черновики), и музыкальные произведения, которые звучали в гостиных и литературных салонах пушкинской поры, а также танцы, которые могли иметь место на лицейских балах; группа пресс-центра, которая освещает в выпусках литературных газет работу всех групп и фиксирует интересные эпизоды работы и т.д.
Несколько позже в работу включаются группы сценаристов, помощников режиссера, художников-оформителей, актерский состав, ведущие, звукооператоры.
На последнем этапе работы учитель меняет роль научного руководителя программы на роль режиссера-постановщика театрализованного действия.
Постепенно складывается “коллектив пушкинистов как социальная группа достаточно высокого уровня гуманитарного развития, где межличностные взаимодействия опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности”. Как правило, это коллектив разновозрастный, в него постепенно входят, кроме учащихся и руководителя, энтузиасты-родители, учителя музыки, информатики, других предметов, иные заинтересованные лица (например, страстный пушкинист, один из создателей несколько десятков лет назад школьного клуба “Лира”, бывший учитель физики, а ныне пенсионер), а также работники юношеской библиотеки.
Деятельность этого коллектива пушкинистов способствует сохранению замечательных традиций школы и их развитию на более высоком, современном качественном уровне школьной пушкинистики и профессионального пушкиноведения, а также активному внедрению во внеурочную работу разнообразных методов и приемов. Приоритетными являются методические приемы, способствующие осуществлению активной познавательной и творческой деятельности учащихся, развитие их склонностей и способностей в области гуманитарных наук, литературы и искусства. Это поиск, научное исследование, творческое чтение, наблюдение за материалом и отбор фактов, их анализ и синтез, новаторский метод проектирования.
Единый проект, объединенный общим названием, может состоять из серии индивидуальных проектов, каждый из которых является мини-исследованием по проблеме – ответвлению. Результат проекта для ребят – это эффект открытого окна в эпоху, которая, по выражению Анны Ахматовой, “мало – помалу стала называться пушкинской”.
Картина пушкинской эпохи с ее главным героем А.С. Пушкиным будет для школьников не навязанным штампом из учебников, а выстроенной самими ребятами, “выстраданной” ими и “прочувствованной”.
Полученный результат, конечно, обладает лишь субъективной новизной, но он имеет важнейшее значение для участников проекта. Теперь это их знания, добытые не скучным и нудным, а творческим трудом. Атмосфера же творчества, вкус к исследованию и радость труда не забываются. И это будет главным результатом проекта.
Следующим этапом работы станет решение задачи придать систематизированному материалу зрелищную форму.
Это сложная задача будет решаться путем сравнения текстов разных видов (по стилю, жанру, роду) и создания учителем определенных условий, при которых учащиеся смогут совершить более трудный, чем на начальном этапе, переход от текстовосприятия к текстообразованию, т.е. коренному преобразованию текста.
Ребята получают возможность отработать навыки сценической постановки, режиссуры, проявить актерские способности.
Сценарий и презентация подготовленного по нему литературного праздника должны явится зримым итогом всей работы, проделанной учащимися вместе с учителем. Презентация проекта в форме литературной гостиной или литературного вечера в школе в рамках недели русского языка и литературы на заключительном этапе реализации программы позволит за счет привлечения зрителей еще больше расширить круг школьников, причастных к восприятию личности и творчества А.С. Пушкина в интересной для них форме. Ведь привлекая ребят к пушкинистике, учитель должен учитывать как возникающее у ребят стремление к серьезной поисково-исследовательской деятельности, так и тягу детей к празднично-игровым формам, состязательности, романтическим ритуалам и т.п. При этом учителю надо использовать весь потенциал своих творческих способностей и возможностей, проявить умение в режиссуре театрализованного действия, сценической постановке, нестандартно подойти даже к общеизвестным фактам биографии поэта и его произведений.
Эта работа будет вкладом образовательного учреждения в осуществлении программы “Пушкин в сердцах поколений”, разработанной Российским фондом культуры, и в решение задач литературного развития школьников.