Из раздела: Основы моделирования и художественного оформления одежды. Композиция в костюме.
Цель: Ознакомить девочек с особенностями воздействия различных цветов на человека.
Задачи:
- формирование у учащихся творческих способностей и развитие эстетической культуры в выборе цветовой гаммы в одежде, выработке своего стиля и своеобразия внешности;
- развитие инициативы и творчества учащихся, умения отбирать наиболее важное, существенное из общего потока информации;
- создание на занятии рабочей дружеской атмосферы.
Выбор и обоснование форм и методов:
Формы:
- групповая (работа по двое);
- фронтальная (выдача на класс);
- индивидуальная.
Методы:
- наглядно-иллюстративные;
- поисковый метод.
Предполагаемый результат:
- применение изученных закономерностей при выполнении моделей в цвете;
- научить девочек ориентироваться во многообразии цветовой гаммы при моделировании одежды, учитывая свою индивидуальность.
Межпредметные связи:
- история;
- рисование.
Материально- техническое оснащение:
- таблицы;
- раздаточный материал (альбомные листы- черного и белого цвета, полоски цветной бумаги, инструкционные карточки).
Деятельность yчителя.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку, сообщение темы урока.
II.Объяснение нового материала:
Одежда появилась еще в первобытном обществе. Она была необходима для укрытия от холода, от солнца, от ветра. А эстетические представления об одежде появились позже, когда человек освоил орудия труда. При разделении общества на классы, одежда стала создаваться в интересах господствующего класса. Например: в феодальном обществе у моды были свои законы и регламенты. В ряде законов не дворянам запрещалось носить шелковую и бархатную одежду, даже длина носков была строго регламентирована. Но шли столетия, шли годы. Менялся м костюм человека, и сама мода зависела не о законодательства, а от материального положения человека. А с IХ в. Большое значение стало придаваться цвету в одежде.
Например: одежду желтого цвета обычно не носили, т.к. этот цвет считался цветом измены и зависти. Белый цвет символизировал чистоту и веру. Черный — скорбь и верность. Голубой — нежность. Красный — цвет крови. Обычно красные одежды носили палачи.
У каждого из нас складывается свой собственный стиль образа жизни, он выражается в манере держаться, поведении, привычках и в манере одеваться. Но очень часто мы видим, что многие из нас не имеют своего стиля и стремятся к стереотипу, слепо следуя каждому “крику моды”. Желая во что бы то ни стало иметь только модные вещи не заботясь о том, что они не дружат между собой и не гармонируют с обликом владелицы.
Как выработать свой стиль, как найти то, что полнее всего выразит вашу личность и своеобразие вашей внешности. На эти вопросы мы сегодня попробуем найти ответы.
В зависимости от наряда элементом эстетической выразительности одежды является цвет.
Из уроков рисования вы знаете, что все видимые глазом цвета делятся на две основные группы: хроматические и ахроматические.
Таблица № 1
К хроматическим цветам относятся все цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
К ахроматическим (бесцветным) — белый, серый, и черный.
Хроматические цвета разделяются на теплые и холодные:
- к теплым относятся цвета связанные с представлением об огне и солнце — красный, оранжевый, желтый.
- к холодным относятся цвета, которые ассоциируются с чувством прохлады, снега и льда — синий, голубой и фиолетовый.
А зеленый цвет является нейтральным, потому, что его можно сделать, как теплыми, так и холодными.
Таблица № 2 (2.1)
Рассмотрим на таблице № 2 изображение (2.1). Здесь мы видим два цвета на одной плоскости
— теплый и холодный цвета, при этом создается впечатление, что теплый цвет выступает, а холодный — уходит на второй план.
Таблица № 2 (2.2)
Рассмотрим изображение (2.2) в таблице № 2, где мы можем видеть, что один и тот же цвет в
зависимости от фона или сочетания с другим цветом может иметь разный характер.
На белом фоне хроматические цвета кажутся темными, а на черном — ярче.
Таблица № 2 (2.3)
Рассмотрим изображение (2.3) в таблице № 2, где мы наблюдаем следующее явление:
контрастные цвета, расположенные рядом, подчеркивают друг друга, а близкие по цвету тона, дают более мягкое сочетание.
Теплые цвета зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают её недостатки. Холодные цвета придают фигуре стройность, скрывают недостатки, зрительно уменьшают фигуру.
Таблица № 3
Различные цвета по-разному воздействуют на человека. И на протяжении многих столетий это воздействие цветов на человека изучается.
В зависимости от отношения к тому или иному цвету судят о характере человека и диагностируют его психическое состояние.
Что же обозначает каждый цвет?
Рассмотрим таблицу № 4
-активный цвет. Психологически он будоражит и даже возбуждает. Одежду в красный тонах предпочитают натуры волевые, агрессивные, жизнерадостные, те, кому нравится главенствовать.
-наоборот, цвет пассивный. С этим цветом связывают нежность, преданность. Его предпочитают люди спокойные, эмоционально стабильные.
-самый спокойный из всех цветов. Глядя на что- нибудь зеленое, глаза отдыхают. Возникает чувство удовлетворения. Этот цвет предпочитают люди самоуверенные, упорные, даже может быть упрямые.
-цвет, который связывают с солнцем, с теплом, светом. Преобладание желтого цвета в одежде может указывать на желание снять напряжение и уйти от хлопот.
-сравнительно спокойный цвет. Любовь или безразличие к нему определяет отношение человека к себе, меру его самооценки.
-это соединение красного и синего, а потому – это цвет противоречивый. Он вызывает сумятицу, повышает чувственность.
Характерными являются также черный и белый цвета. Черный цвет выражает борьбу, сопротивление, самозащиту. Белый — отказ от сопротивления, преодоление препятствий.
При создании моделей художник-модельер учитывает все закономерности цветовых сочетаний. Цвет в композиции одежды должен быть строго продуман, основан на общей гармонии, учитывающей требование моды и индивидуальные особенности человека.
(вопрос к ученикам:)
Как вы думаете, по каким признакам, можно определить какие цвета вам больше всего подходят? (по цвету глаз, по цвету волос).
(демонстрации карточек 1-7)
Блондинкам и русым девушкам идут цвета — черный, коричневый и желтый, а так же зеленый, ярко-зеленый, красный.
Брюнеткам и шатенкам — черно-синий, бледно-синий, бежевый, песочно- кремовый.
Блондинке с зелено-карими глазами идут яркие тона с теплыми красноватыми оттенками — розовый, сиреневый, красный и желтый.
Блондинке с голубыми или серыми глазами идут цвета более холодные тона—голубые, фиолетовые, салатовые.
Девушкам с ярко-рыжими волосами, светлыми глазами- желательно носить вещи темно-коричневого, зеленого, серо-голубого, голубовато- зеленого тонов.
Шатенкам с карими глазами и смуглой кожей идут более теплые тона, яркие цвета — ярко- красный (малиновый). Зеленый (спокойный) и коричневый (от темного до цвета беж).
Брюнеткам с голубыми или зелеными глазами идут яркие, но более холодные тона — синий, зеленый, салатовый, лиловый и желтый.
Белый цвет идет к любому цвету глаз и волос. Черный цвет идет только молодым девушкам, в более зрелом возрасте черный цвет желательно комбинировать с другими цветами.
Все большее количество людей ищут своё “Я”, поэтому в результате некоторых исследований социологов, можно рассмотреть таблицу № 4, в которой просматривается популярность цветов .
Таблица № 5
Каждый должен помнить — мода не повелительница, она дает информацию и очень важно уметь ориентироваться в потоке многообразия и новизны. Главное выбрать то, что мода адресует Вам.
Деятельность yченика.
(выполняется сразу после разбора таблицы № 2 (2.1- 2.3) и карточек 1- 7.)
III. Выполнение практической работы:
Чтобы закрепить полученные знания, необходимы тренировочные упражнения, такие как
1 упражнение. У учащихся на столах разложены разноцветные полоски, выполненные из цветной бумаги. Они должны выбрать: один цвет холодный (например: синий) и один цвет — теплый (например: желтый). С помощью сравнения этих двух цветов определяется характер каждого цвета.
2 упражнение. У учащихся на столах разложены по два альбомных листа (черный и белый), две одинаковые по цвету полоски (например: красные). Поместив одну полоску на середину белого листа, а другую — на середину черного листа, учащиеся определяют, что в зависимости от фона один и тот же цвет может иметь разный характер.
З упражнение. Используя те же цветные полоски, учащиеся выбирают две полоски контрастные по цвету (например: красная и синяя) и два — близкие по цвету тона (например: красная и желтая). С помощью этого упражнения, при сравнении этих цветов учащиеся прослеживают, как по- разному воздействует цвет на другой.
4 упражнение. После демонстрации карточек и характеристики каждого цвета, девочки пробуют определить, какому типу людей, какой цвет больше подходит. У учащихся на столах имеются цветные карандаши и карточка (эскиз модели), выполненный в черно- белом варианте. И девочки, определившиеся с типом человека (например: карие глаза, темные волосы, смуглая кожа) подбирают цветовую гамму, наиболее близкую этому типу.
(карточка 8)
IV. Заключительный этап:
- подведение итогов;
- демонстрация работ (эскизов) выполненных учащимися;
- выставление оценок
- задание на дом.