Цель урока:
- раскрыть сущность понятия профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении учащихся;
- способствовать формированию представления о классификации профессий в отраслях народного хозяйства;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности, учащихся (т.е. анализировать, выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия);
- cпособствовать формированию и развитию нравственных, трудовых,качеств личности;
- способствовать воспитанию правильного отношения к работающему человеку.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: беседа, игра, решение теста, работа с учебником.
Материальное обеспечение: тест для решения, мультимедийный проектор для показа презентации(см. Приложение1) урока по теме, учебник, тетрадь,
Приглашены на урок: психолог, представитель из ПУ № 45 п. Чегдомын.
Х О Д У Р О К А
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Вот звонок звенит с утра,
И урок начать пора.
Парты ждут уже детей,
Рассаживайтесь поскорей!
СЛАЙД № 1
Настрой учащихся на урок, познакомить с целями урока, гостями.
СЛАЙД № 22. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
а/. Мы сейчас с вами сыграем небольшую игру.
- Назовите мне профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель)
- А теперь представьте себе, что я свалилась с луны и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю, попробуйте мне объяснить, что это за профессия такая?
СЛАЙД № 3
Назовите 8-12 характеристик этой профессии . Запишите в своих тетрадях характеристику – формулу данной профессии.
СЛАЙД № 4
С помощью формулы профессии можно анализировать различные виды трудовой деятельности.
б/. Делятся на пары. Каждый из вас загадайте конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник.
Вам нужно “закодировать” загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; обменяйтесь таблицами и попробуйте отгадать профессию.
СЛАЙД № 5А теперь попробуйте отгадать мою закодированную профессию (ветеринарный врач: животные; обслуживание, диагноз, контроль; функциональные, теоретические; необычные, экстремальные, работа на открытом воздухе, работа, сидя, стоя, в движении; жизнь и здоровье; “соблазны”, законченный результат труда; невысокий престиж работы; среднее специальное, высшее профессиональное- Ч-П, Г, Р, О.В, М ).
3. КРАЕВОЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКЕ.
СЛАЙД № 6
На предыдущих уроках мы с вами говорили о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, которые помогут вам в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. Поняв, как важно строго, не завышая и не занижая своих возможностей, оценить их, вы уменьшите вероятность ошибок в выборе своей будущей профессии.
Выбирая профессию, о чем мы думаем, прежде всего?
- Мы думаем о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа, интересна ли она нам, т.е. определяем наши желания, интересы и способности.
4. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Когда речь идет об общих способностях человека, то также имеется в виду уровень развития и особенности его психических процессов. Чем лучше они развиты, тем более способным является человек, тем большими возможностями он обладает. Мы с вами уже рассматривали некоторые психические процессы, которые имеют важное значение при профессиональном самоопределении.
СЛАЙД № 7
Какие эти процессы? - ощущение, восприятие, воображение и память, внимание, мышление.
О важности развития интеллектуальной сферы человека в выборе будущей профессии расскажет психолог Грызенкова Светлана Владимировна.
Решение теста № 1 “Предмет труда, виды деятельности”
СЛАЙД № 8- Сделать хороший выбор профессии – это, значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть, востребована на рынке труда. А какие сегодня востребованы профессии на рынке труда в нашем районе и где можно получить образование по данным профессиям?
(слово представителю ПУ № 45).
5. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А (снять усталость с глаз, снять усталость с позвоночника, сделать вдох и выдох).
6. Н О В Ы Й М А Т Е Р И А Л.
СЛАЙД № 9
Народная мудрость гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников, содержит в себе элементы той или иной профессиональной деятельности. Испытание сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Эта информация позволит вам в дальнейшем глубже обдумать свой выбор.
Знания о трудовой деятельности можно черпать из книг, из рассказов друзей и взрослых, таким образом можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это нужно проверить реальным участием в работе по избранной профессии.
СЛАЙД № 10Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называется профессиональной пробой. В процессе профессиональной пробы человек получает опыт работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его склонностям, способностям и умениям. Зная свои возможности, человек не может определить, нравиться ли ему данная профессия, до тех пор, пока реально не попробует себя в ней.
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
СЛАЙД № 11
а/. составьте список профессий, в которых хотите проверить свои силы.
б/. психолог Светлана Владимировна сейчас с вами решит тест на профессиональную пробу.
8. ИТОГ УРОКА.
СЛАЙД № 12
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поэтому выступает своего рода “индикатором” правильности выбора профессии.
СЛАЙД № 13, 14
см. также Анкету "Скорая помощь в выборе профессии" и матрицу ответов, а также Опросник Йовайши.