Интегрированный урок: русский язык и изобразительное искусство

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторение и закрепление знаний о существительном.
  • Развитие речи, увеличение словарного запаса.
  • Знакомство с русским национальным костюмом, орнаментом.
  • Развитие фантазии, творческого воображения.
  • Воспитание дружбы, взаимопонимания.

Оборудование: магнитофон, рисунки.

Ход урока.

Организационный момент. Тема, задачи урока.

- На уроке будем писать, рисовать, повторим всё о существительном.

( включается запись пения птиц)

- Что вы слышали?

- Какое стало настроение? Почему?

- Да, такое хорошее, радостное настроение, как будто оказались в лесу весной. И хотя на улице ещё холодно, дует ветер, идёт снег, к нам в класс пришла вместе с пением птиц весна. Вот такая молодая, красивая. И пусть хорошее, весеннее настроение будет у нас весь урок.

( рисунок 1. на доске)

Чистописание.

а) - Начинаем с чистописания. А чтобы узнать, какую букву будем повторять, отгадайте загадку:

“ Палочка, рядом две ровные дужки

Вот и готовы очки для лягушки”. (в)

(объяснение, показ на доске, письмо в тетради)

б) Прочитать пословицу, объяснить.

“В.сна кр. сна цв. тами, а человек знаниям”.

( записать в тетрадь, выделить безударную гласную, проверить)

Фронтальная работа.

- Когда приходит весна, кто ей помогает, чтобы быстрее растаял снег, зацвели цветы? (солнце)

- Вот его-то нам и не хватает в классе, так как весны без солнышка не бывает.

(рисунок на доске)

- Но это какое-то зимнее солнце, а чтобы оно заулыбалось по-весеннему, ему не хватает лучиков. Кто хочет помочь солнышку?

( на лучиках записаны вопросы, дети отвечают на них и прикрепляют лучи к солнцу)

- Что такое существительное?

- В каком роде употребляются существительные?

- Какие существительные называют собственными?

- Как определить падеж существительного?

- Мягкий знак после шипящих в конце существительных.

- Как изменяются существительные?

( дорисовывается улыбка солнцу)

( рисунок 2.)

Работа в парах.

- Работаем в парах с деформированным текстом.

( в конвертах предложения, записанные на полосках)

Воробьи и синички слетались со всех сторон. (6)
Кормушка готова. (4)
Серёжа подавал дощечки и гвозди. (2)
Серёжа с папой стали делать кормушку для птиц. (1)
Птицы были рады. (7)
Папа их строгал и сколачивал. (3)
Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку крошки, зёрна.(5)
  • а) составить рассказ
  • б) выписать существительные во множественном числе, поставить их в единственное число.
  • в) выписать существительные собственные и разобрать их, как часть речи.

5. Рисование.

- Мы говорили, что человек красив знаниями, а весна красива цветным нарядом.

- А как бы вы сами нарядили нашу Весну? -Я предлагаю вам сконструировать русский народный костюм. Родная, русская природа с

зелёными лесами, раздольем полей – всё нашло отражение в одежде народа. Женский наряд состоял из сарафана и белой кофточки с вышивкой на рукавах. Сарафаны девушки и женщины украшали лентами, вышивкой понизу или вдоль горловины. На голове носили кокошник с орнаментом. Орнамент в переводе с латинского языка означает – украшение. В орнаментах одежды отразились обычаи, вкус, национальный характер. Бывает геометрический и растительный орнамент. Геометрический орнамент состоит из геометрических фигур, а растительный из растительных элементов. ( показать)

( рисунок 3. на доске)

( звучит музыка, дети рисуют)

Физ. минутка. ( выбирают лучший костюм, наряжают Весну).

Творческая работа.

а) - Ребята, а если бы вы встретились с настоящей Весной, о чём бы вы её спросили? Запишите интервью с весной. ( работа в парах)

- Определите род существительных.

б) - Порадуйте Весну и солнышко, сочините стихотворение по данным

рифмованным словам.

----- ------ ---------------------- солнце

--------------------------------------- оконце

---------------------------------------- вдруг

----------------------------------------- вокруг

Оценки.

Задание на дом.

Итог урока.

  • Какая работа на уроке понравилась?
  • Чему научились?
  • Выполнены ли задачи урока?