Урок русского языка в 4-м классе по теме "Закрепление знаний о падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Развивать умение различать падежи по их признакам, формировать умение склонять имена существительные в единственном числе, употреблять предлоги, составлять словосочетания и предложения.
2. Развивать логическое мышление, познавательную активность, закрепить знания о полезных ископаемых.
3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: Таблица вопросов и предлогов падежей, стенд с изображением полезных ископаемых, раздаточные карточки.

1. Организационная часть.

- Ребята, сегодня на уроке мы обобщим знания о падежах, полученные на предыдущих уроках. Постарайтесь быть активными, старательными, внимательными.

2. Минутка чистописания.

(На доске запись: гр_нит, п_сок, гл_на, тор_ , н_фть, уг_ль, р_да)

- Что общего в этих словах?

- На какие две группы можно разделить слова? (Односложные и двусложные, с безударной гласной и без).

- Подберите однокоренные слова.

- Что такое корень? (Общая часть родственных слов).

- При помощи какой части слова образуются новые слова? (При помощи суффиксов).

- Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня, при помощи суффиксов образуются новые слова.)

- Произведем фонетический разбор слов песок и нефть. (Два ученика работают у доски, затем проводится проверка).

3. Актуализация полученных знаний.

- Поэт Семен Кирсанов писал: «Повстречательный есть падеж, узнавательный есть падеж, отрицательный есть падеж, ожидательный и томительный, расставательный и мучительный, и ревнительный есть падеж».

Шутка поэта не так далека от действительности. Каких только падежей нет в языках мира! Есть сопроводительный падеж, заступительный, тождественный, лишительный, превратительный, целевой, серединный, поверхностный, верхнеприблизительный, нижнепространственный и множество других падежей. В английском языке 2 падежа, а в венгерском – 22. А сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их. Что такое падеж? (Изменение существительных по вопросам).

У слова есть шесть падежей
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою
И про свое призвание
На ушко им поют.

(Подготовленные ученики читают стихотворения о падежах).

1 ученик:

Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
|Ни с чем не спутает никто.

2 ученик:

А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.

3 ученик:

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать?
К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.

4 ученик:

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.

5 ученик:

А я – творительный падеж.
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам, нет проблем!

6 ученик:

А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять,
Какую книгу прочитать.

Учитель: А вот что я узнала из словаря юного филолога – в древнерусском языке существовал седьмой падеж – звательный – братче, старче, отче. Сейчас он слился с именительным падежом. А сейчас послушайте загадку:

Неказист с виду клад,
А народ ему рад.
Из земли поднимется,
За все работы примется. (Полезные ископаемые).

- О чем говорится в загадке?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок).

- Что вы знаете о песке? (Песок желтого и серого цвета, образовался при разрушении горных пород под воздействием солнца, ветра, дождей. Встречается везде. Используется в строительстве, в производстве кирпича.)

- В тетрадях просклоняйте слово песок.

(Производится проверка).

- Послушайте следующую загадку:

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина).

- Выполните задание с доски. (На доске запись: Глина образуется при разрушении горных пород. Она состоит из мелких частичек, скрепленных между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Из глины делают кирпичи и посуду.)

- Выпишите слово глина, определите падеж. Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного? (Найти главные члены и поставить от них вопрос к существительному и по вопросу определить падеж.)

- Отгадайте следующее ископаемое:

Он очень прочен и упруг.
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).

-Что знаете о граните?

Я буду говорить по одному предложению, а вы записываете слово гранит и определяете его падеж:

Гранит – прочная горная порода.
Цвет гранита зависит от цвета полевого шпата.
Гранит состоит из отдельных зерен.
Гранитом украшают здания, набережные, станции метро.

Гранит – И.п., гранита – Р.П., гранит- И.п.. гранитом – Т.п.

Физкультминутка

- Отгадайте следующее полезное ископаемое:

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).

-Что вы знаете о торфе? (Коричневого цвета, хрупкий, горючий. Образовался из остатков растений и животных. Используется в качестве удобрения, топлива.

- Напишите одно предложение со словом торф, употребив его в разных падежах:

1 вариант: И.п.
2 вариант: Р.п.
3 вариант: Д.п.
4 вариант: В.п.
5 вариант: Т.п.
6 вариант: П.п.

(Производится проверка по вариантам)

- Следующее полезное ископаемое:

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

_ Что знаете о нефти? (Горючая, маслянистая жидкость черного цвета, не тонет в воде, с резким запахом. Из нее делают бензин, керосин, масла…)

- Составьте предложение со словом нефть: 1 вариант - В.п., 2 вариант – И.п.

- Следующая загадка:

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

- Кто расскажет историю каменного угля? (Рассказывает подготовленный ученик)

Миллиарды лет назад росло могучее дерево. Оно упало в болото и пролежало в одиночестве еще много лет. От тоски оно превратилось в черный твердый камень. Человек взял его к себе домой и от счастья черный камень превратился в веселый горячий огонь.

- Составьте словосочетание со словом уголь при помощи предлогов

1 вариант – без, про

2 вариант – по, об

- Следующее полезное ископаемое:

Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

- Просклоняйте слово руда по падежам

(Производится проверка)

Работа по карточкам.

- Прочитайте текст на карточке. (Один ученик читает вслух)

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, перевозке и хранении.

- Спишите предложения и над существительными проставьте падежи.

5. Итог урока. Домашнее задание.

- Чему учились на уроке?

- Спасибо за ваше старание и активность, многие получат отметку «5». Дома запишите три предложения о сегодняшнем уроке и над существительными проставьте падежи.