Урок истории в начальной школе "Петр Великий. Российская империя"

Разделы: Начальная школа


Тема: Пётр Великий. Российская империя.

Цели:

  • сформировать представления о Петре I – первом императоре;
  • познакомить учащихся с преобразованиями Петра;
  • развивать умение работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их;
  • воспитывать уважительное отношение к нашим предкам – простым труженикам, мастерам своего дела, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оборудование:

  • Портреты Петра I, князей - Владимира, Ярослава, Александра Невского, Юрия Долгорукого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского.
  • Фотографии города Санкт-Петербурга.
  • Лента времени, карта «Российская империя XVIII века».
  • Иллюстрация берёзы, аудиозапись песни группы Любе «Берёзы».
  • Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 2 О. Т. Поглазова.

Оформление доски:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем каким был первый император России, и что изменилось в России за время правления Петра. Но сначала мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим историю развития нашей страны от Древней Руси до Российской империи.
За каждый ответ учащийся получает берёзовый лист.

III. Проверка домашнего задания

Учитель: Давайте вспомним людей, которые оставили след в истории и чьими подвигами мы можем гордиться.
Назовём события, связанные с этими людьми.
На доске портреты. Дети называют имена князей и что они сделали.

Ответы учеников:

– Князь Рюрик в 862 г. возглавил Русское государство.
– Князь Александр Невский в 1240 г. выиграл битву на реке Неве (Невская битва),1242 г. победил немецких крестоносцев на Чудском озере. (Ледовое побоище)
– Князь Владимир в 988 г. ввёл на Руси единую веру – христианство. 988 год – год крещения Руси. Русь стала великой державой.
– Князь Дмитрий Донской в1380 г. выиграл битву на Куликовом поле и вселил веру, что можно победить Орду.
– Князь Юрий Долгорукий в 1147 г. основал Москву.
– Князь Иван Калита договорился с Золотой Ордой о сбое дани. Излишки он использовал для укрепления московского княжества.
– Князь Ярослав Мудрый составил рукописный свод законов «Русская правда».
– Купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский народные герои. Они освободили Москву от польских интервентов. Минин собрал деньги на новое ополчение и сам отдал все свои сбережения и часть имущества. Верховным воеводой пригласили князя Дмитрия Пожарского. 2 дня длилось сражение с польским войском. Москву освободили.

Учитель: Обобщая события Древней Руси и Московского государства, мы сейчас вспомним важные сражения того времени и заполним таблицу.
А сейчас я буду читать четверостишие, а вы должны назвать место сражения и дату, отметить эту дату на ленте времени.

На доске лента времени.

1. Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья. (Дон, Куликовская битва, 1380 г.)

2. На берегах большой реки
Высадились грозные полки.
Русские дружины в бой пошли,
Не дождались шведов корабли. (Нева, Невская битва, 1240 г.)

3. По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Чудское озеро, Ледовое побоище, 1242 г.)

Таблица заполняется по ходу отгадывание четверостишия, кроме 1709 года, эту строку заполним после изучения Полтавской битвы.

Год сражения Место сражения Полководец Противник
1380 Куликово поле Дмитрий Донской Татаро-монголы
1240 Река Нева Александр Невский шведы
1242 Чудское озеро Александр Невский Немецкие рыцари
1709 Полтава Пётр I шведы

IV. Изучение нового материала

Ученики читают высказывание: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

– Как вы это понимаете?

Ответы учеников: Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны, 250 лет тяжёлая жизнь русского народа под гнётом монголо-татарского ига, смутное время и ослабление Московского государства. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.

Учитель: В конце урока мы ещё вернёмся к этому высказыванию.

Учитель: В конце XVII века в 1682 г. российским царём стал внук Михаила Романова Пётр I. Сегодня мы узнаем, что это был за человек и как он повлиял на развитие России. Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.

Ученик 1. Вступление с сообщением «Каким был первый император».

– Что вы узнали о Петре I? (Ответы учеников)

Учитель дополняет: Пётр I вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий. Пётр I был суров, требователен, порой жесток и непримирим. А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство.)

– Пётр I всю свою жизнь стремился сделать Россию великой страной. Сейчас мы узнаем: как был создан первый русский флот.

Ученик 2. Выступление с сообщением «Как был создан первый русский флот».

– Что называют «дедушкой русского флота»? (Ответы учеников)

Учитель дополняет: В короткое время с помощью приглашённых Петром из Голландии и Англии мастеров, удалось построить и оснастить российский флот. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей – фрегатов, исполняя мужицкую работу, за что и назвали его царём плотником. При Петре I в Росси была создана сильная армия, вооружённая новыми ружьями и пушками. Зачем Петру I нужно было построить флот? (Флот – развитие военного дела, торговля с другими государствами, государство, как Россия, без военного и торгового флота не в состоянии стать великой державой.)

– А как вы думаете какому городу было посвящено это стихотворение? (Санкт-Петербург)

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

(А. С. Пушкин)

Ученик 3. Выступление с сообщением о том, как строился Санкт-Петербург.

– Какие трудности были при строительстве города?
– Как чувствовали себя рабочие, какие тяготы легли на их плечи? (Ответы учеников)

Учитель дополняет: Когда строился Санкт-Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нём будем мы». Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. В 1709 году осадил Полтаву и здесь решил разбить русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принёс новую славу Петру. А через 5 лет после Полтавской битвы молодой флот России разгромил и шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 году Пётр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721 г. – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей.

Империя (от лат. imperium — власть), монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора, все государственные органы управления беспрекословно подчинялись императору, могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.

– А сейчас давайте вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю строчку.

Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые Победы,
Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

(1709 г. Полтава, Пётр I, шведы)

V. Физкультминутка

Дети летом на лугу
Рисовали радугу.
Рисовали, рисовали,
А потом вдруг спорить стали.
Из каких цветов она
так красиво сложена?
– Жёлтый!
– Красный!
– Голубой!
Выбирай себе любой!
Дети радугу опять
Дружно стали рисовать
Рисовали, рисовали,
После снова спорить стали.
Что какой цвет означает?
Жёлтый цвет – теплом согрет.
Ласку дарит он и свет.
Синее и голубое –
Символ мира и покоя.
Самый яркий и прекрасный
Это цвет конечно – красный.
Дети в солнечном кругу
Рисовали радугу.

– Какие цвета мы рисовали в нашей радуге?

– А что если жёлтый мы заменим на белый. О чём теперь говорят вам цвета? (Эти цвета есть на флаге России)

– Кто знает, что обозначает каждый цвет? (Ответы учеников)

Учитель: А знаете, что своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. 1667–1669 гг. была построена первая флотилия России. К этому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество синей, красной, белой материи. Все три цвета издавна почитали на Руси.

VI. Работа с учебником

– О каких преобразованиях и реформах Пётра I вы уже знаете? (Новое летоисчисление, перенос празднования Нового года на 1 января, украшение домов еловыми ветками.)

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике «Что изменилось в России за время правления Пётра I». (Учебник стр. 76-77.)

Ученики дополняют текст учебника. Выступление с сообщением «Что изменилось в России при Петре». После чтения и заслушивания сообщения, учащиеся составляют схему.

Учитель: Разделим лист пополам и отметим положительные и отрицательные стороны преобразований Петра, сначала положительные, а после обсуждения – отрицательные.

Реформы Пётра I

Создал флот
Основал Санкт-Петербург
Развитие культуры
Развитие промышленности
Выход к Балтийскому морю
Создал сильную армию
Развитие грамотности
Открытие школ
Открытие аптек
Добыча полезных ископаемых
Установил абсолютную власть
Во время строительства гибли люди
Налоги с крестьян
Рекрутские наборы

Учитель: Давайте вернёмся к высказыванию: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Всё ли было безупречно при правлении Пётра I? (Ответы учеников)

Учитель: В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга, под землей в шагах, прикованные к тачкам.
Чтобы укрепить власть, военную мощь страны, строить корабли и мануфактуры, царь все время увеличивал налоги на простое население.
Хоть Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране. С них начался путь России из отсталости, но какой ценой?

Вывод: Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Все тяготы преобразований легли на плечи народа.

После обсуждения отмечаем отрицательные стороны реформ Пётра I.

VII. Итог урока

– Мы много говорили о России. Назовите дерево – Символ России. (Берёза)

Учитель прикрепляет на доске рисунок берёзы без листьев.

– Вы сегодня хорошо поработали и заработали много берёзовых листьев. Украсьте наше дерево своими листьями.

Ученики выходят к доске и прикрепляют листья, в это время звучит песня «Берёзы».

– Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства, т.к. вы – будущее России и продолжатели дела наших предков.

Литература:

  1. О.Т. Поглазова «Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир» Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск 2004.
  2. С.П. Алексеев «Книга для чтения по истории нашей родины» Москва «Просвещение» 1987
  3. «Что такое, Кто такой» Издательство «Педагогика-пресс» Москва 1999.
  4. «Большая школьная энциклопедия» Русское энциклопедическое товарищество Москва 2003.