Цели урока:
Формировать представление учащихся о России ХIV века. Охарактеризовать Ивана Калиту как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивное в его деятельности на благо Отечества.
Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, умение сравнивать, выделять главное. Развивать речь учащихся.
Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
Оборудование:
Портрет Ивана Калиты, тесты, опорные слова, презентация урока.
І Орг. Момент
II Повторение пройденного материала.
1. – Начинаем наш урок с проверки домашнего задания. Расположите даты событий, как на ленте времени, в порядке возрастания.
(1223 г., 1237 г., 1238 г., 1240г., 1242г)
Фронтальный опрос:
- К какому веку относятся эти события? /13 век/
- Какое историческое событие призошло в 1223году? /битва на Калке русских князей с татаро- монголами./
- Какое историческое событие призошло в 1237 году? /нашествие татаро-монгол, хан Батый разграмил Рязань/
- Какое историческое событие призошло в 1238 году? /в 1238г татаро- монолы напали на Владимир.
- Какое историческое событие призошло в 1240 году?/ взятие и разорение татаро- монголами Киева; битва на реке Неве А Невского со шведами/
- Какое историческое событие призошло в 1242 году? (битва на Чулском озере А Невского с немецкими рыцарями- крестоносцами)
- Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? /Между русскими князьями не было согласия , они соперничали друг с другом, т.к. каждый из них хотел стать главным среди всех.
- Как стало называться государство татаро- монгол? / Золотая Орда/
- Какой город Батый назвал «Злым городом»? /Козельск/
Индивидуальная работа.
- Мы с вами повторили материал прошлого урока. Сейчас я предлагаю вам ответить на ворпосы теста. Подпишите свои листики, внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них.
Тест по вариантам.
См. приложение № 1
Для слабых уч- ся: тест № 3.
III Изучение нового материала.
1. Мотивация.
Ребята, послушайте отрывок стихотворения:
Прекрасна,прекрасна
Родная земля!
Прекраснее мне не найти никогда!
- Почему прекрасна родная земля? /это место , где мы родились./
- А как называется то место, где мы родились? /место, где мы родилисьназывается Родина./
- А как называется наша Родина? /Россия, Русь, Отеч ество…/
2. Формирование темы урока.
- Этот урок мы посвещаем истории нашей Родины. А о чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете, если в этом выражении зачеркнёте иностранные буквы.
2.1 DВDSОZWЗРGLОЖДQVYЕFZНИЕ РFNQУСИUD
- Молодцы! Речь пойдет о возрождении Руси. И конкретно мы будем говорить о 14 веке. Постараемся найти ответ на вопрос « Какое княжество становилось сильным в 14 веке и почему?» А для этого мы перенесемся в 14 век в небольшой городок. Постарайтесь узнать название этого городка и понять,чем он живет и дышит?
2.2 Сценка.
- Едут! Едут!
- А кто едет- то?
- Да князь иноземный едет.
- Да, вступил я в этот город, расположенный на небольшом холме, именуемый Москва.
Он весь деревянный. Вокруг города большие леса, да их вообще много в стране.Говорят, край богат всякими хлебными злаками. Вот протекает река, её называют Моско. Чудно! А вы сами от куда будете?
- Я из Твери. Здесь тихо, татары не тревожат. Чтоб не жить- то!
- А я из Ярославля. Приехала торговать, да так и осталась здесь жить.
На реке много мостов, по которым и переходят с одной части города на другую. Летом тут грязь, проехать невозможно, только зимы и остается ждать. Морозы однако невероятно лютые , да по 9 месяцев подряд. Хоть безвылазно в доме сиди. Что за страна такая? Одни неудобства!
- Зачем же зимы, господин хороший, надо ждать. У нас в конце октября река вся замерзнет.
- Мы на ней строим лавки для разных товаров: свининку, зайчатинку извольте купить, или огурчиков , да диких яблочков отведать захотите. Так всегда пожалуйста! Вон торговля- то бойко идёт, прибыльно, да спокойно. А уж мастера у нас умелые, да трудолюбивые, кузнецы искуссные.
- А коль хотите поразвлекаться , так пожалуйста , на конские бега иль другие увеселения!
- Что это за увеселения , коль люди шею себе ломают? Вот женщины у вас очень красивые, это я не спорю, ну и мужчины тоже. А вообще вы народ грубый. Кто хозяин- то у вас, русичи?
Батюшку нашего зовут, господин хороший, князь - Иван Данилович. Внук Александра Невского! Слыхал про такаго?
- Слыхал. Молвой Русь полнится. Пойдём, покажите мне ваше торжище, где торговля идёт. /уходят/
2.3. Ответы по увиденному.
- О каком княжестве идёт речь? /Московское княжество/
- Кто правит в этом княжестве? /Иван Калита/
- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? /далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярморку и оставались здесь жить/
ФИЗМИНУТКА.
3. Работа с учебником.
- Тема нашего урока «Возрождение Руси». Давайте сейчас обратимся к историческим источникам и узнаем поподробнее о временах правления Ивана Калиты. Откройте стр. учебника 66- 69 и самостоятельно проитайте текст. Но цель у каждого ряда своя:
1 ряд- Найдите ответ на вопрос «Почему Ивана Даниловича назвали Калитой?» Можете пользоваться дополнительной литературой- найдите материал, который относится к теме нашего урока. Ответы можете зачитать.
2 ряд- В тексте найти слова, которые раскрывают личные качества Ивана Калиты. Можете так же пользоваться дополнительной литературой. Ответы можете зачитать.
3 ряд- Зачитайте факты, говорящие об укреплении Москвы при Иване Калите.
3.1 Ответы по прочитанному:
-Вопрос 1 ряда «Почему у Ивана Даниловича было прозвище Калита»?/ «Калита» - денежный мешок, который висел на поясе у князя, с которого он раздавал деньги бедным. В книге «Занимательные страницы истории Отечества», автор Калюжная А.Д., на стр. 151 я нашла следующее толкование слова «калита» или «калта»- это не денежный кошель, как говорят старые сказки, а нечто вроде пояса, отделанного серебром, к которому прикрепялась сумка- вместилище для дорожной фляги, огнива, ножа. Калта была у каждого степного война. Князь Иван Данилович так прочно связал себя с татаро- монголами, что свою кличку получил именно там.
-Вопрос 2 ряда «Личные качества Ивана Калиты» /заботился о порядке в княжестве, сильный авторитетный князь, вошел в доверие к хану- сам собирал дань, бережливый- скупал новые земли, расширяя свою территорию, раздавал нищим деньги, в завещании наследникам оставил шапку Мономаха/
- Вопрос 3 ряда «Укрепление Москвы при правлении Ивана Калиты»? / Москва становилась центром княжества, Кремль построили; богатела и росла, шло строительство, из деревянной Москва превращалась в белокаменную- привозили для строительства белый камень.
Калита прикупал земли на деньги от дани Золотой Орды, которую сам собирал. Вошел к ним в доверие/
3.2 А мне в дополнение к вашим ответам хочется добавить следующее: немаловажную роль в укреплении Москвы сыграла церковь. Иван Калита так вошел в доверие метрополита Петра- главного духовного лица на Руси, что тот переехал жить в Москву из Владимира. И Москва становится духовной столицей Русской земли. Сюда, в Москву, начали ездить разные люди, а Москве от этого прибыль и почет. По настоянию метрополита Петра Иван Калита строит первую белокаменный собор- церковь Успения Богородицы.
Возникают новые монастыри.
Среди них - Троице-Сергиев монастырь, который обосновал Сергий Радонежский. Слайд № 13
О нём мы читали на уроках литературного чтения. Именнно он, Сергий Радонежский, благославляет внука Ивана Калиты- Дмитрия Донского на битву с татарами, вошедшую в историю как Куликовская битва.
Но это будет через 40 лет, об этом поговорим на следующем уроке.
- Сейчас мы с вами поиграем. Для этого разобьемся на команды. У вас на столах лежит текст. Какая команда самая внимательная, найдет допущенные ошибки? /2 – 3 мин/
См. приложение № 2.
Заслушиваются ответы детей.
IV Подведение итогов.
1.1 Какое княжество становилось сильным в 14 веке и почему?
/Московское; Иван I скупал земли около Московского княжества, в Москву приезжали на торги люди из разных земель и оставались там жить, шло строительство из камня- Москва становилась из деревянной белокаменной. И Москва была расположена далеко от Золотой Орды. Иван Калита вошел к хану в доверие , сам собирал дать и его не трогали./
- Кем Иван Калита доводится Александру Невскому?
- Кто были татаро- монголы: половцы, печенеги, кочевники, уличи?
- Столица Золотой Орды? /Сарай/
- Шапка Мономаха-это символ чего? /власти/
- Как прозвали Ивана Даниловича князя Московского? /Калита/
- В каком княжестве правил Иван Калита? /в Московском/
- Какая стала Москва? /столица нашей Родины/
- Что означает пословица «Москва- всем городам мать»?
- А что такое Кремль для Москвы?
1.2 Ребята, все, что мы говорили об Иване Калите и о его времени- все это лишь малая часть нашей истории. Кто захочет получше об этом узнать и побольше информации- рекомендую эти книги ( показать на выставку книг) или сходить в библиотеку.
V Рефлексия.
- Если вам было интересно на уроке, поднимите зеленый жетон.
- Если вам было неинтересно на уроке, поднимите синий жетон.
- Что вам понравилось на уроке? Почему? Может быть кто-то испытывал трудности? В чём?
- Зачем нам нужно знать все то, что услышали на уроке?
Резервный материал:
1. Рабочей тетради на стр. 22 выполнить № 2. Работа в парах.
Д.З. 1. Читать учебник на стр.65- 69 и ответить на вопросы «Проверь себя», Р.Т. стр. 23 № 3,4.
2. По желанию, кто хочет, может подготовить сообщение, пользуясь дополнительной литературой, об историческом объекте того времени: это – Кремль, Троицкий монастырь. Можете подготовить сообщение о биографии Ивана Даниловича.