Интегрированный урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство с Ь и Ъ разделительными знаками. Классификация гласных и согласных букв и звуков, их роль в речи.
  • Мобилизация речевой активности, развитие фантазии, поиск многовариантности ответов.
  • Учить умению работать дружно, воспитанию уверенности в себе, доброте.
  • Воспитывать эмоционально-целостное позитивное отношения к себе и окружающему миру.

1. Сообщение темы урока, мотивация на обучение.

Слово учителя.

Мы начинаем урок чтения и письма.

Каждый урок – это путешествие в мир знаний. Большой ли багаж унесете вы с урока? Это зависит и от меня и от вас, от вас даже больше.

Перед вами незнакомые листы букваря и чистая страница тетради. Как вы на ней напишите, зависит от вашей уверенности в себе.

Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. И тогда этот урок обязательно принесет большую пользу. Мы повторим изученное, узнаем новое.

В путь! За знаниями! У вас все получится!

Начнем, как всегда, с речевой разминки.

2. Тренировка для языка.

Чистоговорка (по-одному и хором).

  • Ра – ра- ра – начинается игра.
  • Ры – ры – ры – а у мальчиков шары.
  • Ро-ро – ро – у нас новое ведро.
  • Ру – ру – ру – продолжаем мы игру.
  • Ре – ре – ре – стоит домик на горе.
  • Ри – ри – ри – а на ветках снегири.

Замечательно! Теперь мы будем отвечать четко и уверенно.

Сегодня на урок я пригласила двух помощников. Первый строгий, серьезный, твердый в своих поступках. Его зовут Подъегорий. Второй добрый, мягкий. Его зовут Демьян.

Может быть, кто-то догадается, зачем они пришли сегодня к нам. Вы добрые дети, поэтому Демьян и Подъегорий не побоятся открыть вам свои секреты. Они по очереди будут задавать задания, а за верный ответ – снежинка, ведь скоро праздник Новый год. В конце урока сосчитаем снежинки и у кого их больше, тот получит большую “5” и понесет ее домой.

3. Первое задание от Подъегория.

Прочитайте столбики слов про себя.

В Л Коля
Вода Лес Катя
Водитель Лесник Кира

Читаем слова I столбика и II столбика. Что вы заметили? В словах есть общая часть – вод. Во втором столбике общая часть лес.

Можно ли сказать, что эти слова родственные? Почему? Докажите.

Прочитайте слова III столбика.

Чем они похожи? (4 буквы, 2 слога, все имена)

Какое лишнее? Почему?

 Демьян добрый и предлагает поиграть в игру.

Найди лишнее.

На доске предметные картинки:

волк, заяц, лиса, земляника, кошка, еж.

- Какой предмет лишний? Почему?

- О каких предметах спрашивают кто? О каких что?

- Как называются эти предметы?

- А теперь есть ли лишние предметы? Почему?

6. Чистописание.

Разминка для пальчиков.

  • 1 – 2 – 3 – 4 – 5 - вышли пальчики гулять.
  • 1 – 2 – 3 – 4 – 5 - в домик спрятались опять.

 

 Догадайтесь, какую букву мы будем писать на письме.

Дайте характеристику звука, который означает это буква. Повторим правила посадки при письме, положения тетрадей, умения держать ручку.

Показывает учитель на доске написание буквы. Перед вами чистый как снег лист бумаги. Что вы напишите, то и появится. Могут появиться красивые, легкие и изящные буквы. У каждого получатся именно такие, потому что вы этого очень хотите. Я в вас верю!

 

Письмо 1 строки р Р (звучит музыка во время письма).

Старайтесь! Демьян и Подъегорий полюбуются.

Молодцы! Погладьте свои ручки, похвалите, они справились с заданием.

7.  А теперь включили “кнопочку внимания”.

(потерли виски).

Наши сегодняшние гости пригласили клоуна – жонглера.

Он говорит: “Со мной поиграйте, слова составляйте”.

и, о, н, т, с, а, ы

(Составляют слова: нос, сон, тон, сани, ноты).

Молодцы!

8. Минута отдыха.

Если услышите просто слова, то тянете руки вверх, поднимаясь на носки. Если же услышите предложение, приседайте, вытягивая руки вперед.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброта, отзывчивость, поступок.

Доброе слово и кошке приятно.

Молодцы!

Чем отличается предложение от слов?

Что такое предложение?

Как отделить одно предложение от другого в устной речи? В письменной?

Кто запомнил предложения, которые я произнесла?

Какую мысль они выражают?

Чем предложение отличается от текста?

9. Видя, что вы такие умные, Демьян торопится задать вам вопрос.

Какая буква спряталась?

а о у ы

и э е ё (ю)

- Какой это звук? - Что вы о нем знаете?

Гласный звук летит, как птица,

И преграды не боится!

Чистым голосом рожден,

Речь певучей сделал он! (Читает весь класс хором наизусть).

Пяти гласным больше нравятся твердые согласные – Каким?

Другим пяти – мягкие. – Каким?

Главное, чтобы все было справедливо. Каждая выбрала дело по душе.

Но есть волшебные гласные е, ё, я, ю. Почему?

Но они не всегда обозначают два звука.

(Работа по таблице) – Когда? (В начале слова и после гласной в середине слова).

Третий случай разберем позже.

10. Новый материал

Кто догадался, почему я сегодня на урок пригласила Демьяна и Подъегория?

Верно, мы будем говорить о буквах Ь и Ъ, которые не обозначают звука.

Какую букву мы уже знаем? (Ь)

кон превратим в домашнее животное конь

 

 ел превратим в дерево ель

 

Дадим анализ слова конь [кон']

Теперь нам потребуется внимание.

Приготовимся.

Упражнение “Муха” (восстанавливаем внимание)

Жили-были две буквы и были они глухонемые. Очень обидно им было. Тогда одна буква нашла себе работу - стала указывать на мягкость согласного звука.

Это какая буква? А другая осталась без работы. И тогда они вместе стали локтями распихивать буквы и нашли себе работу.

Теперь они довольны

Ъ - отделяет согласные от гласных.

Ь – нашел сразу 2 работы:

1) указывает на мягкость согласного звука

2) разделяет согласные от гласных

Вернемся к таблице.

Рис. 1

- Когда еще буквы е, ё, я, ю обозначают два звука?

(после Ь и Ъ разделительных знаков)

11. Знакомство с буквами Ь и Ъ.

Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак
Кепку носит только так!

Показывает учитель на доске написание Ь и Ъ .

Гладим буквы (наждачная бумага с изображением букв)

Обводим через кальку, в прописях.

Пишем 1/2 строки Ь и 1/2 строки Ъ.

Поблагодарите свои ручки.

12. Минута отдыха.

Вы устали. У вас ослабло внимание. Я вас подловлю. Найдите ошибку.

Неожиданно погас свет. “Отключили электричество,” - подумала первоклассница, - “Уроков без света все равно не сделать, поэтому пойду смотреть телевизор”.

13. Все отправляемся с Демьяном и Подъегорием кататься на горку. ( Рисунок 4)

- Когда мы произносим слова с Ь, мы как будто поднимаемся на горку, а потом съезжаем с нее. Вот так.

(Показывает руками)

Слова хотят прокатиться и с Ь подружиться.

ПОЛЮ – ПОЛЬЮ

Работа по таблице.

Рассмотрим работу Ъ.

Подъезд, подъем, съел.

14. Чтение букваря. (По-одному и хором)

15. Задание от Подъегория (Минута отдыха)

Найдите ошибку.

На чистую обеденную скатерть Маша пролила чернила. Чтобы смягчить гнев мамы, она написала записку, а сама спряталась. Каково же было удивление Маши, когда она услышала смех: “Маша, неужели ты так проголодалась, съела скатерть?”

Какую ошибку допустила Маша?

(Записка: “Мамочка, не ругай меня за объеденную скатерть”)

16. Чтение текста (текст у каждого на столе)

Шар в окошке.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно на подъезд соседнего дома. За окном падали листья. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.

- Почему Коле стало хорошо?

- Кому из вас помогали участием друзья?

- А кому вы помогали?

Найдите в тексте слова, которые порадуют Демьяна и Подъегория? (подъезд, листья)

17. Подъегорий и Демьян приготовили загадки.

Найдите в отгадке Ь и Ъ.

Целый день с утра до ночи
От зари и до зари
В частом ельничке хлопочут
Силачи-богатыри.
Каждый тащит по бревну –
Больше их оно в длину.
Строят, строят дом под елью
С этажами каруселью,
Без начала, без конца,
Без окошек, без крыльца.
Не найдешь на белом свете
Силачей таких, как эти.
Трудовой такой семьи!
Кто же это?
(Муравьи)

Говорят они “воришки”
Эти серые малышки.
И шумливы и драчливы
Все щебечут: “Чьи вы? Чьи вы?”
(Воробьи)

  

Пятачок есть, а ничего не покупает. (Свинья)

 

  Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут положу,
Человеку я служу.
(Подъемный кран)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

 

Листья опадают, когда это бывает? (Осенью)

18. Подъегорий и Демьян отдохнут, а вы догадайтесь, о каком звуке прочитает стихи Маша.

Читает девочка.

В волшебных скобках освещен согласный.
На миг себя открыл – и зазвучал…
Пусть сам он глух – он к вам взывает страстью,
Чтоб каждый из ребят его назвал!
Нет пары у него. Один на свете.
Но мягкость он в звучанье сохранил.
А в жизни тишину всегда любил –
Учтите этот факт в своем ответе.

[ ч' ]

Молодцы!

19. Читаем слова

Спеши
Спешка
Спешно
Спешить

 

 - Что это за слова?

- Почему?

- Как называется общая часть?

Спешить – подобрать синоним и антоним.

20. Не обиделись бы Демьян с Подъегорием!

Будем писать их любимые слова.

Разминка для пальчиков. Правила посадки.

Разбор и запись предложения:

Папа, мама, я – дружная семья.

(Похвалить ручки)

Разбор и запись СЕЛ – СЪЕЛ

21. Разминка для ума.

В слове МОРЕ переставлены буквы и получилось ОМРЕ . Такая же перестановка была сделана в слове ГРУЗ. Что получилось? (РГУЗ)

 

Словарная работа.

Расшифруйте слово и узнайте, как Демьян и Подъегорий оценивают сегодня вашу работу.

Р Х Ш

О О О

 Хорошо!

- Сколько слогов в этом слове?

- Какая гласная и в каком слоге в сильной позиции?

- Какую гласную и в каком слоге можно проверить? (хороший)

- Как запомнить о в первом слоге? Придумайте подсказку. (–оро-)

В каких значениях употребляется это слово?

- С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия.

Например: Поступил хорошо.

- Слово хорошо говорят, когда с кем-то или с чем-то соглашается.

Например: “Хорошо я приду”.

- Слово хорошо может обозначать угрозу.

Например: “Ну, хорошо же!”

- Отметку “4” называют “хорошо”.

Составьте предложение со словом хорошо.

(Составили:

Мы хорошо работали на уроке.

Мне в классе очень хорошо.

Я хорошо учусь и др.)

Подведение итогов урока.

Мы сегодня узнали много нового о Ь и Ъ разделительном знаке.

Они очень скромные. Никогда не стоят в начале слова.

Очень веселые (горка ПОЛЮ-ПОЛЬЮ СЕЛ-СЪЕЛ)

 Не обозначают звука, но играют большую роль в русском языке.

На следующем уроке мы продолжим разговор об этих особенных буквах.

- Какой же багаж вы унесете с сегодняшнего урока?

- Все ли у вас получилось?

Список используемой литературы

  1. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- Москва: Владос, 2001.
  2. А.Шибаев. Озорные буквы. Смоленск: Русич, 2001. – 64 с.: ил. – (Для самых маленьких).
  3. О.Л.Соболева. Русский язык. Экспериментальный учебник для начальной школы. – 2-е изд., перераб. – Петербургская Новая Школа, 1999. – 224 с.