Цели и задачи:
- Выявление талантливых воспитателей, их поддержка и поощрение;
- Повышение социального статуса и профессионального мастерства воспитателя;
- Выявление и распространение опыта.
Участники конкурса:
Принять участие в конкурсе могут воспитатели школы-интерната, независимо от стажа педагогической деятельности.
Этапы проведения конкурсного отбора:
I этап.
- Описание работы: конспекты внеклассных мероприятий, классных часов, самоанализ работы.
- Открытые внеклассные мероприятия, классные часы.
II этап.
- Конкурс в педагогическом коллективе
Жюри конкурса.
Итоги конкурса подводит жюри, в состав которого входит директор, члены администрации, воспитатели и учителя.
Сценарий финала (II этапа) конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года»
Первый ведущий:
Жизнь идет, и школа жива вопреки всему.
И будет жить до тех пор, пока существует человек.
И вы вновь ежегодно 1 сентября будете встречать их,
и вновь десятки полных любопытства глаз устремятся на вас.
Второй ведущий:
Доверчиво и беззаботно
Глядят они. И ты в кругу
Тех синих, карих глаз, учитель,
Как на не скошенном лугу.
Первый ведущий:
Они опять полны вниманья,
Они любви к тебе полны.
Они все видят. Только ранней
Твоей не видят седины.
Второй ведущий:
И в жизни каждого школьника особую роль занимает воспитатель.
Как узнать воспитателя года, пока конкурс не начался и победитель еще не назван?
Первый ведущий:
Это человек, который входит в жизнь ребёнка, подчас заменяя родителей. Как ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителями, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным во многом зависит от воспитателя. И, возможно, именно он станет хорошим другом ребенка на всю жизнь.
Второй ведущий:
Воспитатель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого воспитанника. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.
Первый ведущий:
Итак, разрешите открыть финал общешкольного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года!»
Ведущие представляют жюри.
По итогам первого этапа, в финал вышли:______
(ведущие называют конкурсантов, на сцене появляются участники конкурса)
Второй ведущий: Первый конкурс «Давайте познакомимся» или «Воспитатель глазами воспитанников»
В данном конкурсе зачитываются высказывания учащихся о профессиональных и личностных качествах воспитателя (работа с воспитанниками проведена заранее).
Первый ведущий: Второй конкурс «Девиз»
У каждого человека есть свой «жизненный девиз». Представителю фауны, будь то птица или насекомое, рыба или млекопитающее, придумать самим высказывание или подобрать из крылатых выражений, поговорок, цитат. Например, для крокодила - «слезами горю не поможешь».
Конкурсанты выбирают из предложенных вариантов: попугай, кенгуру, саранча, гусеница, клоп, моль.
Второй ведущий: Пока конкурсанты готовятся, я предлагаю придумать экспромтом девизы для зрителей.
(Возможные варианты:
Гусеница – «идти в ногу со временем»
Клоп - «дома и стены помогают»
Моль - «театр начинается с вешалки»
Попугай - «повторение – мать учения»
Кенгуру – «держи карман шире»
Саранча - «один в поле не воин»)
Первый ведущий: Третий конкурс « Похвали »
Коммуникативные качества направлены на установление контакта с каждым ребенком, достижения с ним взаимопонимания. Для этого необходимо подходить к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности. Ключевое профессиональное умение – многообразие способов похвалить ребенка. Каждый конкурсант предлагает вариантов.
Второй ведущий: Четвертый конкурс «Наша речь»
Замените слова и словосочетания емкими и выразительными фразеологическими оборотами
- Мало – кот наплакал
- Бездельничать – бить баклуши
- Плохо, лениво – спустя рукава
- Скучно – мухи дохнут
- Наспех – на скорую руку
- Притворяться – ломать комедию
- Раздражать – играть на нервах
- Пусто, ничего нет – шаром покати
- Все нипочем – море по колено
- Запугивать, угрожать – брать на пушку
- С большим усердием – в поте лица
- Безразлично, все равно – ни жарко, ни холодно
- Быть удачливым – родиться в рубашке
Первый ведущий: Пятый конкурс «Просто детектив»
Каждый конкурсант получает одинаковые конверты, на которых написаны имена и понятия:
(они написаны на одном листе)
И.П.Иванов | «Мозговой штурм» | Совет деда |
Сбор информации | Педагогический дневник | Ремесло |
Ранжирование | Эксперимент | Тест |
Коммуникативная атака | Активное слушание | Обмен ролями |
Рефлексия | Моделирование | Я – сообщение |
Нравственное развитие личности | Гармония физического, духовного и душевного тела | Уровень актуального развития |
Фольклор | Эвритмия | Рудольф Штейнер |
КТД | КЮД | РУС |
Дилемма | Комплекс жизни | Антропософия |
Лоуренс Кольберг | Жан Пиаже | Парламент |
Ребенок и взрослый в учебном диалоге | Культорологический собеседник | Интенсивное продуцирование собственных гипотез |
Точка удивления | В.С.Библер | С.Курганов |
Из них необходимо выбрать имена или понятия, относящие к тому или иному педагогическому явлению:
- Педагогика общей заботы
- Педагогическая диагностика
- Общение
- Вальдорфская педагогика
- Скауты
они даны в карточках, свободные клетки необходимо заполнить:
например, дано
Педагогика общей заботы |
||
должно быть
И.П.Иванов |
Педагогика общей заботы |
КТД |
Мозговой штурм | КЮД | |
Совет деда | РУС |
Выполняется одновременно.
Второй ведущий: Шестой конкурс «В мире мудрых мыслей»
Участники должны за одну минуту отыскать суть высказывания, определить формулу мудрости.
- Огонь тушится не огнем, а водой.
- Агрессия – крик о помощи.
- Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым.
- Не делайте из ребенка кумира, когда он вырастет – потребует жертв.
- Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Первый ведущий: Седьмой конкурс «Домашнее задание»
Педагогическое сочинение «Крик о помощи!» (готовится заранее, озвучивается на конкурсе)
Второй ведущий: Восьмой конкурс «Верю – не верю»
Верите ли вы, что …
- В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок (нет)
- авторучка была изобретена в Древнем Египте (верно)
- шариковая ручка начала применяться военными летчиками (да)
- в Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей (да)
- первые олимпийские игры продолжались пять дней (да)
- баскетбол – это австралийская игра (нет, американская)
- слово «шахматы» произошли от персидского словосочетания « шах мат», что означает «властитель умер» (да)
- В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами (верно)
Первый ведущий: Девятый конкурс «Фейерверк увлечений»
Каждый участник демонстрирует свое хобби.
-Высокий ум и светлая душа воспитателя нуждается как в общении, так и в одиночестве. Эти минуты пребывания наедине с собой человек посвящает своему хобби.
Второй ведущий:
Вот и шоу прошло
Словно и не бывало
Всем и впрямь повезло,
Только этого мало.
Первый ведущий:
За уменье шутя
Обходить все преграды
Получайте от нас
По заслугам награды
Второй ведущий: Мы приступаем к самой волнующей и приятной процедуре: объявлению итогов конкурса. (слово представляется председателю жюри).
Председатель жюри объявляет итоги конкурса и награждает победителей.
Ведущие: Хочется закончить конкурс следующими словами матери Терезы:
Жизнь – возможность, используйте её.
Жизнь – мечта, осуществите её.
Жизнь – вызов, примите её.
Жизнь – долг, исполните его.
Жизнь – игра, сыграйте в неё.
Жизнь – богатство, дорожите им.
Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.
Жизнь – тайна, познайте её.
Жизнь – шанс, используйтесь им.
Жизнь – горе, превозмогите его.
Жизнь – борьба, боритесь за неё.
Жизнь – приключение, решитесь за него.
Жизнь – трагедия, преодолевайте её.
Жизнь – счастье, сотворите его.
Жизнь – слишком прекрасна, не губите её!
Жизнь – это жизнь. Боритесь за жизнь!