Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Разделы: Биология, МХК и ИЗО


Мир постигать и мыслью, и сердцем” (Гомер)

Оборудование:

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, проигрыватель компакт дисков.

Музыкальный ряд: Чайковский, П.И. "Вальс цветов" из балета “Щелкунчик”; Дебюсси, К. Романс “Полевые цветы”.

Зрительный ряд: Фрагменты мультипликационного фильма “Щелкунчик” по мотивам сказки Э.Т. Гофмана и балета П.И. Чайковского, 1973 г., реж. Борис Степанцев;

Миллиоти, Н.Д. Полевые цветы, 1927; Тихов, В.Г Натюрморт с кувшинками1930-е.; Гончарова, Н.С. Цветы. 1951;Жан-Батист Робье, Букет роз и других цветов в стеклянном кубке с китайской лакированной коробочкой и чашкой Nautilus; Ян де Хем, Ваза с цветами, ок.1645; Франц Ксавер Петер, Большой лесной букет, 1860 г.; Леопольд Ван Столл, Букет цветов, 1841

Литературный ряд: стихи о цветах классиков русской и зарубежной литературы, стихи и загадки учащихся 6-х классов Самарского муниципального университета Наяновой

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Цель: отработать умения и навыки применения знаний для решения новых необычных задач

Задачи:

  • актуализировать, обобщить и систематизировать знания по крупному разделу программы “Семейства цветковых растений”;
  • научить практически применять знания, опыту переноса их в нестандартные ситуации;
  • расширить знания учащихся о жанре натюрморт;
  • развивать художественно-образное мышление, воображение, ассоциативные связи, умение словесно выразить настроение, состояние;
  • развивать наблюдательность, восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия окружающего
  • поддерживать живость воображения, как фундамента творческого мышления ребенка, предоставив ему возможность сочинять стихи, загадки, сказки;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать культуру общения и группового взаимодействия.

Класс за две недели до урока делится на четыре группы, каждая из которых выбирает предложенные учителем натюрморты. Группы формируются по желанию учащихся, ученики сами определяют функции каждого при выполнении задания, при этом предусматриваются специальные роли: организатора активной деятельности каждого ученика; следящего за культурой общения и взаимопомощи в группе, контролирующего правильность исполнения задания; лидера, ответственный за подготовку партнеров по группе к выполнению задания.

Педагог ставит познавательную задачу: определить, какие растения изобразил художник. Помогает в выборе последовательности работы, поиске необходимой литературы, распределением индивидуальных заданий внутри группы. Организует обсуждение индивидуальных результатов работы. Учащиеся выбирают в каждом натюрморте четыре растения из изученных на уроках семейств, находят к ним легенды, стихи. Самостоятельно пишут о них стихи и загадки для соперников.

Кабинет оформляется плакатами с рисунками детей, высказываниями великих людей и стихотворными строками поэтов о цветах:

“Ароматы цветов пусть расскажут тебе
О начале миров и вещей” Насими.

Быть может вся природа- Мозаика цветов? Константин Бальмонт.

Модель урока (количество часов-2)

1. Вступительное слово педагога:

Сегодня у нас с вами необычный урок. По Царству Флоры нас поведут Живопись, История, Поэзия и Музыка. “Художник – это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека” - говорил великий художник ХХ века Пабло Пикассо. Искусство не повторяет, не копирует жизнь, а познает ее сущность, открывая людям главное в ней. Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, чарующей красотой, пробуждает в человеке возвышенные чувства, благородные движения души, является неисчерпаемым источником вдохновения художников, музыкантов и поэтов всех времен. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты.

2.Восприятие музыки, обмен мнениями

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского, на экране - фрагмент мультфильма “Щелкунчик”.

Педагог: Цветок живет в музыке, как и в других видах искусства, ибо в нем все, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек! Сказал композитор Ф.Лист.

Что вы представили и почувствовали, услышав мелодию? Сравните ваши впечатления от услышанного и увиденного на экране, определите, есть ли в них что-то общее? Гармонирует ли танец и музыка с вашими представлениями о цветах?

Наши впечатления объединяет то, что когда мы видим цветы, думаем о них, говорим о них, то мы всегда говорим о Красоте. Когда мы смотрим на цветы, испытываем радость, наслаждение гармонией и совершенством.

3. Беседа о натюрморте

На экране слайд-шоу с натюрмортами.

Педагог: Живые цветы были всегда одной из излюбленных тем художников. Цветы были связаны с богами, они были символом силы или воли богов, служили приношением во время религиозных обрядов. В рельефах и фресках Древнего Египта часто можно видеть изображение человека, вдыхающего аромат лотоса. Египтяне считали лотос священным цветком, содержащим божественную силу, и вдыхание его аромата должно было наделить этой силой человека. В античной Греции покровительницей цветов и садов считалась богиня любви — “фиалкоувенчанная” Афродита. Древние греки верили в одушевленность растений, полагая, что в каждом из них живет волшебное существо — дриада или нимфа. Они устраивали праздники в честь гиацинтов и лилий. В античном Риме хранительницей цветов и садов почитали Флору — богиню плодоносящих сил природы, одно из самых древних божеств римского пантеона. Ей были посвящены Флоралии — праздник в честь богини. В Колизее дождем из лепестков роз приветствовали победивших гладиаторов и украшали венками. Желтыми нарциссами встречали в Риме победителей битв. После падения Римской империи в эпоху раннего христианства цветы как декорация и сюжеты для живописи были отвергнуты, и вместе с тем пришла в упадок культура цветов и садов.

Интерес к цветам вновь возник в VIII в.. Во время Крестового похода в мавританскую Испанию император Карл Великий увидел арабские сады, и узнал о тайнах “языка цветов”. Эта идея понравилась Карлу и вскоре в его империи примулу стали назвать ключами святого Петра или Девы Марии (соцветие напоминает связку ключей), пасхальной свечой (часто время ее цветения совпадает с Пасхой). Разные колокольчики именовали лилией святого Иосифа, Вифлеемской звездой, короной Марии, перчаткой Марии, мак называли пуговицами Марии, бегонию — сердцем Иисуса и Божественным оком, вьющийся клематис — волосами Христа или бородой Бога, календулу (ноготки) — пальчиками Марии и салатом всех святых.

В XVII в. в Нидерландах (Голландия) возник особый жанр искусства. Вы, конечно, знаете, как называют такие картины? И многие из вас знают, что означает это слово в переводе с французского языка?

Но французское nature morte -“мёртвая натура” не очень подходит живому цветку. А знаете ли вы, что в Голландии, на родине натюрморта как жанра искусства, его называют иначе - stilleven – “тихая, недвижная жизнь”; а в Великобританиии - still-life, „безмолвная натура”. Кое из значений вам больше понравилось? Почему?

Звучит романс К.Дебюсси “Полевые цветы”. Музыка становится тише, педагог продолжает:

Основной мотив произведений голландских натюрмортов — тихая жизнь вещей, цветов, спелых плодов, скрашивающих существование человека. В их картинах, отразились особое мироощущение, понимание ценности земной жизни, любовное и бережное отношение к миру вещей.

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета. Натюрморты, как и люди, были очень разными. В деловом торговом городе Харлеме любимым видом натюрморта стали “завтраки”, в Роттердаме - “кухонный” натюрморт, с изображением внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Обычно художники помещали в композицию фигуру человека — хозяйки, одетой в скромное крестьянское платье. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки). В портовом городе Гаага – рыбные композиции, в университетском городке Лейдене, центре книгопечатанья и учености – “ученые” натюрморты (получившие название “vanitas” (пустота, бесполезность, суета жизни).

Многие живописцы второй половины XVII века не раз обращались в своем творчестве к жанру цветочного натюрморта, а также к композициям с изображением насекомых. В основе интереса к данным темам лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, отвоеванных у морской стихии, выращивали самые разнообразные растения. Стремясь сделать свой быт более ярким и красочным, жители Голландии с любовью ухаживали в своих садах за цветами и фруктами. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Так ученые и студенты могли изучать растительный мир, составлять гербарии, проводить опыты по скрещиванию различных растений.

Огромной популярностью у голландцев пользовались тюльпаны. Луковицы этих цветов попали в европейские страны из Турции в конце XVI столетия. В Лейдене начали экспериментировать, разводя разнообразные сорта этого цветка. За редкие разновидности платили порой огромные деньги. В стране началась настоящая “тюльпанная лихорадка”, погубившая не одного любителя (так разорился известный голландский пейзажист Ян ван Гойен).

С не меньшим вниманием жители Голландии ухаживали за плодовыми деревьями, для которых создавались оранжереи. Живописцы, как и все остальные жители страны, не могли оставаться равнодушными к красивым цветам и экзотическим фруктам. Очень часто они объединяли в своих композициях плоды и растения, созревающие и цветущие в разное время. Порой, чтобы завершить одно полотно, мастеру приходилось ждать несколько месяцев.

В натюрморте отражено отношение человека к вещам, а через них - и к окружающему миру вообще. В нем очень важно как расположены предметы в пространстве. Поэт Александр Кушнер написал такие строчки:

Расположение вещей
На плоскости стола,
И преломление лучей, и синий лед стекла.
Сюда – цветы, тюльпан и мак,
Бокал с вином – туда.
Скажи, ты счастлив? – Нет. - А так?
Почти.- А так? – О, да!

Смысл натюрмортов может быть бесконечно многообразным и понять его правильно нам не всегда удается. Мы не сможем понять, почему обилие экзотичных тюльпанов и раковин на натюрмортах XVII в. было символом роскоши и богатства, если не вспомним, что цена одной луковицы тюльпана достигала нескольких тысяч флоринов, а для заморских раковин создавались специальные хранилища “кунсткамеры”.

В мире натюрморта нет случайных, незначащих предметов. Нередко вещи, организованные художником, отражали определенные цитаты из Библии или античных авторов: “Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии), “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Благодаря разработанной символике цветов, плодов и предметов, натюрморты с цветами превращались в увлекательные повествования. Особенно сложны для понимания были “гирлянды”, которые оборачивались вокруг центрального изображения (чаще портрета) прославляя его, символизируя вечный ход времени: цветы - символ весны, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется неизменной остается лишь добрая память”. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы, лилии, обращение к Хрису символизировалось тюльпанами, веткой чертополоха (символ страданий Христа), торжество небесной любви - нарциссом.

Каждый элемент натюрморта в виде букетов имел свое значение: внизу - знаки быстротечности человеческой жизни – сломанные, увядшие цветы, полевые цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, насекомые, лопнувший плод граната (символ искупительной жертвы Христа), земляника – знак наслаждения жизнью и соблазна (“удовольствие таит в себе зло”), бобы – символ человеческой глупости. В центре-символы скромности и чистоты, окруженные недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов), венчает композицию крупный цветок, символ добродетели.

Натюрморт – это внимательный взгляд на вещи. Предметы рассматриваются с близкого расстояния, во всех подробностях. Давайте и мы пристальнее вглядимся в натюрморты с цветами, прислушаемся к цветам и раскроем их тайны.

4. Конкурс “Найди в букете это растение”

Жюри: педагоги МХК и ботаники, старшие школьники, мнению которых дети доверяют. Командам предстоит познакомить класс с итогами работы творческих групп. Каждая группа демонстрирует на экране один из четырех натюрмортов (Ян де Хем, Ваза с цветами, ок.1645; Франц Ксавер Петер, Большой лесной букет, 1860 г.; Леопольд Ван Стол, Букет цветов, 1841, Отто Дидрик Оттесен, Букет полевых цветов,1869)  (см. Приложение1) по которым было получено опережающее задание, рассказывают найденные легенды и стихи о выбранных растениях, загадывают командам соперников загадки, сочиненные самостоятельно или подобранные в литературе.

Демонстрация творческих работ:

Первая команда демонстрирует натюрморт Яна де Хема “Ваза с цветами”, ок.1645;

Ребята перечисляют цветы, определенные ими на натюрморте, не показывая их на экране классу. Для конкурса они выбрали следующие четыре растения: тюльпан, нивяник, фасоль, пшеница

Отгадайте наши загадки о первом растении:

Жил в Азии и южном Казахстане
Но миру стал известен как “голландец”.
Когда-то окультурили меня в турецком стане,
На родине теперь я иностранец (тюльпан).

Глеб Гаращук

Весной зажегся красный цвет в саду
Красивый, как девичий бант
К нему я быстро подойду
А как зовут его? (тюльпан)

Кокорев Федор

Как Олимпийский огонь горит
И на длинной цветоножке сидит (тюльпан)

Никита Федотов

А вот какую легенду о тюльпане нам удалось найти:

Хафиз сказал: “С его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза”. Рассказывают, что в золотистом, плотно замкнутом бутоне этого цветка было заключено в одно время человеческое счастье, и что никто никак не мог добраться до него, хотя все пытались всеми силами: кто силой, кто хитростью, кто заклинаниями. …Толпы приходили, толпы уходили – счастье не давалось им в руки. Но вот однажды, по лугу, где рос такой цветок, проходила одна бедная женщина, ведя за руку своего маленького мальчика. Она заметила издали золотой бутончик, и захотелось ей только посмотреть на цветок, который заключал в себе счастье. Раскрыть его она и не мечтала. Она потихоньку, потихоньку с замиранием сердца приблизилась к нему…как вдруг мальчик ее, увидя блестящий бутончик, вырвался из рук и с громким смехом, размахивая ручонками, бросился к цветку. И – о чудо! – в ту же минуту бутон раскрылся сам собой…То, чего не в силах были сделать ни сила, ни заклинания – сделал веселый беззаботный смех ребенка, так как пора нашего детства является действительно единственной порой всей нашей жизни, когда проглядывает по временам настоящее счастье”

Загадки и стихи ко второму растению, изображенному на натюрморте.

Любопытна история одного из видов этого растения. Его родина- Америка. В Европу попало как сорняк. В Петербурге в Ботаническом саду в середине XIX в это растение показывали как редкость. С тихоокеанского берега Америки она попало на Камчатку, где теперь встречаются его большие заросли. По легенде эти цветы были в давние времена зонтиками у маленьких степных гномиков. А еще они похожи на удивленные глаза. Как только эти цветы не называют: белюшка, лесная марьяша, белица-трава, Иванов цвет, поповник, девичник, невесточка, ворожка. (нивяник).

Загадка к следующему растению натюрморта:

Культурное растение, известное в древние времена.
При раскопках, во рту мумии обнаружили его семена,
Увы, оно обыкновенное.
Однолетнее растение, капризное как молодое поколение,
Не переносит низких температур,
Используется и в супе, и на гарнир (фасоль)

Шляхов Алексей

Загадка к четвертому растению, изображенному художником

Сто тысяч лет подряд
трудятся трудяги,
сто тысяч лет подряд
были передряги
из-за тех полей,
где растет ...Пырей?
Нет, Какой уж там пырей!
Догадайтесь вы скорей...(пшеница)

Борис Орловецкий

Стихотворение Вадима Струкова о пшенице:

Когда увидишь золото полей
В закате солнца,
Почувствуешь, что нет земли милей-
Открой оконце!
И в дом ворвутся запахи земли,
Навеки русской.
Колосья придорожные в пыли
Дороги узкой
Ты эти зерна бережно возьми
В свои ладони,
И землю эту, полную любви,
Такой запомни!

Педагог организует короткое обсуждение ответов, дополняет, уточняет комментирует ответы ребят в качестве эксперта.

Представители других команд, отгадывают загадки, показывают цветок на натюрморте.

Со своими творческими работами и выбранными натюрмортами класс знакомят учащиеся остальных трех групп.

5. Обмен мнениями. Рефлексия.

Жюри подводит итоги конкурса: у какой из команд самые яркие и интересные вопросы, кто дал больше правильных интересных ответов, благодарит всех участников за творчество и участие в конкурсе.

Учитель организует короткую беседу, побуждая детей к ответам на вопросы:

  • Понравился ли вам урок, выскажите свое мнение.
  • Что было самым интересным на уроке?
  • Появилось ли у вас желание узнать еще что-то новое о цветах и натюрмортах?
  • Продолжите высказывание: сегодняшний урок помог мне понять…

Литература:

Золотницкий, Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – Кiев. Вид-во “Довiра”, 1994.

Гром, И.И., Шупинская, М.Д. Дары природы – М.: Медицина, 1968.

Красиков, С.П. Легенды о цветах и самоцветах: Новеллы. – М.: 1996.

Ивлев, С.А. Художественная культура Нового времени. Материалы для учителя МХК.- М.: Международный союз книголюбов, 2001. С.120-122.

Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей). - Казань, 1922; Щербачёва М. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945.