Цели:
- Повторение и закрепление знаний о существительном.
- Развитие речи, увеличение словарного запаса.
- Знакомство с русским национальным костюмом, орнаментом.
- Развитие фантазии, творческого воображения.
- Воспитание дружбы, взаимопонимания.
Оборудование: магнитофон, рисунки.
Ход урока.
Организационный момент. Тема, задачи урока.
- На уроке будем писать, рисовать, повторим всё о существительном.
( включается запись пения птиц)
- Что вы слышали?
- Какое стало настроение? Почему?
- Да, такое хорошее, радостное настроение, как будто оказались в лесу весной. И хотя на улице ещё холодно, дует ветер, идёт снег, к нам в класс пришла вместе с пением птиц весна. Вот такая молодая, красивая. И пусть хорошее, весеннее настроение будет у нас весь урок.
( рисунок 1. на доске)
Чистописание.
а) - Начинаем с чистописания. А чтобы узнать, какую букву будем повторять, отгадайте загадку:
“ Палочка, рядом две ровные дужки
Вот и готовы очки для лягушки”. (в)
(объяснение, показ на доске, письмо в тетради)
б) Прочитать пословицу, объяснить.
“В.сна кр. сна цв. тами, а человек знаниям”.
( записать в тетрадь, выделить безударную гласную, проверить)
Фронтальная работа.
- Когда приходит весна, кто ей помогает, чтобы быстрее растаял снег, зацвели цветы? (солнце)
- Вот его-то нам и не хватает в классе, так как весны без солнышка не бывает.
(рисунок на доске)
- Но это какое-то зимнее солнце, а чтобы оно заулыбалось по-весеннему, ему не хватает лучиков. Кто хочет помочь солнышку?
( на лучиках записаны вопросы, дети отвечают на них и прикрепляют лучи к солнцу)
- Что такое существительное?
- В каком роде употребляются существительные?
- Какие существительные называют собственными?
- Как определить падеж существительного?
- Мягкий знак после шипящих в конце существительных.
- Как изменяются существительные?
( дорисовывается улыбка солнцу)
( рисунок 2.)
Работа в парах.
- Работаем в парах с деформированным текстом.
( в конвертах предложения, записанные на полосках)
Воробьи и синички слетались со всех сторон. (6) |
Кормушка готова. (4) |
Серёжа подавал дощечки и гвозди. (2) |
Серёжа с папой стали делать кормушку для птиц. (1) |
Птицы были рады. (7) |
Папа их строгал и сколачивал. (3) |
Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку крошки, зёрна.(5) |
- а) составить рассказ
- б) выписать существительные во множественном числе, поставить их в единственное число.
- в) выписать существительные собственные и разобрать их, как часть речи.
5. Рисование.
- Мы говорили, что человек красив знаниями, а весна красива цветным нарядом.
- А как бы вы сами нарядили нашу Весну? -Я предлагаю вам сконструировать русский народный костюм. Родная, русская природа с
зелёными лесами, раздольем полей – всё нашло отражение в одежде народа. Женский наряд состоял из сарафана и белой кофточки с вышивкой на рукавах. Сарафаны девушки и женщины украшали лентами, вышивкой понизу или вдоль горловины. На голове носили кокошник с орнаментом. Орнамент в переводе с латинского языка означает – украшение. В орнаментах одежды отразились обычаи, вкус, национальный характер. Бывает геометрический и растительный орнамент. Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур, а растительный из растительных элементов. ( показать)
( рисунок 3. на доске)
( звучит музыка, дети рисуют)
Физ. минутка. ( выбирают лучший костюм, наряжают Весну).
Творческая работа.
а) - Ребята, а если бы вы встретились с настоящей Весной, о чём бы вы её спросили? Запишите интервью с весной. ( работа в парах)
- Определите род существительных.
б) - Порадуйте Весну и солнышко, сочините стихотворение по данным
рифмованным словам.
----- ------ ---------------------- солнце
--------------------------------------- оконце
---------------------------------------- вдруг
----------------------------------------- вокруг
Оценки.
Задание на дом.
Итог урока.
- Какая работа на уроке понравилась?
- Чему научились?
- Выполнены ли задачи урока?