Цель урока: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.
Оборудование: видеопроектор с экраном, компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Включается запись песни “С чего начинается Родина?”
Учитель: А что такое Родина?
Ответы учащихся.
Учитель: Кто мне сможет объяснить смысл пословицы:
“Береги землю родимую, как мать любимую”
Ответы учащихся.
Мы с вами учили произведения многих авторов о Родине, о России.
Кто хочет прочитать их?
Ответы учащихся с заранее подготовленными произведениями.3. Сообщение темы урока.
Учитель: Как называется страна, в которой Вы живете?
Ответы учащихся.
Учитель: Да, верно! Мы с вами живем в России. Наша страна большая и красивая, здесь много лесов и полей, широких рек и глубоких озер. На территории нашей страны проживают люди многих народностей и национальностей, живущие в дружбе и согласии друг с другом. У нашей страны очень богатая история, интересная культура и традиции. Государственная символика, о которой пойдет речь сегодня на уроке, является частью истории и культуры нашей страны. На доске появляется тема урока:
Государственные символы России.
Учитель: А что такое символы?
Ответы учащихся.
Учитель: Да, ребята, вы правы.
Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.
Так символом Франции является Эйфелева башня.
Статуя Свободы – символ США.
Биг Бен – символ Англии.
Символ Италии — Пизанская башня.
Учитель: Какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся.Учитель
: Действительно, символов России много – это и Кремль.Красная площадь.
И березы.
Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции - это герб, государственный флаг и государственный гимн.
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы.
Флаг России – бело – сине – красный триколор;
Герб – двуглавый орел.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Сегодня я предлагаю вам узнать ответы на эти вопросы.
А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что означает слово “герб”, и для чего возникли гербы.
Работа над словом.
Учитель: Слово “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.
Показываются слайды: слайд 8, слайд 9, слайд 10, слайд 11, слайд 12, слайд 13
Учитель: Ребята, а где вы видели герб России?
Ответы учащихся.Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены символы, раскрывающие значения различных элементов российского герба.
Я предлагаю вам познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.
Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.
Корона – власть, благородство; Конный всадник – победа; Орел – сила, власть, величие; Меч – военная слава, могущество; Скипетр (жезл ) и держава (золотой шар с крестом ) - символы царской власти – твердая центральная власть.В течение нескольких минут учащиеся знакомятся с символическими изображениями
Учитель:
Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Давайте рассмотрим наш герб и узнаем какой смысл в нем заложен.
Наш герб представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Орел увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще, поражающий копьем черного,опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток.
Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.
Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство.
Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.
Герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель: Ребята, рассмотрим следующий государственный символ России.
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Красно – сине – белый флаг!
Учитель: А где вы видели российский флаг?
Ответы учащихся.Работа над словом.
Учитель: Давайте обратимся к словарю.
Государственный флаг – это символ свободы, независимости и самостоятельности государства.
У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. Цвет и рисунок каждого флага имеют свое значение.
Показываются флаги некоторых стран – слайд 14, слайд 15, слайд 16, слайд 17, слайд 18, слайд 19, слайд 20.
Показывается слайд 21.
Учитель: Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище.
Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России.
Это государственный флаг нашей Родины, один из
важнейших символов государства.
Рассмотрим изображение государственного флага
Российской Федерации - он представляет собой
прямоугольное полотнище из трех одинаковых по
размеру горизонтальных полос:
верхняя – белого цвета,
средняя – синего,
нижняя – красного.
Учитель: Какие чувства у вас вызывает белый цвет? Синий? Красный?
Ответы учащихся.
Учитель: Для того чтобы понять, что означают цвета нашего флага, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите, о каком цвете в них говорится, и постарайтесь понять, что он означает.
Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)
На выполнение задания учащимся предлагается несколько минут.
Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Как вы смогли расшифровать цвета нашего флага?
Ответы учащихся.
Учитель:
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге -
Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Учитель: У вас есть небольшое задание. Давайте раскрасим флаг в нужные цвета и запомним последовательность цветов флага.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах, международных, спортивных соревнованиях, во время официальных визитов за рубеж главы нашего государства, мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь. Все торжественно, красиво и строго.
Учитель: Как вы думаете, как называется эта песня?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно ребята, это гимн.
Где и когда вы слышали государственный гимн?
Ответы учащихся.Работа над словом.
Гимн
– это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Поэтому словам и музыке гимна предъявляются особые требования.Учитель:
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым, автором многих детских произведений. А каких? Ответы учащихся.В словах гимна звучит идея возрождения, величия и славы России.
Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. У вас на партах есть карточки со словами гимна.
Давайте прочитаем их.
Учащиеся цепочкой читают слова гимна.
Учитель:
Я теперь прошу вас встать и послушать гимн России.4. Итог урока:
Учитель:
Пришло время подвести итог нашего урока.С чем мы сегодня познакомились?
Что нового узнали?
Сегодня мы с вами познакомились с государственной символикой нашей Родины – России, и ее значением. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.