Цель:
Развитие творческого сотрудничества преподавателей и студентов путём приобщения к национальному искусству, традициям, культуре народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.
Задачи:
- познакомить с историей края, жизнью и культурой родного народа;
- приобщение к ценностям национальной культуры своего народа и народов проживающих на территории республики Башкортостан;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к музыкальной культуре народов Башкортостана, потребность общения с ней путем глубокого проникновения в её нравственно-эстетическую сущность через активное прочувствованное осознанное восприятие;
- прививать бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих навыков и умений с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
ноутбук,
музыкальная аппаратура,
фонограммы песен, танцев,
видеозаписи, слайды,
предметы быта и народного творчества, национальные костюмы.
Звучит башкирская народная мелодия, на экране слайды с изображением природы Башкортостана.
Ведущий 1:
Башкортостан!
О дивный, чудный край!
Твоим орлам покорны все высоты
Чарует слух мелодией курай,
Ласкают взор
лесов и гор красоты ...
Ведущий 2:
...Твой вклад бесценный –
это человек.
И верен курс твой
в будущее наше.
Тебя не старит
наступивший век,
С годами ты становишься
все краше.
Жемчужиной России ты
слывешь.
И эта слава разнеслась по свету.
Ты по законам совести живешь
И чтишь ты предков
давние заветы.
А самый главный
был завет таков:
С Россией жить
в согласии и дружбе
И защищать границы от врагов
Джигитов храбрых отправлять
на службу...
(Ф.Кутушева)
Ведущий 1:
В этом году Республика празднует 450-летие со дня добровольного вхождения в состав России. Присоединение башкирских родов к России началось в 1554 году и завершилось в 1557 году. Мудрые башкирские аксакалы, понимая историческую ситуацию, возникшую после падения Казани (в 1552 г.) – опасность быть покоренными ногайскими и сибирскими ханствами – мудро решили: просить покровительства у могущественного русского царя. Как показало время, башкирские вожди приняли тогда, в середине XVI века, единственно правильное историческое решение. Это важное решение способствовало сближению двух народов, взаимообогащению культур, возникновению и развитию дружеских связей.
Исполняется башкирская народная песня “Тир?к” (вокальный ансамбль преподавателей “Лада”)
Ведущий 2:
Край наш чудесен, нельзя не дивиться;
Буйно в полях колосится пшеница...
Нашей земли не отыщешь чудесней,
Каждая травка достойна тут песни;
Тонут в нарядных цветах луговины,
Дышат привольем холмы и равнины...
(М.Гали)
Исполняется башкирская народная песня “К?б?л?к” (башкирский вокальный ансамбль, руководитель Фаизова Г.Ф.)
Ведущий 1:
В современной России в мире и согласии проживают самые разные народы со своими традициями, культурой, вероисповеданиями. Башкортостан занимает особое место среди регионов России. Башкортостан, в полном смысле слова, многонациональная и поликонфессиональная республика: у нас проживают представители 113 народов. И руководство Республики Башкортостан делает все возможное для поддержки и развития их культуры, национальной самобытности.
“Уральская душа”
Мне судьба подарила башкирский задор,
Веру в жизнь, в соловьиную ночь.
Мягкий говор мари, плясок их перебор
И умение все превозмочь.
Бережливость чувашскую и доброту
И мордовских насмешек огонь.
Подарила удмуртской души простоту
И стремление ладить с собой.
Подсказала татарской смекалки азы
С неприкрытым лукавством простым,
По-уральски особенный русский язык
Как ни странно, все стало моим.
Исполняется песня “Чиньжарамо” муз. В.Овчинникова, сл.Н Эркая (мордовский вокальный ансамбль, руководитель Расаева Г.Ф.)
“Родной язык”
Я, как пчела в саду цветущем
в поле
Как жемчуга искатель в глубине
тружусь, веду свой поиски
все боле
Родной язык волнует душу мне
Сэсэна сказ и матери напевы
Для жизни он вобрал, а не для лжи
В нем колосятся праотцов посевы
В нем жив мой предок
правнук будет жив
К народам – братьям
с ним придти я вправе
Чтоб он звучал средь языков других
Кто низким вздумал бы
язык наш ставить.
Сам невысок тот
в помыслах своих
Чьим сыном без него назваться
мне бы,
Чтоб общий подвиг с братьями вершить?
Есть у меня с ним
и земля и небо
Я без него безвестный,
без души.
(Рами Гарипов)
Ведущий 2:
Любой язык имеет национальное выражение, проявляется в виде конкретного национального языка. Любой национальный язык – это родной язык конкретной нации, конкретного народа. Родной язык – это способ выражения национального самосознания народа, средство выражения национальных традиций, стереотипов, привычек, кладовая национальной культуры.
Исполняется песня “Бибинур” муз. Р.Хасанова (вокальный ансамбль преподавателей “Лада”)
Ведущий 1:
Национальный танец – это особый призыв людей, их самовыражение, развивавшееся в недрах самобытной культуры. Этот призыв звучит в сердцах всех танцоров и зрителей. Мир танца огромен и прекрасен. Он заставляет людей двигаться по пути изучений своей культуры. Язык танца понятен каждому из нас. В них так же как и в песнях, сказках, выражаются все лучшие черты народа.
Исполняется “Башкирский танец” (руководитель Имакова Р. А.) Исполняется песня “Айзар ?ынайым” (башкирский вокальный ансамбль, руководитель Ханова А.Б.)
Ведущий 2:
Вижу чудное приволье,
Вижу чудные поля -
Это русское раздолье
Это русская земля!
Исполняется “Русский танец”
Ведущий 1:
Всем известен хоровод, один из распространенных праздничных действий. Подчиненный ритму и гармонии, что уже несло удовольствие и наслаждение, он еще и объединял в единую замкнутую цепочку всех участников праздника.
Исполняется чувашская народная хороводная песня “Сарпике” (чувашский вокальный ансамбль, руководитель Кирилина Т.Д.)
Ведущий 2: Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Ни один праздник, ни у одного народа не обходился без песен и игр.
Татарская народная игровая песня “Челт?р элдем чит?нг?” (татарский вокальный ансамбль, руководитель Кагарманова Р.М.)
Исполняется татарский танец
Ведущий 1:
Как повезло тебе и мне
Мы родились в одной стране,
Где люди все одна семья,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Исполняется русская народная песня “Ой, вставала я ранешенько” (вокальный ансамбль, руководитель Варехина А.И.)
Ведущий 2:
Наше отечество – Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовем Башкирию, потому что в ней мы родились, и все в ней для нас родное.
Матерью зовем потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучили своему языку.
Как отец и мать, они защищают и берегут нас от всяких невзгод...
Много есть на свете, кроме России, разных хороших государств и земель, но одно у человека Отечество, родная мать, одна у него родина.
Мы – Россияне – любим свое отечество, свою Родину!
Ведущий 1:
Стихотворение “Степь башкирская”
Степь башкирская в дымке синей,
Я не знаю тебя красивей!
Ты, как песня башкир, вся в извивах,
Перезвонах и переливах.
Где-то там, на большом раздолье,
Породнилась ты с русским полем,
Породнилась, сестрою стала,
Новой юностью засияла.
С ковылями навек простилась,
Хлебным золотом обрядилась.
Степь башкирская в дымке синей,
Я не знаю тебя красивей!(Геннадий Зайцев)
Исполняется песня “Живи, Земля” муз. Р.Газизова, сл. С.Алибаева (академический хор, руководитель Труш В.В.)