Цели:
- закреплять полученные знания о букве м, звуках [м], [м’]; формирование умений выделять новые звуки, определять их местоположения в слове, различать мягкие и твердые согласные; отрабатывать навыки слогового чтения слов с изученными буквами;
- развивать речь, умения составлять предложения к иллюстрациям;
- воспитывать интерес к чтению, культуру речи.
Оборудование:
иллюстрация с изображением Мойдодыра;
слоговая таблица;
схема предложений;
набор картинок по режиму дня;
аудиозапись сказки “Мойдодыр”
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель:
- Звенит звонок, заливается
Смолкают детские голоса,
Наступает в школе тишина
У нас урок начинается
II. Повторение пройденного материала.
Учитель: - Какая бывает речь? Как передается устная речь, и как она воспринимается другими? Как передается письменная речь, и как мы ее понимаем? Из чего состоит речь? А из чего состоят предложения? Из чего состоят слова, слоги. А что такое звук? Буква?
Учитель: - Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке. Какие звуки обозначает на письме она?
Учитель: - Что мы знаем об этих звуках?
Ответы детей ( они согласные, твердые, мягкие).
Учитель: - Дома вам нужно было нарисовать, что напоминает новая буква, на что она похожа?
Учитель: - Какие рисунки вы нарисовали? На что похожа ваша буква? Что она вам напоминает?
Учитель: - Догадайтесь, что мне напоминает буква “эм” и изобразите это. (Дети встают, после того как учитель прочитал стихотворение, и берутся за руки, изображая букву “эм”)
Взявшись за руки, мы встали
И на "М" похожи стали.
Учитель: - Сегодня на уроке мы так же дружно, взявшись за руки отправляемся дальше в путешествие по стране Знаний. А вместе с нами будет путешествовать один очень интересный гость. Угадайте его. Он не любит грязных, неумытых, чумазых детей. Кто это?
Он великий умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Учитель: - Правильно! Это Мойдодыр. Кто знает, что обозначает такое интересное имя? А может кто-то знает автора?
Учитель: - У нашего героя есть для вас задание.
На доске: К Л О А Н И Е Р Ы
Учитель: - Что это записано? (буквы)
Учитель: - На какие две группы можно их разделить?
Учитель: - Помогите Мойдодыру расставить отдельно гласные от согласных (к доске выходят два ученика)
Учитель: - Прочитайте буквы выставленные Димой. Какие звуки они обозначают? Какими они могут быть? (твердыми и мягкими)
Учитель: - Давайте прочитаем буквы выставленные Владом (хоровое чтение). Какие звуки они обозначают? Почему их относим к гласным?
Учитель: - Отчего зависит твердость и мягкость согласного? Назовите гласные, обозначающие твердость, мягкость согласного.
Работа со слоговой таблицей.
Учитель: - Назовите мягкие слоги – слияния, твердые.
Чтение слогов по таблице.
Рисунок 1.
- Составьте слова из слияний и букв этой таблицы.
Учитель: - Прочитайте по таблице слоги с разной интонацией (учитель показывает слоги) 1-й слог – с радостью, 2-й слог – с удивлением, 3-й слог – споем, 4-й слог – с грустью, 5-й слог – с вопросом, 6-й слог – с угрозой.
Чтение слогов одной строчки с разной громкостью (от тихого, до громкого; от громкого до тихого)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем читать слова и предложения с изученными буквами. Вспомните, кто был главным героем, которого не любил Мойдодыр. Почему он к нему так относился?
Учитель: - А нам Мойдодыр предлагает прочитать рассказ о девочке, но сначала вам надо узнать ее имя. Прочитайте слова, которые написаны на доске (хоровое чтение)
Е ЛЕ НА
АН НА
НИ НА
КЛА ВА
Учитель: - Что написано. Как одним словом назвать? Что мы знаем об именах. Правильно ли они написаны?
Учитель: - Найдите имя, которое подходит к схеме: (на доске схема имени КЛАВА).
Учитель: - Давайте попробуем догадаться, о чем будет наш рассказ, для этого прочитайте слова – помощники, написанные на доске: (слова открываются по одному).
КРАН
Учитель: - О каком кране идет речь? Почему не можем сказать? Какое это слово?(многозначное)
РУКИ
МЫЛО
Учитель: - Выскажите свои предположения. О чем может быть наш рассказ.
Подготовительная работа к чтению рассказа.
Учитель: - А теперь давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся в тексте (хором читают по слогам, с ударением, как говорим)
На доске:
ОТКРЫЛА
ТУАЛЕТНОЕ
СМОТРЕЛА
Работа с текстом, страница 90.
1. Хоровое чтение.
Учитель: - Почему в конце последнего предложения стоят три точки? Дополните его нужным словом.
- О ком прочитали?
IV. ФИЗМИНУТКА.
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире -
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре
И на месте поскакать.
На носки, потом на пятки
Все мы делаем зарядку.
V. Работа с текстом.
2. Жужжащее хоровое чтение.
Учитель: - Что делает девочка утром?
Учитель: - Кто еще умывается с Клавой?
Учитель: - Как она это делает?
3. Чтение цепочкой.
Работа с иллюстрацией.
Учитель: - Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Придумайте свои предложения.
Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. Что это?
На доске: схема предложения. I______ _____ _______ .
-Что вы можете сказать об этом предложении. Из скольких слов оно состоит? Что оно содержит? Подберите из текста предложение схеме (схеме соответствует предложение ОНА ОТКРЫЛА КРАН).
Работа над логическим ударением в предложении. Чтение предложения, выделение интонацией первого слова.
Учитель: - На что мы обращаем внимание, выделяя первое слово? Второе слово? Третье слово?
Учитель: - Составьте сами предложение, состоящее из трех слов по теме рассказа.
Учитель: - Сколько предложений в нашем тексте?
- Отгадайте загадку, составьте схему (один ученик у доски):
1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (МЫЛО)
Ученик объясняет свою схему.
Ученик: - В слове МЫЛО два слога, потому что в нем два гласных, первый МЫ – это твердое слияние, второй ЛО – тоже твердое слияние. Ударение падает на первый слог.
Остальные загадки дети только отгадывают.
2. Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,
На себя я труд беру. Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка).3. Хвост из кости, а на спинке – щетинка (зубная щетка).
Учитель: - Как назвать эти предметы, одним словом?
Ученик: - Предметы личной гигиены.
Учитель: - А для чего они нужны? А вы соблюдаете правила личной гигиены?
Учитель: - После того как Клава умылась, заправила постель она идет завтракать. Придумайте ей меню, чтобы все слова начинались со звука М.
Ученики: - Манка, молоко, макароны, мед, малина, мандарины, мясо…
V. Закрепление пройденного.
Учитель: - Наш урок подходит к концу. Послушайте наставление Мойдодыра и назовите слова со звуками [м], [м’].
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А немытым трубочистам-
Стыд и срам, стыд и срам!
Учитель: - Подумайте, что общего у этих слов?
Ученики: - У них у всех согласный “м” твердый.
VI. Итог урока.
Учитель: - О каких звуках мы говорили?
Учитель: - Дайте их характеристику.
Учитель: - Какой буквой на письме обозначаются?
На доске: картинки с режимом дня.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
- Расставьте картинки в правильном порядке и прочитайте, что написано.
Дети выходят по одному и выставляют картинки в правильном порядке. Учитель из-под каждой картинке вынимает заранее прикрепленные слоги и вывешивает на доску:
МО - ЛОД - ЦЫ!
- Молодцы, вы хорошо поработали. Мойдодыр очень вами доволен и предлагает вам послушать его наставление (звучит аудиозапись финальной части сказки “Мойдодыр”).
Литература:
1. РУССКАЯ АЗБУКА. Просвещение. М. - 2002г.
2. В. Волина. Занимательное Азбуковедение. Просвещение. М.-1994г.
3. К. Чуковский. Сказки.