Пояснительная записка.
Учебная программа ознакомительного курса “Дизайнер – профессия XXI века” адресована учащимся 9-ых классов МОУ гимназии №5, разработана в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и относится к циклу обще профессиональных дисциплин и предусматривает изучение все возрастающей роли художника, проектировщика в области предметного творчества-дизайна, который охватывает широкую область эстетической художественной деятельности: от предметов утилитарных, жилой среды, промышленного, городского окружения, празднеств, ландшафта и т. д.
Программа разработана с целью выявления интереса учащихся к данному курсу и дальнейшему профильному ориентированию и выявлению профессиональной пригодности в области дизайна среды.
Актуальность данного курса состоит в том, что во всем красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало-прогресс, а дисгармония ведет к разрушению, поэтому знания “законов красоты” поможет будущим профессионалам-дизайнерам “спасти мир”.
Выбранная проектная технология данного курса позволяет учащимся самостоятельно выполнять задания по художественному проектированию и почувствовать себя начинающими дизайнерами, что и составляет концепцию данной программы.
Основные учебно-воспитательные задачи курса определяют его значимость, а именно:
– способствует эстетическому воспитанию и формированию вкуса у детей;
– дают первое представление о дизайне как специфической художественно-творческой деятельности человека;
– формирует простейшие умения и навыки в художественном конструировании (эскиз, чертеж-проект, макетирование).
В результате изучения программного материала учащиеся должны иметь представление: об основных видах народного художественного творчества, об истории развития дизайна и сферах деятельности дизайнера, об образном отражении действительности и эстетических идеалов разных времен и народов, о синтезе видов искусств.
Материалы и средства художественной деятельности.
Знать: основные термины и названия, элементы и законы композиции, методику построения цветовых гармонических сочетаний, основные виды декора и орнамента.
Уметь: проявлять простейшие навыки графической работы (сост. рисунков, эскизов, макетов).
Особенностью организации учебного процесса является сочетание лекционного материала с практическими занятиями, при этом беседы (лекции) предшествуют практическим работам, а некоторые беседы сопровождают практические работы, которые выполняются на бумаге, картоне карандашом, тушью, гуашевыми красками. Для макетирования используется картон, резцы, клей.
На занятиях широко используется материал (книги, таблицы, работы учащихся предшествующего года), изучение материала предусматривает посещение художественных выставок и мастерских художников.
Планируемый результат в проявлении и приобретении простейших навыков определяется самооценкой учащихся и оценкой преподавателя после защиты проекта по предложенным темам.
Содержание программы
“Дизайнер – профессия будущего”,
Введение(1 час).
Раздел 1. Художник и предметное творчество(2 часа). Материальная и художественная культура эпох. Художественное проектирование. Понятия “дизайн”, “дизайнер”. Гармония и прогресс.
Тема 1.1.От ремесла к художественному конструированию.
Путь развития художественного творчества: ремесло, народное творчество, профессиональное творчество, художественная промышленность, декоративно-прикладное искусство художественное конструирование. Рационализм.
Тема 1.2. Роль художника в формировании материальной среды.
Художник в сфере предметного творчества. Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи, А. Родченко.
Тема 1.3. Дизайн – рождение ново профессии.
Возникновение дизайна, “веркбунд” и первый дизайнер Петер Беренд. “Баухауз” – первая школа художественного конструирования. Вхутеин и его роль в развитии отечественного дизайна. Современные проблемы дизайна в России за рубежом. Природа, границы, методы, связь с другими видами искусства и архитектурой.
Раздел 2. Основы композиции в дизайне среды(13 часов).
Тема 2.1. Элементы и законы композиции.
“Композиция” – составление, построение, структура. Точка. Линия. Пятно. Цвет. Фактура. Мотив. Структура. Пластика. Закон трехкомпанентности. Закон простоты.
Тема 2.2. Декор и орнамент. Понятия “декор”, “орнамент”. Виды орнамента. Роль в жизни человека.
Тема 2.3. Колористическая гармония.
Общие сведения о цвете. Ароматический ряд. Цветовой круг. Теория гармонических сочетаний цветов.
Тема 2.4. Макетирование.
Форма, её размеры, положение в пространстве, геометрическая основа строения формы. Техника и приемы.
Тема 2.5.Средства и материалы.
Итоговое занятие. Защита проектов(2 часа).
Список литературы, использованной при подготовке программы.
- Аронов В. Р. – Художник и предметное творчество. “Сов. художник”.1987г.
- Гладычев В. Л. – О дизайне. М. 1970г.
- Нестеренко О. И. – Краткая энциклопедия дизайна. М. 1994г.
- Нельсон Дж. – Проблемы дизайна. М. 1971г.
- Холмянский А. М. – Макетирование и графика в художественном конструировании. М. 1978г.
Список литературы, рекомендованный учащимся.
- Гладычев В. Л. – О дизайне. М. 1970г.
- Нестеренко О. И. – Краткая энциклопедия дизайна. М. 1994г.
- Сокольникова Н. М. – Основы композиции. М. 1995г.
Основы рисунка. М. 1995г.
Основы живописи. М. 1995г.
Учебный план
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Всего | Лекции | Практич. занятия |
Защита проектов |
||
1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 |
Введение Художник и предметное творчество. От ремесел к художественному проектированию. Роль художника в формировании материальной среды. Дизайн-рождение новой профессии. Основы композиции в дизайне среды. Элементы и законы композиции. Декор и оформление. Колористическая гармония. Макетирование. Средства и материалы. |
1 2
13 |
1 2
1 0.5 1
0.5 |
2 2 2 2 |
|
Защита проектов |
2 |
||||
Всего |
16 |
6 |
8 |
2 |
Приложение №1.
Основные понятия курса.
- Дизайн (англ.) – проект, чертеж, рисунок.
- Дизайнер (англ.) – проектировщик, рисовальщик.
- Композиция (лат.) – составление, соединение.
- Орнамент (лат.) – узор, украшение.
- Колористика – цветовое сочетание.
- Хромос (лат.) – цвет.
- Доминанта – преобладающая идея.
- Мотив – элемент орнамента.
- Ритм – чередование элементов в определенной последовательности.
Приложение №2.
Темы проектов.
- Конструирование макета упаковки геометрической формы для мороженного, конфет, фруктов, ягод (с предварительным выполнением эскиза).
- Конструирование макета игрушек, состоящих из простых геометрических форм (с предварительным выполнением эскиза).
- Создание эскизов декоративных решеток для ограничения школьного участка.
- Создание школьно эмблемы.