Урок чтения "Рассказы В.Осеевой", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели.

  1. Обобщить знания о творчестве В.А. Осеевой; формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне;

  2. отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, умение находить ответы на вопросы, раскрыть содержание понятий: «волшебное слово», «настоящий друг».

  3. Учить анализировать поступки и характер героев.

  4. Развивать умение находить главную мысль в произведении. Развивать речь, мышление, интерес к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступление

Сегодня у нас необычайный урок чтения. К нам пришли гости, которые хотят посмотреть на Вас. Мы им, конечно, очень рады. А еще мы очень рады встрече друг с другом. Повернитесь друг к другу: поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло, уютно и светло, что очень легко прочитать записи на доске:

«Хорошее»
«Кто хозяин?»
«Сыновья»
«Почему»
«Три товарища»
«В одном доме?»
«Плохо»

Учитель - Как вы думаете, что общего в этих записях?

Дети - Эти названия рассказов Валентины Александровны Осеевой.

III. Сообщение темы урока.

Учитель - Вы теперь, наверно, сами сумеете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети - (Продолжим чтение рассказов Осеевой).

Учитель - Да, мы вспомним рассказы автора, узнаем новое о писательнице, постараемся ответить на вопросы. Что вы знаете о В.А.Осеевой.

Дети - В.А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила с ними спектакли.

Учитель - Сегодня мы продолжим работать над рассказом «Волшебное слово» и поговорим о героях рассказа о нас. Прочитаем рассказ «Синие листья».

IV. Проверка Д/З.

Учитель - Дома вы читали рассказ «Волшебное слово».

  • Давай проверим и поговорим, как вы поняли этот рассказ?
  • Почему рассказ так называется?
  • Дети - Потому что на протяжении всего рассказа с героями происходят чудеса, когда они слышат это слово.

    Учитель - Как вел себя Павлик с людьми, когда не знал волшебное слово. (Выборочное чтение).

  • А теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика?
  • Изменилась ли жизнь мальчика, после того как он раскрыл тайну волшебного слова?
  • Можно ли назвать старика волшебником? Почему?
  • Учитель  – Какими пословицами можно выразить главную мысль рассказа?

    Как аукнется, так и откликнется.
    Добрый человек добру и учит.
    Что посеешь, то и пожнешь.
    Вежливость открывает все двери.

    V. Физкультминутка

    Под мелодию «Все мы делим пополам» дети выполняют движения.

    VI. Тема урока

    Учитель  – В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
    – Понравился тебе рассказ?
    Я ответила:
    – Не знаю. Я о нём не думала.
    Мама очень огорчилась.
    – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
    С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

    Учитель  – Читать вы все умеете. Будим, вмести учится думать. Сейчас мы прочитаем рассказ «Синие листья», но сначала, ответьте на вопрос: «Могут ли на деревьях листья быть синие?»

    Дети  – Нет.

    Чтения рассказа хорошо читающим учеником.

    Учитель  – Когда листья бывают синие?

    Дети  – Когда люди бываю жадными.

    Повторное чтение рассказа (жужжащее чтение)

    Учитель  – Почему Катя не дала свой карандаш подруге сразу?

    Какие отговорки она придумала?

    Почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей все-таки предложила его?

    Почему автор говорит о Кате лицо недовольное сделала!

    Как вели себя девочки в разговоре сУчитель ницей?

    Почему Лена молчала, а Катя покраснела как рак?

    Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль?

    Чтение рассказа по ролям.

    Что вы можете сказать о каждой из девочек?

    Как вы к ним относитесь?

    Поняла ли Катя, что она причинила боль Лене?

    Исправится ли Катя?

    Как бы вы разрешили эту сложную задачу?

    Какой ваш совет помог бы подругам?

    Учитель  – Дома вы подготовили пословицы о дружбе.

    (Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.

    Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.

    Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем - говорят малагасийцы.

    Добро и собака не забывает - говорят осетины.

    Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары.

    Доброта рождает доброту - говорили персидские мудрецы.)

    Вывод:

    В половицах разных народов есть подтверждение тому, что люди должны быть добрее, дружнее.

    Дети читают стихотворение о дружбе.

    Ученик 1:

    Случается, бываем одиноки,
    И не хватает нам душевной теплоты,
    Бываем мы задумчивы и строги
    И не кому как будто не нужны
    И светит солнышко неярко
    И нет желанья рисовать,
    Читать, играть не интересно
    Но, как скажите не скучать?
    Мир сразу красками наполнится
    Измениться вдруг все вокруг
    Когда с тобою рядом будет
    Твой настоящий верный друг.

    Ученик 2:

    С виду мы не очень схожи:
    Петька толстый, я худой
    Не похожи мы, но все же
    Нас не разольешь водой!
    Дело в том, что он и я –
    Закадычные друзья!
    Все мы делаем вдвоем:
    Даже вместе... отстаем!
    Дружба дружбою, однако,
    И у нас случилась драка...
    Дрались честно,
    Как положено друзьям:
    - Я как стукну!
    - Я как тресну!
    Он как даст!
    -А я как дам!
    Скоро в ход пошли портфели.
    Книжки в воздух полетели.
    Словом, скромничать не буду –
    Драка вышла хоть куда!
    Только смотрим - что за чудо?
    С нас ручьем бежит вода!
    Это Борькина сестра
    Облила нас из ведра!
    А она еще смеется:
    - Вы действительно друзья!
    Вас водой разлить нельзя!

    Учитель  – Вот какие бываю друзья. Но как назвать такую дружбу?

    VII. Итог.

    VIII. Рефлексия.

    IX. Домашнее задание.

    Учитель  – Заполнить цветик-семицветик.