Цели и задачи: совершенствовать умения устных вычислений; формировать навыки в поиске решения текстовой задачи; развивать познавательный интерес к математике, как к науке и логическое мышление; воспитывать культуру труда; формировать коммуникативные навыки; воспитывать самостоятельность, любознательность и усидчивость.
Оборудование: на доске геометрические фигуры, карточки со словами: задача 20 и задание 10, текст задачи, дополнительные условия к задаче, схемы к условию; карточки с заданиями у каждого ученика.
I Организационный момент
Учитель:Сегодня нам с вами предстоит очень интересная исследовательская работа. Будьте внимательными. Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка?
Если всё на месте, то начнем с разминки. Помните, что ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы.
II Актуализация знаний
- Какое сегодня число?
- Что можете сказать об этом числе?
Увеличьте его на столько же.
- Что можете сказать о получившемся числе?
- Из каких цифр оно состоит?
- Какое наибольшее двузначное число можно из него составить? А наименьшее?
Найдите сумму наибольшего и наименьшего числа.
Найдите разность этих же чисел.
III Постановка проблемы
Учитель:Я предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока. Есть два варианта. Вы будете искать пути решения задачи или выполнять какое-то задание. Выбрать верный вариант вы сможете, если выполните задание на карточке №1. Положите перед собой карточки. (по вариантам)
- Какое задание вам предстоит выполнить?
Дети: Действия в цепочке.
Учитель:Какие знания будете использовать?
Дети: Сложение и вычитание чисел с переходом через разряДети:
Учитель:Приступайте к работе.
Учитель:Какой ответ у вас получился? (10, 20).
- Молодцы! Все правы. И, чтобы никому не было обидно, мы найдем путь решения задачи, выполняя ряд заданий. (На доске тема: ”Поиск пути решения текстовой задачи”)
IV Физкультминутка (работа глазками для концентрации внимания)
Учитель:Ищем геометрические фигуры по признакам:
- имеет 3 угла
- состоит из 5 отрезков
- все углы прямые и все стороны равны
- является частью прямой
- противоположные стороны равны
V Постановка учебной задачи.
Учитель:На доске вы видите текст задачи. Прочитайте ее.
В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале.
Сколько карандашей в пенале?
- Решить эту задачу вам надо самостоятельно.
Учитель:Почему не можете решить эту задачу?
Дети: Не полное условие. В условии не хватает данных…
Учитель:Выберите данные, которыми можно дополнить условие этой задачи, чтобы ответить на ее вопрос, выполнив … действие сложение.
На доске:
а) В пенале 7 карандашей.
б) Всего в коробке и в пенале 14 карандашей.
в) В коробке 9 карандашей.
Обсуждение по каждому вариантУчитель:Дополнение условия задачи выбранными данными и ее формулировка.
1. В пенале 7 карандашей, а в коробке на 4 карандаша больше.
Сколько карандашей в пенале?
Учитель:На вопрос задачи можно ответить, не выполняя арифметического действия.
2. Всего в коробке и в пенале 14 карандашей.
В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале.
Сколько карандашей в пенале?
- Можно ли решить эту задачу только действием сложения? (ответы детей)
- Давайте проверим наши предположения.
У детей на парте карточки №2 с вариантами схем, которые идентичны схемам на доске.
Учитель:Положите перед собой карточку №2.
- Выберите ту, которая соответствует условию нашей задачи. (1 и 3 отклоняются)
- Можно решить задачу, соответствующую схеме 2? Попробуем?
- Закройте пальчиком отрезок, обозначающий 4 карандаша. Что теперь вы видите на схеме?
Дети: Отрезки, обозначающие карандаши в коробке и в пенале, одинаковой длины.
Учитель:Запишите действие в тетрадь.
Учитель:Догадайтесь, как узнать сколько карандашей в коробке, а сколько в пенале. (метод подбора, используя знание состава числа)
- Теперь “вернем” в коробку те 4 карандаша, которые убрали. Запишите действие в тетрадь. Получим – в коробке 9 карандашей.
- Поскольку решение данной задачи мы нашли не только действием сложения, но и вычитанием, этот вариант нам тоже не подходит.
3. В коробке 9 карандашей.
В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале.
Сколько карандашей в пенале?
Учитель:В этом условии есть повторяющиеся слова, которые делают текст задачи “некрасивым”. Каким словом – указателем можно заменить слова в коробке? (Это)
В коробке 9 карандашей, это на 4 карандаша больше, чем в пенале.
Сколько карандашей в пенале?
Учитель:Теперь переформулируем это условие, используя смысл понятия “больше на”.
- Что мы знаем о карандашах в коробке? (9)
- Начертите отрезок в тетради.
- Что еще известно о карандашах в коробке? (на 4 больше)
- А тогда в пенале? (на 4 меньше)
- Покажем это схематично.
- Как изменится текст задачи?
Дети: В коробке 9 карандашей, а в пенале на 4 карандаша меньше.
Сколько карандашей в пенале?
Учитель:Выберите способ решения этой задачи и запишите в тетрадь.
- Какое действие использовали?
Дети: Вычитание.
Учитель:Что же получается? Ни один из предложенных вариантов не подходит для решения задачи, используя только действие сложение.
- Попробуем не дополнить, а изменить условие задачи.
Составляется задача.
В коробке 9 карандашей, это на 4 карандаша меньше, чем в пенале.
Сколько карандашей в пенале?
Дети: Значит, в пенале на 4 карандаша больше. Такую задачу надо решать сложением.
Учитель:Молодцы! Цель достигнута.
VI Физкультминутка.
VII Закрепление знаний
Учитель:Положите перед собой карточку №3. Внимательно прочитав текст задачи, выберите правильное решение из предложенных.
Карточка №3 Выбери правильное решение задачи. На одной грядке выросло 11 кабачков, это на 6 меньше, чем на второй. Сколько кабачков выросло на второй грядке? 1) 11 + 6 = 17 (к.) 2) 11 – 6 = 5 (к.) |
VIII Итог урока
Учитель: Урок подошел к концУчитель: Было ли вам интересно? Что особенно понравилось? С каким настроением вы уходите с урока? Давайте улыбнемся друг другУчитель: Спасибо за работУчитель:
IX Домашнее задание
Придумайте задачу с недостающими данными. Дополните условие так, чтобы она решалась действием вычитание.