Эффективность речевой деятельности учащихся во многом определяется наличием у школьников интереса и мотивов к изучению иностранного языка.
Желание учащихся рассказать и узнать о том, что им близко и знакомо, повышает эффективность учебной речевой деятельности на уроке иностранного языка. К сожалению, в средней школе при обучении иностранному языку, возможность изучения собственной национальной культуры народа, используется не в полной мере. Мои наблюдения показывают, что мотивация к изучению немецкого языка становится практически насыщенной, если овладение иноязычным общением сопровождается изучением собственной республики, города, района, в котором они живут.
Содержание и темы учебно-методического комплекса по немецкому языку требует от учителя постоянного обращения к краеведческому материалу, который помогает формировать чувство любви к родному краю, к своей малой родине, сознательное отношение к окружающему миру.
На уроках я систематически обращаюсь к темам; связанным с нашей Республикой Коми, родным городом Сыктывкаром, Эжвой, охраной природы. Наряду с образовательными задачами, решается задача экологического воспитания школьников. Для реализации этих задач я подбираю и использую различный наглядный и индивидуальный материал: кассеты с записями, диапозитивы о Сыктывкаре, карту Республики Коми, открытки, выставки книг о Республике Коми.
При работе над темой «Что мы называем Родиной» (Was nennen wir unsere Heimat?) в 7-м классе несколько уроков я посвящаю нашей Республике Коми. На этих уроках речь идет о городах Республики Коми, о красоте и разнообразии родной природы. Словарный запас учащихся в 7-м классе еще не велик и знания о республике коми недостаточны, поэтому я даю составленный мною текст Republik der Komi.
Republik der Komi
Republik der Komi liegt im Norden des europaischen Teil Russlands. Das Territorium der Republik betragt 415,9Tausend km2. Das ist gro?er als Territorium einigen europaischen Staaten. Auf der Flache der Republik konnen solche Lander wie England, Osterreich, Belgien, Danemark, Niederlanden und die Schweiz zusammen unterkommen. In der Republik leben mehr als eine Million Menschen. Die Hauptstadt der Republik hei?t Syktywkar. Der gro?te Fluss der Republik hei?t Petschora. Weitere gro?ere Flusse sind – Wytschegda, Syssola. Die Republik ist reich an „grunen Gold". 80% der gesamten Flache sind von Waldern bedeckt. Das Klima ist kontinental, aber wechselhaft. Die Republik der Komi ist durch ihre Bodenschatze bekannt. Es gibt Steinkohle, Erdol, Gas, Salz und viel anderes. Die Industrie ist auch entwickelt. Besonders bekannt ist der Syktywkarer Industiekomplex fur Erzengung von Zellulose und Papier. Die Landwirtschaft der Republik spielt eine wichtige Rolle in der Ekonomik der Republik. In der Republik leben mehr als 140Nationalitaten.Die Republik hat feste Kulturbeziehungen zu anderen Landern. Alle Menschen in unserer Republik freundlich und wohl.
Текст должен соответствовать определенным требованиям. Он должен быть информативным и интересным, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Текст вызывает интерес, если он посильный.
Понять текст помогает работа над текстом, которая предусматривает развитие умений чтения и устной речи, формирование навыков оперирования ими. Работу над текстом я начинаю с пояснения новых слов и выражений, опираясь на имеющиеся знания учеников. Обязательно использую иллюстрации к тексту, карту Республики Коми. Опираясь на них, дети быстрее и лучше усваивают материал. На этом этапе очень важно «заинтриговать» учащихся, вызвать у них любопытство к тому, что предстоит им прочитать и узнать. После того как отработана лексика текста и проведена фонетическая работа над текстом на уроке, учащимся дается домашнее задание для самостоятельной работы над содержанием текста. Следующим этапом работы является работа с контурной картой и атласом Республики Коми. Каждому ученику выдается контурная карта и географический атлас Республики Коми. Ученики получают задание отметить границы республики, подписать название рек и озер. Учащиеся получают задание отметить на контурной карте административное деление Республики Коми на районы, отметить города и районные центры.
Ученики должны не только правильно заполнить контурную карту, но и ответить на вопросы. Карточка с вопросами о республике выдается учащемуся вместе с контурной картой. Учащийся выбирает сам, будет ли его ответ на вопросы письменным или устным. Контроль выполнения домашнего задания (устный) проводится у карты. Иногда контроль проводят хорошо подготовленные сильные учащиеся. Такая работа проходит в парах. Приведу примерные вопросы, которые получают учащиеся на карточке.
Karte 1
Wo liegt die Republik?
Wie hei?t der gro?te Flu??
Wie hei?t die Hauptstadt?
Wo liegt die Republik der Komi?
Welche Landbezirke liegen an der Eisbahn ?
Wie hei?en die gro?ten Stadte der Republik?
При работе над темой «Город» вниманию учащиеся предлагается текст о их родном городе Сыктывкаре. При работе над текстом ставится задача развития навыков аудирования. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией диапозитивов о Сыктывкаре или видеофильма. В кабинете немецкого языка готовится стенгазета или стенд, посвященные городу.
Syktywkar
Syktywkar ist die gro?te und schonste Stadt der Republik. Einer der schonsten Platze Syktywkars ist Stephanowskaja Platz. Hier befindet sich das Gebaude der Regierung der Republik Komi, Hauptpostamt. Die schonste und die langste Stra?e der Stadt hei?t Kommunistitscheskaja Stra?e. Sie ist breit und lang. Auf dieser Stra?e befindet sich das Musikalische Theater das Staatliche Universitat.
Syktywkar ist ein Kulturzentrum der Republik. In der Stadt gibt es Musikalische Theater, das Dramatheater, Nationalbibliothek, Museen. Schone Denkmaler schmucken die Stadt. Syktywkarer sind stolz auf das Denkmal den Gefallenen in Vaterlandischen Krieg. Syktywkar ist auch ein Industriezentrum im Norden unseres Landes. Hier gibt es viele Werke, Betriebe und Fabriken. In Eshwa befindet sich das weltberuhmte Papierkombinat Neusiedler Syktywkar.
Der gro?te Schatz der Stadt sind lustige gutherzige Menschen. Die syktywkarer sind stolz auf ihre Heimatstadt.
После того как учащиеся прослушали текст и просмотрели слайды, проверяется понимание текста при помощи вопросов:
Ist unsere Stadt gro? oder klein?
Wie hei?t die schonste Strasse der Stadt?
Wie hei?t der Hauptplatz der Stadt?
Welche Museen gibt es in der Stadt?
При работе над темой «Сыктывкар» используется серия упражнений. Упражнения разнообразны:
- учитель начинает предложение, а ученики продолжают его (Vollendet die Satze)
- скажите предложение по-немецки (Sagt den Satz deutsch)
- верно ли данное предложение (Sagt ob der Satz stimmt)
- ответьте на вопросы(Antwortet auf die Fragen )
- мы рассказываем о Сыктывкаре(Wir erzahlen uber Syktywkar)
Наша школа расположена в районе города, который называется Эжва.
Эжва – это родина учащихся, историю которой они должны знать и уважать, поэтому в свою работу по овладению иностранным языком я обязательно включаю материалы, посвященные нашей любимой Эжве.
Unsere Eshwa
Eshwa hat eine reiche Geschichte. Fruher hie? Eshwa Sloboda. Im Jahre 1586 wird Sloboda das erste Mal in einer Urkunde erwahnt und daher erreichen wir das Alter von Sloboda. Das Wort damals bestand aus 172 Hausern. Damals lebten in Sloboda etwa 1000 Menschen. Das waren Fischer und Bauer. Das Dorf wuchs und mit im Jahre 1958 wurde Sloboda Eshwa genannt. In diesem Jahr begann man in Eshwa der weltberuhmte Waldindustriekomplex fur Erzeugung von Zellulose und Papier zu bauen. Das Kombinat wuchs und mit ihm wuchs die Siedlung Eshwa. Hier wurden ist ein Bezirk der Stadt Syktywkar. Das Territorium betragt 232 km2 .Die Bevolkerung betragt etwa 60 Tausend Menschen. In Eshwa arbeiten 516 Betriebe, aber der fuhrende Industriezweig ist Waldverarbeitendeindustrie und Papierindustrie. Eshwa ist nicht nur ein Industriebezirk der Stadt, sondern auch ein Kulturzentrum In Eshwa arbeiten 10 Schulen, 2 Museen, Sportkomplex, Cafes, Warenhauser.
В сильных, хорошо подготовленных классах учащиеся получают задания, требующие определенного творчества. Ученики выбирают сами одну из предложенных ситуаций, а учитель четко формулирует задание каждому ученику с учетом его умений и навыков. Вот примерная ситуация.
Karte № 2
Школа готовится к приему зарубежных гостей. Вы хотите показать иностранным гостям как можно больше достопримечательностей Сыктывкара. С чего вы начнете экскурсию?
Karte № 3
Друзья из Германии приходят в школу, в школьном музее их заинтересовал стенд об истории Сыктывкара. Какую литературу о Сыктывкаре ты посоветуешь им прочитать? Что ты можешь рассказать о городе Сыктывкаре?
При работе над темой «Город» я предлагаю учащимся познакомиться со вторым по величине городом республики – Воркутой. При работе над текстом ученики не только получают новую для себя информацию, они учатся говорить, читать и оперировать новой информацией.
Workuta ist eine ungewohnliche Stadt. Ungewohnlich ist ihre Geschichte das Entwicklungstempo, die Bauart ihrer Hauser, das Grun ihrer Baume.
Ihren Namen erhielt die Stadt von kleinen Flusschen der nebenflu? Petschora.An den ufern der Workuta entdeckten die Geologen ein riesiges Kohlenbecken 1934 wurde die erste Workutakohle gefordert. Damals bestand Workuta nur aus einigen kleinen Strassen mit niedrigen Baracken. Heute ist es eine gro?e moderne Stadt. Der allerneuste Teil – das Zentrum ist der Platz des Friedens, der Kulturpalast der Bergbauarbeiter, das Breitwandkino „Rodina „ die Schwimmhalle und ein Wintergarten. Im Palast konnen sich gleichzeitig 2000 Schuler befinden. Workuta ist nicht nur ein Industriezentrum der Polarregion. Die Stadt wachst. In der Stadt gibt es Klubs, Musikschulen, Mittel– und Grundschulen. Und nicht nur Baume wachsen empor der Mensch bringt hier auch gro?e Baume zum Grunen.
При работе над текстом учащиеся получают следующие задания, которые помогают понять текст и заполнить его содержание:
– Lest den Text (Прочитайте текст)
– Beantwortet die Fragen (Ответьте на вопросы)
– Findet im Text folgende Satze (найдите следующие предложения)
– Ubersetzt ins Russische(переведите на русский)
На уроке обобщающего повторения для проверки знаний учащихся о своей малой родине я предлагаю следующий тест:
Meine Heimat
1) Die Hauptstadt der Republik ist ...
a. Syktywkar
b. Petschora
с. Uchta
2) Das Territorium der Republik betragt ...
a. 108 km
b. 415000 km
c 314 000 km
3) Die alteste Stadt der Republik hei?t ...
a.Syktywkar
b. Ussinsk
c. Workuta
4) Die Hauptstra?le der Stadt Syktywkar hei?t ...
a Kommunistitscheskaja
b Slavy
c Sowjetskaja
5) Der Naturschutzgebiet liegt ...
a. an der Petschora
b an der Syssola
c an der Petschora
6) Die gro?te Stadt der Republik Komi hei?t ...
a. Uchta
b. Inta
c. Syktywkar
Постоянная работа над лексикой, различные условно-речевые упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся. Дополнительные тексты и различные задания при работе с ними, составление микродиалогов дают возможность детям научиться излагать свои мысли.
Итогом такой большой работы являются сообщения отдельных учащихся или группы учащихся по заданной теме.
При работе над темой «Природа вокруг нас» в 11-м классе я стараюсь познакомить своих учащихся с растительным и животным миром Республики Коми. Эта тема позволяет развивать учащихся, узнать им много нового и интересного о родном крае.
Перед выполнением задания и изучением подтемы «Природа Республики Коми», я рекомендую учащимся литературу о природе нашего края, в которой они могут найти необходимую информацию и узнать много нового и интересного на русском языке:
1. Котелина Н.С., Мартыненко В.А.Целебные растения Севера – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988 г
2. Ковалев Б.А.С ружьем и лукошком.– Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1990
3. Турьев В.В. Воронин Р.Н. Редкие и нуждающиеся в охране животные и растения Коми АССР – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1982 год.
4. Шумилов Н.А., Лянцевич В.М. География Коми АССР. Учебное пособие для школ.– Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1987 год.
Для того чтобы учащиеся лучше усваивали тему и в последующем могли вести по ней беседу, я даю задание составить список животных, обитающих на территории Республики Коми и перевести названия этих животных на немецкий язык.
Приведу один из списков составленных учащимися:
Polarfuchs, der Vielfra?, der Hase, der Wolf, der Bar, der Dachs, das Eichhorn, der Fuchs, das Hermelin, der Zobel, das Wiesel, der Biber, der Marder, der Iltis, der sibirische Nerz.
Слабоуспевающим учащимся выдается карточка с названиями животных, из которых они должны выписать тех, которые обитают на территории нашего края.
Karte № 4
Lowe, der Wolf, der Biber, der Elefant, die Zebra, der Pinguin, der Bar, das Rermtier, der Fuchs, der Elch, der Luchs, der Polarfuchs, der Dachs, das Hermelin, der Zobel, das Wiesel
На уроке в процессе беседы учащиеся отвечают на вопросы:
– Welche Tiere unserer Republik konnen sie nennen?
– Welche seltenen Tiere sind im Roten Buch vermerkt?
– Welche Tiere leben in der Tundra?
Для того чтобы учащиеся лучше узнали растительный мир, им предлагается работа по карточке, в которую внесены слова с названиями грибов и ягод, растений и деревьев. Работая с карточкой, учащиеся должны подготовить ответы на вопросы.
Karte № 5
Pilze und Beeren
Die Blauenbeeren, die Moosbeeren, die Preiselbeeren, die Johannisbeeren, die Himbeeren, die Faulbeeren, die Vogelbeeren, die Erdbeeren, die Heidelbeeren, die Steinpilze, die Birkenpilze, die
Karte № 6
Pflanzen und Baume
die Eiche, der Zeder, die Kiefer, die Tanne, die Birke, die Espe, der Farn, die Dornrose,
Контроль по усвоению лексики проводится в группах или парах. Каждая пара (или группа) готовит ответы на вопросы, данные учителем, составляет свои.
– Welche Baume gibt es in unseren Waldern?
– In welchem Betrieb der Republik wird Holz verarbeitet?
– Welche Produkte aus Holz werden hergestellt?
– Welche besonderen Eigenschaften haben Pflanzen?
– Welche Beeren isst du besonders gern?
– Wann gehst du in den Wald, um Milchpilze und Stеinpilze zu sammeln?
– Welche Beeren wachsen auf dem Torfmoor?
– Welche Beeren wachsen auf dem Waldwiesen?
Слабым учащимся предлагается заполнить таблицу, в которой надо написать, где растут ягоды и деревья, грибы.
Wo wachsen Beeren und Baume, Pilze?
In der Taiga |
Auf dem Torfmoor |
Auf den Waldwiesen |