Открытый урок математики во 2-м классе по теме "Поиск пути решения текстовой задачи"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: совершенствовать умения устных вычислений; формировать навыки в поиске решения текстовой задачи; развивать познавательный интерес к математике, как к науке и логическое мышление; воспитывать культуру труда; формировать коммуникативные навыки; воспитывать самостоятельность, любознательность и усидчивость.

Оборудование: на доске геометрические фигуры, карточки со словами: задача 20 и задание 10, текст задачи, дополнительные условия к задаче, схемы к условию; карточки с заданиями у каждого ученика.

I Организационный момент

Учитель:Сегодня нам с вами предстоит очень интересная исследовательская работа. Будьте внимательными. Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка?

Если всё на месте, то начнем с разминки. Помните, что ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы.

II Актуализация знаний

  • Какое сегодня число?
  • Что можете сказать об этом числе?

Увеличьте его на столько же.

  • Что можете сказать о получившемся числе?
  • Из каких цифр оно состоит?
  • Какое наибольшее двузначное число можно из него составить? А наименьшее?

Найдите сумму наибольшего и наименьшего числа.

Найдите разность этих же чисел.

III Постановка проблемы

Учитель:Я предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Есть два варианта. Вы будете искать пути решения задачи или выполнять какое-то задание. Выбрать верный вариант вы сможете, если выполните задание на карточке №1. Положите перед собой карточки. (по вариантам)

- Какое задание вам предстоит выполнить?

Дети: Действия в цепочке.

Учитель:Какие знания будете использовать?

Дети: Сложение и вычитание чисел с переходом через разряДети:

Учитель:Приступайте к работе.

Учитель:Какой ответ у вас получился? (10, 20).

- Молодцы! Все правы. И, чтобы никому не было обидно, мы найдем путь решения задачи, выполняя ряд заданий. (На доске тема: ”Поиск пути решения текстовой задачи”)

IV Физкультминутка (работа глазками для концентрации внимания)

Учитель:Ищем геометрические фигуры по признакам:

  • имеет 3 угла
  • состоит из 5 отрезков
  • все углы прямые и все стороны равны
  • является частью прямой
  • противоположные стороны равны

V Постановка учебной задачи.

Учитель:На доске вы видите текст задачи. Прочитайте ее.

В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале.

Сколько карандашей в пенале?

- Решить эту задачу вам надо самостоятельно.

Учитель:Почему не можете решить эту задачу?

Дети: Не полное условие. В условии не хватает данных…

Учитель:Выберите данные, которыми можно дополнить условие этой задачи, чтобы ответить на ее вопрос, выполнив … действие сложение.

На доске:

а) В пенале 7 карандашей.
б) Всего в коробке и в пенале 14 карандашей.
в) В коробке 9 карандашей.

Обсуждение по каждому вариантУчитель:Дополнение условия задачи выбранными данными и ее формулировка.

1. В пенале 7 карандашей, а в коробке на 4 карандаша больше.

Сколько карандашей в пенале?

Учитель:На вопрос задачи можно ответить, не выполняя арифметического действия.

2. Всего в коробке и в пенале 14 карандашей.

В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале.

Сколько карандашей в пенале?

- Можно ли решить эту задачу только действием сложения? (ответы детей)

- Давайте проверим наши предположения.

У детей на парте карточки №2 с вариантами схем, которые идентичны схемам на доске.

Учитель:Положите перед собой карточку №2.

- Выберите ту, которая соответствует условию нашей задачи. (1 и 3 отклоняются)

- Можно решить задачу, соответствующую схеме 2? Попробуем?

- Закройте пальчиком отрезок, обозначающий 4 карандаша. Что теперь вы видите на схеме?

Дети: Отрезки, обозначающие карандаши в коробке и в пенале, одинаковой длины.

Учитель:Запишите действие в тетрадь.

Учитель:Догадайтесь, как узнать сколько карандашей в коробке, а сколько в пенале. (метод подбора, используя знание состава числа)

- Теперь “вернем” в коробку те 4 карандаша, которые убрали. Запишите действие в тетрадь. Получим – в коробке 9 карандашей.

- Поскольку решение данной задачи мы нашли не только действием сложения, но и вычитанием, этот вариант нам тоже не подходит.

3. В коробке 9 карандашей.

В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале.

Сколько карандашей в пенале?

Учитель:В этом условии есть повторяющиеся слова, которые делают текст задачи “некрасивым”. Каким словом – указателем можно заменить слова в коробке? (Это)

В коробке 9 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в пенале.

Сколько карандашей в пенале?

Учитель:Теперь переформулируем это условие, используя смысл понятия “больше на”.

- Что мы знаем о карандашах в коробке? (9)

- Начертите отрезок в тетради.

- Что еще известно о карандашах в коробке? (на 4 больше)

- А тогда в пенале? (на 4 меньше)

- Покажем это схематично.

- Как изменится текст задачи?

Дети: В коробке 9 карандашей, а в пенале на 4 карандаша меньше.

Сколько карандашей в пенале?

Учитель:Выберите способ решения этой задачи и запишите в тетрадь.

- Какое действие использовали?

Дети: Вычитание.

Учитель:Что же получается? Ни один из предложенных вариантов не подходит для решения задачи, используя только действие сложение.

- Попробуем не дополнить, а изменить условие задачи.

Составляется задача.

В коробке 9 карандашей, это на 4 карандаша меньше, чем в пенале.

Сколько карандашей в пенале?

Дети: Значит, в пенале на 4 карандаша больше. Такую задачу надо решать сложением.

Учитель:Молодцы! Цель достигнута.

VI Физкультминутка.

VII Закрепление знаний

Учитель:Положите перед собой карточку №3. Внимательно прочитав текст задачи, выберите правильное решение из предложенных.

Карточка №3

Выбери правильное решение задачи.

На одной грядке выросло 11 кабачков, это на 6 меньше, чем на второй. Сколько кабачков выросло на второй грядке?

1) 11 + 6 = 17 (к.) 2) 11 – 6 = 5 (к.)

VIII Итог урока

Учитель: Урок подошел к концУчитель: Было ли вам интересно? Что особенно понравилось? С каким настроением вы уходите с урока? Давайте улыбнемся друг другУчитель: Спасибо за работУчитель:

IX Домашнее задание

Придумайте задачу с недостающими данными. Дополните условие так, чтобы она решалась действием вычитание.