Цели:
- обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
- закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по формированию умения определять род имен существительных в единственном и множественном числе;
- организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
- развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование: опорные таблицы, картинки с изображением цветочных ваз, портфели, раздаточный материал для учащихся с заданиями (цветы и карандаши), карточки с заданиями для работы разного уровня сложности разных по цвету.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
II. Актуализация полученных знаний
Учитель. Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?
Дети. Имя существительное.
У. Что вы узнали об имени существительном? Составьте алгоритм ответа.
Один человек составляет алгоритм ответа на доске из разрезных карточек, а остальные у себя на листе должны продолжить запись (у каждого ребенка на столе карточка)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЭТО____________________
ОБОЗНАЧАЕТ___________
ОТВЕЧАЕТ______________
ИЗМЕНЯЕТСЯ___________
БЫВАЕТ________________
В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______
III. Сообщение темы и цели урока
У. Как вы думаете, почему я данный блок выделила красным цветом (блок –« бывает» м.р., ж.р., ср.р. выделяется красным цветом )?
Д. Мы сегодня на уроке будем выполнять упражнения в определении рода имен существительных.
У. Вы сами определили тему нашего урока. Сегодня на уроке мы будем определять род у имен существительных.
У. Что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного?
Д.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – мое»
Это правило – твое!
IV. Упражнения в определении рода имен существительных, стоящих в единственном числе
У. Начнем с разминки. Игра «Собери букет». У некоторых ребят на столе лежат цветы. На обратной стороне цветка написано задание. Загадку надо отгадать, слово нужно досказать, по описанию узнать предмет. Затем, вы называете отгаданное слово, определяете его род и ставите цветок в вазу. (Рисунки цветочных ваз находятся на доске, на 1-й вазе указан мужской род, на 2-й женский род, на 3-й средний род)
.
Задания, записанные на цветках.
- Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо.
- Я землю копала, ничуть не устала.
- То я в клетку, то в линейку. Написать по мне сумей-ка. Можешь и нарисовать, называюсь я_________.
- Сосуд, в котором кипятят воду или заваривают чай.
- Какой это мастер на окна нанес и листья и травы, и заросли роз?
- Помещение, где стоят машины.
- Не вода и не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
- Ко дню рожденья Кате мама сшила_____.
- Съел сластена в воскресенье все вишневое ________.
У. Как можно проверить правильность выполнения данного упражнения?
Д. В каждой вазе стоит по 3 разных цветка.
Игра « Три портфеля»
У. На доске три портфеля. А у вас на столах карандаши. Переверните карандаш, прочитайте слово, которое там написано и определите его род. А портфельчики у нас необычные. Если вы работу выполните правильно, появится зеленый огонек, а если есть ошибки, загорится красный.
Слова, написанные на карандашах: тетрадка, книга, погода, волшебник, картина, петушок, блокнот, пенал, молоко, солнышко, заяц, окно, поле, сердечко, ветер, комната.
У. У кого существительные женского род положите его в первый портфель.
У. У кого существительные мужского рода положите его во второй портфель.
У. У кого существительные среднего рода положите его в третий портфель.
V. Определение рода имен существительных, стоящих во множественном числе
У. С существительными, которые стоят в единственном числе вы справились хорошо. А как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?
Д. Поставить существительное в единственное число и определить род.
У. Я сейчас буду называть вам слова, стоящие во множественном числе, а вы должны будете определить их род. Будьте очень внимательными.
Яблоки, паруса, орехи, санки, осины, крылья, брюки, шахматы, перья, овощи, мячи, каникулы, прятки, минуты.
VI. Работа по карточкам разного уровня сложности (Приложение 1)
У. Сейчас мы будем работать по группам.
Кто, в какой группе находится, вы знаете. 1-я
группа работает со мной. (Карточка зеленого
цвета). На карточке у вас записаны слова,
которые обозначают разные части речи. Вы должны
найти только существительные и определить у них
род.
Слова для 1-й группы: лежит, красивая, лист,
осень, озеро, читает, белый, красит, море, урожай,
волшебный, корабль, ягода, суббота, мелкий,
строгий, река, кричит, глубокий, чистый, ножницы.
У. 2-я группа работает по схеме: (карточка желтого цвета) прилагательное + прилагательное(антоним) + существительное. Но существительное должно подходить по смыслу к обоим прилагательным. Определить род.
Маленький –
Низкая –
Кислое –
Горячий –
Узкая –
Темный –
Чистый –
Новый –
Длинная –
VII. Составление предложения по опорным словам
У. Имена существительные, как и все другие, части речи ходят на работу в разные предложения. Мы сейчас с вами отправим на работу два слова. Что за предметы я вам показываю? (Показывается цветок и на нем сидит бабочка). Составьте и запишите с ними распространенное предложение и определите род имен существительных.
У. Добавьте еще не более трех предложений, чтобы получился мини-текст.
VIII. Итог
– Чему учились?
– Какие задания вам показались особенно интересными, наиболее трудными?