Материал для учителя: карта “Дорога”, карточки с загадками, ребусами, с линиями чертежа, с заданиями на проведение недостающих линий чертежа, коробка с учебным “домино”.
Объяснение учителя: Мероприятие построено по принципу телевизионной игры “Форт Боярд”.
Справка. Игра “Форт Боярд” транслируется по телевизионному каналу “Россия”. Смысл игры в том, чтобы заработать слова – подсказки для того, чтобы отгадать слово – шифр к комнате с золотом”. Золото выигрывать не будем, а будем отгадывать слова. Каждая команда должна составить ключевое слово из букв-подсказок, которые заработает. Время, отведенное для выполнения задания – 3 мин. Если команда не укладывается в это время – подсказка пропадает.
Состязание начинается!
Задание 1. “Разминка”. На доске дана криптограмма, которую надо расшифровать. Справка. “ Криптограмма - зашифрованное изречение, прочитать которое возможно, подставив вместо цифр буквы. А какие буквы соответствуют данным цифрам, вы узнаете из ключа, если дадите каждому определению правильное название”.
Шифр: 18, 1, 22, 9, 13, 1, 14 12, 13, 9, 6, 7.12 16, 9 з10, 14.9.8.10м 14, 6, 10, 4, 9, 12ы
Ключ:
- 18, 1, 6, 12, 1, 3 - документ, содержащий изображение предмета
- 4, 12, 10, 8, 5, 10, 6.12 – нормативный документ, устанавливающий единые правила выполнения и оформления чертежей.
- 2, 12, 6, 7, 11, 9, 13, 10, 15 – линия, обозначающая невидимый контур.
- 20, 7, 6, 14, 19, 22, 21 – чертежный инструмент
- 4, 16, 22, 9, 2, 8, 10, 15 - эта линия бывает и толстой, и тонкой.
За отгадки вручаются командам конверты с подсказками.
1 команда
- “В криптограмме пятое слово”
- 4 буква (с)
2 команда
- “ В криптограмме третье слово”
- 1 буква (п)
Задание 2. “ Провести недостающие линии на чертеже”. Команда выбирает участника на выполнение задание. Участники получают карточки для задания.
По выполнению задания вручаются подсказки:
1 команда | 2 команда |
а) в слове “линия” эта буква последняя | а) в слове “чертеж” эта буква третья |
б) в слове “чертеж” эта буква | б) в слове “вид” эта буква посередине вторая |
Задание 3. (Проходит одновременно с заданием 2). Конкурс капитанов. Составить рассказ (сказку) со словами: чертеж, линия, поле, вид, бабочка. Составленные рассказы капитаны читают вслух и им выдаются подсказки:
1 команда | 2 команда |
а) эта буква первая в алфавите | а) эта буква первая в алфавите |
б) на главном виде эта линия | б) на главном виде эта линия была |
была недостающей (штриховая), | недостающей (штриховая), третья |
четвертая буква в названии линии. | буква в названии линии. |
Пока участники работают, команды выполняют задание 4 “Чтобы это значило?”. На столе лежат карточки с линиями чертежа. Участники команд по очереди берут карточки и называют линии чертежа.
Подсказки:
1 команда | 2 команда |
а) - - - - - в названии линии | а) -..-..-..- в названии линии в первом |
вторая буква | слове восьмая буква |
б) -.-.-.- в названии линии в первом | б) -------- в названии линии седьмая буква |
Задание 5. “Дорога”
Команды по очереди берут карточки с заданиями и, отгадывая их, передвигаются по карте “Дорога” на количество очков. Очки указаны в скобках на карточках с заданиями.
Загадки:
а) стоит танцор на металлической ножке, а другая - становится меньше (циркуль) (7)
Б) При ошибках помогает
Белое поле за собой оставляет (резинка) (7)
Анаграммы:
а) ашкандра (карандаш)
б) дви (вид)
в) яниме (линия)
г) склопость (плоскость)
д) глйвнаы (главный)
е) чокта (точка)
Ребусы (любые на название чертежных инструментов).
Подсказки командам:
1 команда | 2 команда |
“ашкандра” в отгадке пятая буква | “Стоит танцор на металлической |
ножке, а другая уменьшается. | |
В отгадке первая буква. |
Задание 6 “Домино”
Команды по очереди составляют цепочку из учебного домино. На каждой карточке слева нанесен чертеж детали в трех видах, справа – аксонометрическая проекция детали, который соответствует трем видам, начерченным на другой карточке. (Карточки “Домино” взяты из журнала “Школа и производство” №7 – 2006).
Подсказки:
1 команда | 2 команда |
Недостающие буквы | Недостающие буквы |
к, о, о, м | о, е, и, о, е |
Задание 7. Из собранных букв составить слово.
1 команда: ответ - аксонометрия
2 команда: ответ - проецирование
Кто быстрее составит ключевое слово, та команда и побеждает.