Цели занятия:
- знакомство с русским фольклором, изучение русских народных обрядов и обычаев, связанных с первым зимним месяцем – декабрём.
- пополнение знаний уч-ся о зимних праздниках и забавах, связанных с декабрём;
- пополнение словарного запаса уч-ся, развитие мышления;
- знакомство с новыми играми и забавами;
- воспитание любви к родине, к русским обрядам и традициям;
- организация интересного и увлекательного досуга детей;
- развитие умений воспринимать прекрасное всюду: в природе, в искусстве, в чувствах, в побуждениях.
- Форма проведения занятия: познавательно – игровая с элементами театрализации.
Действующие лица:
- 1-й ученик, 2-й ученик, 3-й ученик, 4-й ученик, 5-й ученик, 6-й ученик, 7-й ученик, 8-й ученик;
- 1-я девушка, 2-я девушка, 3-я девушка, 4-я девушка;
- Бабушка Агафья
Ход занятия
Учитель: “Зимушка-зима” - так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов “зимушка”, “зимонька” смягчить холода.
В народном сознании издавна зимнее время года представлялось в виде сказочного персонажа – Мороза или Морозки – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает реки, ударяет по углам изб так, что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатством тех, кто умеет трудиться, кто совестлив и энергичен. Недаром в старину говорили: “Зима лодыря морозит”.
1-й ученик: Яркими словами в народе называли зимнее время. Они будто пронизаны холодом и мраком. Вот некоторые из них: ознобень, заморозь, лютовей, ледостав и другие.
2-й ученик: В обрядах, играх, праздниках зимнего времени обыгрывались смерть природы и её будущее воскрешение весной.
Главная идея любого традиционного зимнего народного праздника - это обновление мира через его гибель, гибель солнца и рождение нового солнца.
Учитель: Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса – колеса времени. Оно то возносится к зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то падает в глубину года, на макушку лета – в день летнего Солнцеворота.
Таким образом, зимний обрядовый цикл – это вознесение к небесам с целью вернуть погибшее Солнце. Канун праздника – смерть миропорядка, наступление господства злых сил природы. От них нужно уберечься, их нужно перехитрить, победить, но как? Чем? Только весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания воспринимались, как обновление времени, как его движение.
3-й ученик: Добро пожаловать в наше старинное село! Сейчас зима – декабрь. А в декабре – то столько интересного у нас бывает! Вот мы вам сейчас всё расскажем и покажем.
4-й ученик: 1 декабря – праздник народных зимних игр и забав. Этот день звался “Платон и Роман”. В народе говорили: “Каков Платон и Роман – такова и зима нам”. По народному обычаю распорядитель праздника одет в медвежью шубу, стучит палицей, приглашает всех к общему веселью: “Дай Бог в честь да в радость, в лад да в сладость!”
Учитель: В старые времена праздники справляли поочерёдно во всех деревнях округи. В очередную деревню на “веселье” съезжались со всех окрестных деревень.
5-й ученик: Празднование начала зимы продолжали и в дни Прокла, 3 декабря. “На Прокла всякую нечисть проклинают!” - говорили в народе.
6-й ученик: И в Введенье – 4 декабря. В этот день на Руси начинались зимние торги, ярмарки, и,конечно, гулянья. На площадях ставили шатры, вели весёлые торги, одаривали друг друга подарками. Каждый должен был пройти сквозь весёлые Введенские ворота.
Учитель: Вот такую песню распевали в этот день:
Двое детей изображают “воротца”, остальные, проходя через них, поют:
Введенье пришло,
Зиму в избу привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лёд на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Малых ребят,
Красных девчат
На сани усадило,
С горки прокатило!
Учитель: Считалось, что, если на Введенье мороз, то все зимние праздники будут морозными. Весельем, состязаниями, торгами приманивали тепло и хорошую зиму.
7-й ученик: В этот день отмечается и большой православный праздник – “Введение во Храм Пресвятой Богородицы”.
3-й ученик: А вот, видите, девчата наши бегут, веселятся. Куда вы, девушки, бежите? Куда торопитесь?
1-я девушка: А бежим мы снег убирать! Айда с нами!
3-й ученик: Это ещё зачем?
2-я девушка: А затем, что сегодня 5 декабря – день Прокопа.
Дети поют:
Пришёл Прокоп,
Разрыл сугроб.
По снегу ступает,
Дороженьку копает.
3-я девушка: В день Прокопа на Руси выходили домами, а то и целыми сёлами расчищать дороги.
8-й ученик: С давних времён это был трудовой праздник детей и молодёжи. Уборка снега организовывалась как весёлая потеха, ребятишкам – раздолье : и поработать, и в сугробах поваляться.
(Дети ещё раз поют “Пришёл Прокоп”)
4-й ученик: Готовь сани летом, телегу – зимой!
1-я девушка: Что это ты поговорку про сани вспомнил?
4-й ученик: А то, что 7 декабря – день Екатерины – Санницы, один из любимейших народных праздников, организованный в 18 веке самой Императрицей Екатериной Великой.
2-я девушка: А чем занимались в этот день?
5-й ученик: Естественно, главным действием этого дня было катание на санях. Считалось, что все заботы и тяготы слетят с души, если промчишься с горки на санках.
Дети поют:
Ай, чу-чу! Ай, чу-чу!
Я на саночках лечу!
Вот с горы я лечу,
И кричу, и хохочу!
Ай, чу-чу! Ай, чу-чу!
Далеко улечу!
6-й ученик: Вот на санках накатались, можно и Юрьев день встречать.
3-я девушка: А это что ещё за день?
6-й ученик: Юрьев день или день Егория Холодного отмечался 9 декабря и был посвящён святому Георгию –Победоносцу – покровителю нашего Отечества, которого в народе звали Егорием Храбрым. В этот день служили молебен святому Георгию, призывая его к борьбе с тёмными силами.
7-й ученик: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” Я знаю, откуда пришла эта поговорка. Она связана с печальным событием в жизни крестьян – с крепостным правом. До 17 века за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него крестьяне могли свободно переходить от одного помещика к другому. Царь Борис Годунов в 1607 г. отменил эту свободу.
Учитель: Так появилась в языке эта поговорка, которая жива и поныне. А как вы, ребята, понимаете её смысл?
Учитель: А 13 декабря отмечали день Андрея Первозванного. Чаще всего это был девичий праздник, когда невесты гадали и молились о хороших женихах. В народе верили, что , если девушка обойдёт дом, осыпая свой путь зерном, и споёт, то во сне ей приснится её жених.
Девушки поют:
Я святый Андрию
Конопельку сию.
Дай же, Боже, знати,
С кем веселье грати!
1-й ученик: 14 декабря – день Наума-Грамотника, покровителя ребят-учеников.
4-я девушка: Знаю, знаю! “Батюшка Наум, наведи на ум!” Интересно, а как на Руси отмечали этот день?
Учитель: Этот день отмечался как праздник грамоты, как обряд посвящения в ученики. Дети должны были показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (чаще это был церковный дьячок) в дом. Тот приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи.
Учителю дарили подарок: горшок каши с вложенными в него монетками.
5-й ученик: Ну а плёткой-то зачем ребёнка хлестать?
8-й ученик: Сказали же тебе – символических!
4-я девушка: А вон бабушка Агафья идёт. Давай у неё спросим про Наума, она всё знает.
Все (наперебой): Бабушка Агафья! Расскажи про Наума! Ты ведь всё знаешь!
Бабушка Агафья: Да, детки, знаю. Он, Наум-то этот, жил затворником, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. Только знали люди, что великого ума тот Наум был. Всё на свете знал-помнил. Мог такой совет дать, что сразу человеку облегченье выходило. Да вот однажды присоветовал он одной хозяйке, как заболевшей корове молоко вернуть, да что-то баба перепутала: корова та и вовсе померла. Стала баба по деревне ходить да Наума срамить: мол, ничего-то он не знает, только хвастается. После этого Наум и стал затворником, из дома редко выходил, ни с кем не беседовал, никому ничего не советовал, видать, обиделся на людей за несправедливость.
7-й ученик: И никто с тех пор его не видел?
Бабушка Агафья: Ходил, говорят, к нему мальчонка один – Ванюшкой звали. Он его принял, мёдом угощал. Славное дело ему подсказал – пчеловодом быть. Хоть и слова не промолвил, а присоветовал, чем в жизни заняться.
5-й ученик: Спасибо, бабушка Агафья, вот и ты нас на ум навела.
Бабушка Агафья: А я ещё про Варварин день расскажу. Его 17 декабря отмечают. Старики в этот день любили повторять поговорку: “Трещит Варюха, береги нос и ухо!” Присматривались к дымовым трубам: если дым тянется столбом – к морозу, а если виснет коромыслом – к оттепели.
1-я девушка: А я слышала, что в декабре ещё и день Николы Зимнего.
Бабушка Агафья: Да, детки, мороз в этот день особенно силён. “Никола гвоздит!” “Никола зимний и лошадь на двор загонит!”
Учитель: Да, в прежние времена икона Николая Чудотворца была в каждом доме. Очень почитали на Руси этого святого. “Нет за нас поборника супротив Николы Угодника”, - говорили люди. В этот день чествовали стариков, старших в роду.
3-я девушка: А как их чествовали?
Бабушка Агафья: В складчину наваривали пива и напекали пирогов.
2-я девушка: А когда отмечают этот день?
Бабушка Агафья: 19 декабря. Ну, а после Николы Зимнего начиналась подготовка к Колядам, к празднованию Зимнего Солнцеворота – Спиридона, 25 декабря, когда славили Солнце, рисовали магические круги и кресты, наряжались, пели, ходили по домам с шутками, прибаутками.
Дети поют:
Коляда – Коляда,
Соломенна борода!
Ты, хозяин-мужичок,
Открывай-ка сундучок,
Подавай-ка пятачок!
1-я девушка: Поможем Матушке-Зиме теплом окутать землю!
2-я девушка: А чем помочь?
3-я девушка: Весельем!
4-я девушка: Смехом!
1-й ученик: Шуткой!
2-й ученик: Прибауткой!
3-й ученик: Солнце – на лето, зима – на мороз!
4-й ученик: Кого захотим, рассмешим до слёз!
5-й ученик: Медведь в берлоге на другой бок поворачивается!
6-й ученик: Для ватаги нашей карман выворачивается!
Учитель: В день Спиридона-Солнцеворота, помимо Коляды, проводили обряд прославления Солнца. Для этого старцы трением добывали огонь, которым разжигали 12 костров, горевших до самых Святок. Наши предки верили, что этим огнём приближали Январь – месяц “разгорания Солнца”. В огне костров сжигали всё тёмное, плохое, очищая себя и весь мир от нечисти.
Дети поют:
Спиридон – святоворот
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руках несёт,
Красно Солнышко зовёт,
По святой Руси везёт.
Кричат:
Разгорайся, Солнце красно!
Ты на свете не погасло!
1-й ученик: 26 декабря – Лукин день. По святцам – день мученицы Лукии.
2-й ученик: С Лукина дня “Солнце прибавило на ладонь”.
3-й ученик: А 29 декабря загадывали о приближающихся Святках – святых днях. Считалось, что если воздух зябнет, то Святки будут тёплыми, если сильный мороз, то быть ему до Крещения.
4-й ученик: 30 декабря – Данилов день. Старики говорили: “Данил декабрь поторапливает”.
Учитель: 31 декабря заканчивается студёный месяц, начинается время “разгорания Солнца”. В этот день должен был непременно гореть огонь, т.к. нечистая сила справляет свои последние потехи. От неё нужно было защищаться.
Люди готовились к встрече Нового года.
Ребята, какие обычаи и традиции этого праздника вам известны?
Учитель: В старые времена последний день декабря завершали стихами-заклинаниями:
Дети (хором):
Новая година,
Будь деловита,
Из радостей сшита,
Добром покрыта,
Горем не разбита.
1-я девушка: Зима у нас не только морозная, но и мудрая: у неё загадок много. “Покрывало бело всю землю одело”. Что это?
2-я девушка: Сам не велик, а стоять не велит?
3-я девушка: Кто без топора мост мостит?
4-я девушка: Без рук, без глаз, а рисовать умеет?
7-й ученик: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте поиграем!
Дети с учителем разучивают игры и играют.
Учитель: Вот и промчалось время. Ну, гости дорогие, ждём вас в январе! А на прощанье споём вам ещё песенку о зиме. Подпевайте!
Дети поют:
Ах ты, зимушка-зима,
Зима снежная была,
Ай, люли, вот была – 2 раза.Зима снежная была,
Все дороги замела,
Ай, люли, замела – 2 раза.Все дороги, все пути,
Ни проехать, ни пройти.
Ай, люли, ни пройти– 2 раза.Ах ты, зимушка-зима,
Зима снежная была,
Ай, люли, вот была – 2 раза.