Место проведения: кабинет МХК
Участники игры: учащиеся 7 – 11-х классов гимназии, знатоки культуры разных исторических эпох.
Участники объединены в две команды по 5 – 7 человек. Кроме команд в игре принимают участие игроки-теоретики 10 – 15 человек, члены клуба авторской песни, вокальная группа.
Игру судит жюри, в состав которого входят студенты Российской Международной Академии Туризма. Ведущие игры – лауреаты конкурса чтецов.
Оборудование игры: коллаж “Римские каникулы”, выставка книг “Советуем почитать”, видеофрагменты к конкурсам, фонограммы; призы – книги для участников, игры, слайды с видами Рима.
Сценарий игры.
Звучит фонограмма песни Тото Кутуньо “Итальянец”. На экране слайд “Рим”. Выходят ведущие.
1 ведущий. Прежде, чем стать столицей католического мира, этот удивительный город был центром античности. Здесь родилась и расцветала латинская цивилизация, пустившая глубокие корни во многих странах Европы.
2 ведущий. Все дороги ведут в Рим! Это знает каждый. Но если повезет проделать заветный путь, то из Рима они ведут в Вековечность.
1 ведущий.
Поговорим о Риме – дивный град!
Он утвердился купола победой.
Послушаем апостольское credo:
Несется пыль, и радуги висят.
На Авентине вечно ждут царя
Двунадесятых праздников кануны,
И строго канонические луны
Не могут изменить календаря.
На дальний мир бросает пепел бурый
Над Форумом огромная луна.
И голова моя обнажена –
О, холод католической тонзуры.
Так пишет о Риме Осип Мандельштам.
Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! Вместе с нашими ведущими и певцом Тото Кутуньо мы говорим вам: “Бон джорно”, “Бон джорно, Италия, бон джорно, Рома”, “Бон джорно, сеньоры”. Сегодня, вопреки школьному расписанию у нас начинаются “Римские каникулы”. “Все дороги ведут в Рим”, а мы отберем дорогу знаний и фантазии. В Рим ежегодно приезжают более 5 миллионов туристов. И наших, русских, в Риме побывало несчетно. Анна Ахматова: “В Риме всего слишком много. Человек этого построить не мог!” А поэт Иосиф Бродский мечтал “быть римским зевакой, слоняться целыми днями и глядеть, и поражаться…” Вот этим мы с вами и займемся! Дорогие друзья, в нашей игре принимают участие две команды. Знакомьтесь (идет представление игроков). Но мы отправляемся в путь не одни, с нами группа теоретиков-знатоков Рима. А оценивать результаты конкурсов мне помогут студенты Российской Международной Академии Туризма (представляю членов жюри). А справедливость в духе римского права будет осуществлять председатель жюри, студент юридического факультета (представить). И, наконец, мои главные помощники, ведущие игры (представляю). Слово председателя жюри (о римском праве и игре, клятва членов жюри). (Звучит мелодия по выбору учителя).
1 ведущий. “Римские каникулы” начинаются. Как ты считаешь, мы полетим или поедем?”
2 ведущий. Нет, давайте поплывем!
В страну небес, где небеса лазурны,
И меж олив, где небо светозарно,
Где Пиза спит, и мутный плещет Арно,
И олеандр цветет у стен Либурны… (поэт Вячеслав
Иванов)
1 ведущий. Но как обойтись без советов бывалых путешественников. Кто знает, а вдруг нам в море повстречается русалочка.
Песня “Русалочка”, исполняет ученица.
2 ведущий. Наш первый конкурс мы назвали “Путевые заметки”. Внимание, команды. Сейчас прозвучат отрывки из записей путешественников. Мы перелистали много книг, и вот результат нашего поиска.
1 ведущий. Будьте внимательны, вслед за заметкой прозвучит вопрос для первой команды. Ассар Эппель, эссеист, переводчик сонетов Петрарки и произведений Боккаччо:
“Всякий уважающий себя город, вздумавший прослыть вечным и державным, непременно должен быть семихолмным. Москва, конечно, тоже. Между тем, только в Риме у холмов этих семи, словно у подвешенных к поднебесью колоколов, уже сами названия – праздничный перезвон: “Авентин, Па-лан-тинн”.
Вопрос: А вы могли бы продолжить этот благовест? Назовите знаменитые холмы Рима. (Авентин, Палантин, Виминал, Квиринал, Эсквилин, Капитолий, Яникул).
2 ведущий. Снова Ассар Эппель для команды 2. Отчего же баснословный город, по мысли Иосифа Бродского находящийся “в центре мироздания и циферблата” для невечных, нас вечен? А может причина наших ощущений – акант, расцветший на развалинах, плебей пустыря по кличке “медвежья лапа”, листья коего прославил Каллимах”.
Вопрос. Причем здесь акант и Каллимах, о какой легенде вспоминает автор?
(Легенда о создании коринфского ордера).
1 ведущий. Для 1-й команды: Николай Васильевич Гоголь:
“Кажется, как потянешь носом, то, по крайней мере, семьсот ангелов влетают в носовые ноздри. А ты припадешь к Капитолийской волчице, изваянию Этрусскому, а Ромул и Рем самочинно приделаны к ней”.
Вопрос. О какой самочинной добавке ведет речь Н.В. Гоголь?
(К Капиталийской волчице этрусского скульптора Вулки в 16 веке скульптор Гульельмо делла Порта добавил фигурки младенцев Ромула и Рема).
2 ведущий. Для 2-й команды: “На улочках и улицах этих история не просто представима, но ощутима и реальна. В той таверне все еще уваривают для императора коровьи щеки, вымоченные в известковой воде особого источника. Микеланджело только что поколотил подрядчика за то, что лентяй не штукатурит на века, сам доглядывает за работниками, а заодно сочиняет сонеты Виттории Колонне”.
Вопрос. О чем ведет речь автор записок, как связать Микеланджело, сонеты и Витторию Колонну?
(Великий мастер писал сонеты, был еще и поэтом, а Виктория Колонна отвечала ему тем же и была его единственной музой и другом).
Учитель. Я думаю, пора вступать в игру нашим теоретикам! Прошу приготовиться и моим помощникам (они показывают первого поднявшего руку теоретика). Эти вопросы мне подсказал вот этот номер популярного журнала “GEO”, посвященный Риму.
Вопросы:
- Когда был основан город на семи холмах? (21 апреля 753 года до н.э.)
- С какого холма начинался Рим? (С Палантина)
- Кто из греческих богов лишний? Сатурн, Юпитер, Нептун, Крон, Марс. (Крон – греч. имя бога).
- Кто такие тиррены? (Этруски).
- Почему у римлян было три личных имени? (Личное имя, родовое, прозвище).
- Чем отличается триумф римского полководца от овации?
- (Триумф – колесница с квадригой белых коней, золотой венец.
- Овация – пешком или верхом, в миртовом венке).
- В какой римской поэме прослеживается прошлое, настоящее и будущее Рима?(Вергилий – “Энеида”)
А теперь императорские вопросы:
- Назовите приближенного императора Августа, покровителя поэтов, чье имя стало нарицательным для обозначения лица, жертвующего средства на развитие культуры. (Гай Цильний Меценат).
- Какого цвета было лицо у каждого римского триумфатора?(Красного, ему красили лицо, как у бога войны Марса).
- Кто из римских императоров любил играть в театре? (Нерон).
- А какой римский император собирал паутину и для чего? (Гелиогабал, чтоб доказать, какой огромной империей он управляет)
- Кто из римских императоров выступил в роли архитектора? (Адриан)
- А кто из римских императоров хотел сделать консулом своего коня Инцината? (Калигула)
- А у какого римского императора конь, по словам Светония, был замечательный, с копытами, разделенными на пальцы? (У Юлия Цезаря).
1 ведущий. Молодцы наши теоретики, хорошо подготовились к игре!
И у многих есть ордена солнца (награды в виде медали с изображением солнца).
2 ведущий. Знаменитое солнце Италии! Ласковое и нежное! А как замечательно звучит популярная итальянская песня о солнце и, конечно, о любви.
(Вокальная группа исполняет песню о солнце).
1 ведущий. Уважаемые путешественники, к нам попали тексты писем, которые археологи переписали с древних дощечек, найденных в раскопках около стены Адрианы. О чем только не пишут римляне друг другу. Вот один воин, например, просит прислать сублигалии. А ты знаешь, что это такое?
2 ведущий. К сожалению, нет А может быть, знают наши игроки?
Награда – 1 балл. (Ответ – трусы). Отлично, но знаешь, меня больше заинтересовали вот эти письма. Я не знаю, кто их написал, а может нам снова обратиться к знатокам?
1 ведущий. Попробуйте ответить, кто был автором этих писем из прошлого? Итак, наш следующий конкурс “Римские элегии”.
Письмо 1. “Будем, Лесбия, жить Письмо 2. “Благословен день, месяц,
Пока живы, Лето, час
И любить, пока любит . И миг, когда мой взор
Душа!” Те очи встретил!”
(Гай Валерий Катулл) (Франческа Петрарка)
Письмо 3 . Письмо 4.
Таков был я при новом диве том… Может быть, ты удивишься тому,
Но собственных мне было мало крылий, Что чужою рукою
И тут в мой разум Это посланье мое писано:
Грянул блеск с высот, Болен я был, Болен неведомо где,
Неся свершенье всех его усилий. У краев неизвестного мира…
…Как если колесу дан ровный ход, (Публий Овидий Назон)
Любовь, что движет солнце и светила.
(Данте Алигьери)
Слово жюри.
1 ведущий. Настало время, уважаемые путешественники, начать наш новый конкурс “Путеводитель по Риму”.
2 ведущий.
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе.
Тебе, увенчанной славой
По праву привет тебе.
Волчица, твой город тот же,
У той же быстрой реки,
Что мрамор высоких лоджий,
Колонн его завитки.
И лик Мадонн вдохновенный,
И храм Святого Петра,
Покуда здесь неизменно
Зияет твоя нора.
И город цесарей дивных,
Святых и великих пап,
Он крепок следом призывным
Косматых звериных лап.
(Николай Гумилев “Рим”)
1 ведущий. Мы продолжаем поиски нашей дороги, которая ведет в Рим.
2 ведущий. Но ты знаешь, что я прочел в журнале “GEO”: “В связи с подготовкой к празднованию двухтысячелетия христианства реставрируются многие памятники. И сейчас у античных руин объяснительные панно, как правило, отсутствуют”.
1 ведущий. Я думаю, мы с этим справимся. Вспомним урок МХК, зачет по культуре Рима. Каждый из нас побывал в роли римского чичероне (гида). А в наших командах сейчас есть семиклассники, они только что сдали зачет, они то нас не подведут.
2 ведущий. Я приглашаю сюда по два человека от каждой команды. И, как любили древние, пусть тему вашей экскурсии подскажет жребий, а ваш рассказ длится ровно две минуты. Начинаем наш конкурс “Путеводитель по Риму” “Римские чичероне”.
Учитель. Я думаю, жюри по достоинству оценит и эмоциональность, и знания наших чичероне. А у меня подготовлен маленький видеосюрприз для первой команды. Составляя наш путеводитель, вы обязательно внесете этот объект в список самых замечательных мест Рима. Узнаете ли вы, где мы сейчас с вами побываем? (Собор Святого Петра, Сан Пьетро).
А вот и видеофрагмент для второй команды… (Фрагмент из фильма “Совершенная империя”).
Слово жюри (среди команд после конкурсов лидирует ___________:
Среди теоретиков лидирует:_______).
Учитель. Вы знаете, уважаемые ведущие, наверное, мы с вами замучили наших путешественников, знаменитое итальянское “Темпо, Темпо!” плохо сказалось на их желудках. Они уже пишут “Письмо маме” о знаменитой Итальянской кухне. (Готовится как домашнее задание). А вы, уважаемые теоретики, могли бы во время нашего привала поделиться рецептами Итальянской кухни?
Браво, я считаю, мы очень вкусно провели время!
1 ведущий. Рим – центр мирового католицизма. И сейчас, в двухтысячном, юбилейном для всех христиан году, ожидается беспрецедентное нашествие гостей – 35-40 миллионов туристов. Мэрия города уже начала работы по благоустройству Рима: новая линия метро свяжет Колизей с Ватиканом, реставрируются памятники, строятся новые музеи. А в художественных галереях реставраторы бережно снимают пыль веков с прекрасных ликов Мадонн.
2 ведущий.
Когда художник пережил мечту,
В его душе слагаются картины,
И за чертой он создает черту.
Поэт, скорбя о том, чего уж нет,
Невольно пишет стройные терцины.
(Константин Бальмонт “Терцины”)
Учитель. Уважаемые путешественники и теоретики! А какие музеи Рима вы можете посетить? (Галерея (вилла) Боргезе, Музеи Ватикана: дворцы Ватикана, Пио-Клементинский музей, Григорианский музей, Музей этрусских и египетских древностей, Сикстинская капелла, Пинакотеки, Музей Сакро (церковных древностей), Капитолийский музей, Римская национальная галерея).
1 ведущий. Наш новый конкурс, перенесет Вас, уважаемые путешественники, в тихие залы художественных галерей Рима. Мы назвали его “Римская Пинакотека”. Приглашаем по два знатока итальянской живописи от каждой команды.
2 ведущий. Давайте на несколько мгновений задержимся у полотен великих итальянцев в Римской национальной галерее и Галерее Боргезе.
Видеоряды (слайды подбирает учитель).
Для первой команды: Для второй команды:
1.Паоло Учелло 1. Беноццо Гоццоли
2.Пьеро делла Франческа 2. Андреа Мантенья
3.Рафаэль 3. Тициан
4.Джино Северино 4. Амадео Мадильяни
Слово жюри.
1 ведущий. А теперь мы пересекаем границу самого знаменитого государства в государстве. У каждого из 1000 жителей Ватикана свой паспорт, свой флаг, своя конституция, свои деньги.
2 ведущий. Значит, нам нужна виза?
1 ведущий. Нет, не беспокойся, никакой визы нам не надо. Надо лишь соблюдать нормы, принятые в центре католицизма: у женщин должны быть покрыты плечи, а мужчинам в шортах вход запрещен.
2 ведущий. А знаете ли вы, кто охраняет Ватикан? (120 швейцарских гвардейцев).
А кто по легенде нарисовал эскизы костюмов для швейцарских гвардейцев? (Микеланджело Буонаротти)
1 ведущий. По решению ЮНЕСКО город-государство Ватикан является памятником мирового культурного наследия. Это удивительное собрание дворцов, капелл, залов, галерей, относящихся к различным эпохам и стилям. Это два десятка дворцов, 200 лестниц и 12 000 комнат.
2 ведущий. Уважаемые путешественники и теоретики, а какие шедевры скрываются в музеях Ватикана?
(Статуи: Аполлон Бельведерский, Бельведерский торс, Лаокоон; Сикстинская капелла, лоджии и станцы Рафаэля, галерея географических карт и др.)
2 ведущий. Какие три великих имени озаряют своими творениями Ватикан? (Донато Браманте (архитектор), Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти).
1 ведущий. Какой подвиг совершил Микеланджело в Ватикане в Сикстинской капелле? (написал 2 грандиозные фрески)
2 ведущий. Этого художника современники звали “оштаненный”, почему?
(Папа Климент VII приказал ему “одеть” на фреске “Страшный суд” Микеланджело все обнаженные тела драпировками).
Слово жюри: лидирует ______________.
1 ведущий. Как увлекательно бродить по улочкам вечного города!
2 ведущий. Поэт Иосиф Бродский телеграфирует:
-Я был в Риме. Был залит светом.
Как только может мечтать обломок!.
Так, На сетчатке моей – золотой пятак.
Хватит на всю длину потемок.
1 ведущий. Вы можете бесконечно погружаться в этот город, Рим вам никогда не надоест. Николай Васильевич Гоголь любил приходить в Колизей, в те времена сильно заросший травой. Он ложился на землю и смотрел в ясное небо, такое же, как в Древнем Риме. А в одном из беднейших кварталов Рима совершает свой подвиг русский художник Александр Иванов…
2 ведущий. Имануил Римский слагает сонеты, тихо беседуют в темнице о будущем человечества апостолы Петр и Павел, шумят гости на вилле Зинаиды Волконской, погружен в думу философ Владимир Соловьев, а военный человек Павел Муратов сочиняет драгоценную книгу “Образы Италии”. И ничто не исчезает!
Учитель. Пока жюри готовит свой вердикт, я объявляю конкурс переводчиков. Для команд задания вот в этих конвертах. Пребывание в Риме потребует от нас применения и наших лингвистических способностей.
Для первой команды:
Попробуйте перевести на русский язык: (несколько итальянских слов)
А как говорим мы в России:
- Где друзья, там и богатство. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
- Или Цезарь, или ничто. (Или пан, или пропал).
Для второй команды:
Переведите:
Пословицы:
- Кол колом выбивают. (Клин клином вышибают).
- Чужие пороки у нас на глазах, а свои за спиной. (В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем).
Учитель (теоретикам). Пока наши переводчики трудятся, давайте вспомним, что в Риме наукой всех наук провозгласили риторику! В нашей речи мы и по сей день сталкиваемся с крылатыми римскими словами, а помните ли вы, кто их произнес первым?
- О, времена, о нравы! (Цицерон) - Какой артист во мне погибает! (Нерон)
- История, учительница жизни! (Цицерон) - Деньги не пахнут! (Веспасиан)
- Бумага не краснеет! (Цицерон) - Императору надлежит умереть стоя!
– И ты, Брут! (Гай Юлий Цезарь) (Светоний о Веспасиане)
Прошу подвести итоги.
1 ведущий. Подходит к концу наше увлекательное путешествие, но Рим не был бы Римом, если бы мы не поговорили о музыке!
2 ведущий. Мы назвали этот конкурс “Римские канцоны”.
1 ведущий.
Италия, твое амуры имя пишут Тобою музы дышат,
На вечном мраморе концами нежных стрел! Великих вдохновлять – счастливый твой удел!
К тебе летят сердца,
2 ведущий.
Увы, не созерцал я львов
Святого Марка,
Дворцов Флоренции и Средиземных волн,
Тех рощ, где о земной любви
Вздыхал Петрарка,
Где Ариост блуждал, своих напевов полн.
Но как отвергнутый к потерянному раю
Душой к тебе стремлюсь; мечтателей луна
Всплывает надо мной…
Забывшись, повторяю
Канцоны звучные, златые имена…!
(Георгий Иванов)
1 ведущий. Золотые страницы итальянской музыки, знакомы ли они вам? Назовите мелодии:
-Альбинони - Памяти Карузо Лучано Поваротти
-Верди Травиата - Нино Рота Мелодия из к/ф “Крестный отец”
2 ведущий. Закончилось наше путешествие, а вместе с ним и Римские каникулы. Как будем добираться назад?
1 ведущий. Конечно, поплывем! От теплой Адриатики к родному Черному морю. (Поет Кира Малыгина, песня “Черное море”).
Учитель. Итоги игры мы подведем на родной земле. Слово жюри. Спонсоры игры (о них). Награждение команд и лучших теоретиков.
1 и 2 ведущие. А где будут наши следующие каникулы? Нам поможет “GEO”: Париж, Афины, а, может быть, Венеция?
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЖЮРИ.
№ | Название конкурсов | Баллы | 1 команда | 2 команда |
1. | Путевые заметки | 2 балла - правильный ответ | ||
2. | Римские элегии | 2 балла - правильный ответ | ||
3. | Путеводитель по Риму (конкурс экскурсоводов) | 5 баллов - правильный ответ | ||
3а. | Путеводитель по Риму (видеофрагмент) | 2 балла - правильный ответ | ||
4. | Письмо маме об итальянской кухне | 10 баллов | ||
5. | Римская пинакотека (музеи Рима) | 1 балл - правильный ответ | ||
6. | Ватикан | 1 балл - правильный ответ | ||
7. | Конкурс переводчиков | 4 балла | ||
8. | Римские канцоны | 1 балл - правильный ответ | ||
Общее количество баллов |