Цели:
1. Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.
2. Развитие способностей учащихся осмысливать события на основе исторического анализа; развитие монологической речи учащихся.
3. Вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.
Оборудование урока: карта “Древняя Греция”, иллюстрации, схема.
Ход урока
Организационный момент.
Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!
Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!
Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции.
Проверка изученного материала (фронтальный опрос)
- В каком городе мы побывали на прошлом уроке? (в Афинах).
- В какой части Греции расположен этот город? (в Средней Греции).
- Где, согласно мифам, проживали боги Древней Греции? (на Олимпе).
- Кто из бессмертных богов являлся покровителем Афин? (богиня Афина).
Входит Афина (ученица старшего класса в костюме богини Афины).
Здравствуйте, дети!
Я, Афина, богиня мудрости и покровительница города Афины. Я спустилась со светлого Олимпа, чтобы узнать есть ли на этой земле герои достойные своей мудростью Олимпийских богов. За правильные ответы я буду вручать жетоны с изображением птицы мудрости совы.
Перед тем, как мы покинем Афины и отправимся в другой греческий полис, вы должны ответить на следующие вопросы:
- Что такое древнегреческий полис?
- Что из себя представляло, население полиса?
- Назовите известного поэта Греции и его произведения.
- Назовите занятия древних греков. Что именно выращивали древние греки?
Объяснение нового материала.
Мы знаем, что Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Афины и Спарта. Сами греки говорили: наша родина Эллада – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство, о котором пойдет речь на уроке. Давайте откроем тетради и запишем тему.
Цель нашего урока: познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты. Обратите внимание на программу путешествия.
- Местоположение Древней Спарты.
- Законодательство Ликурга.
- Устройство Спартанского полиса.
- Спартанское воспитание.
Около города мы встретили спартанских детей сопровождавших нас.
Рассказ ученика о местоположении Спарты (ученик заранее готовит сообщение).
- В какой части Греции находится Спарта?
Эта часть страны – полуостров причудливой формы со звучным названием Пелопонесс, что означает “остров Пелопса”.
- А интересно вам узнать, почему этот полуостров так назван?
Рассказ учащегося (заранее подготовленный ученик).
Переходим к следующему пункту программы.
Теперь нас интересует население Спарты, и по каким законам и обычаям оно живет.
Обратимся к нашему другу и помощнику – учебнику. Работаем по плану.
- Кто являлся законодателем в Спарте, и какой принцип лежал в основе его законодательства.
- Перечислите законы Ликурга.
- Какие слои населения проживали в Спарте.
- Назовите качества присущие идеальному спартанцу.
По законам, традициям, обычаям похож Спартанский полис на другие греческие полисы?
- Как осуществлялось управление в Спарте (на доске схема в печатном виде).
Управление Спартанским государством
Все законы, нормы и правила поведения, установленные Ликургом, привели к сплочению “общины равных”, укрепили власть над покоренным населением. Главная задача государства держать в повиновении илотов.
Выступление учащегося по вопросу “Спартанское воспитание”.
- Почему спартанские старейшины осуждали слабого ребенка на смерть? (В Древней Спарте ценились только сильные люди – хорошие воины).
Закрепление изученного материала.
Работа по группам.
Первая группа
Покажите на карте Спарту и области, подвластные спартанцам. Определите словами их местоположение.
Вторая группа
Почему имущественное равенство оказалось возможным в Спарте? Почему спартанцы ни в чем не нуждались и сами могли не работать? Мог ли какой – нибудь спартанец разбогатеть или разориться?
Третья группа
Какую функцию выполнял каждый из органов управления Спартанского государства?
Четвертая группа
Что означает выражение “спартанское воспитание”? Каким наукам обучали юных спартанцев?
Домашнее задание: параграф 30, стр.159, вопросы по рядам.
Подумать над вопросом: в чем особенность развития Спартанского государства? Сравнить с Афинским государством.