Цель урока: сформировать у учащихся представление о явлении диффузии.
Задачи урока: продолжить формирование у учащихся первоначальных сведений о строении вещества. Познакомить учащихся с опытными обоснованиями молекулярно-кинетической теории с диффузией в организме. Напомнить учащимся о правильном питании, о ведении здорового образа жизни.
Оборудование: интерактивная доска и приспособления (спиртовка, вода, марганец, посуда, освежитель воздуха).
Ход урока
Повторение.
- Какие гипотезы о строении вещества вы знаете?
- Каков состав вещества?
- Что такое молекула?
- Что такое атом?
- Какие примеры о прерывистости вещества вы знаете?
- Почему при нагревании проволоки длина её увеличивается?
- Почему можно размельчить кусочек сахара?
Новый материал:
Учитель – “Ребята, послушайте отрывок из произведения Джерома К. Джерома “Трос в одной лодке”, и, прослушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: “…у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придаёт запах сыра всему её содержимому.
Вы не можете сказать в точности – едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с капустой, или клубнику со сливками. Всё это кажется сыром. Сыр очень уж силён по части благоухания”.
Благодаря какому физическому явлению запах сыра становится “хозяином положения”?
Из предположений и ответов учащихся учитель делает уточнение: Молекулы веществ движутся и проникают между друг другом.
1. Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого.
Диффузия подтверждает хаотическое движение молекул. Определение, напечатанное в учебнике, зачитывает учебник.
Опытные обоснования молекулярно-кинетической теории. |
Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого (подтверждает хаотическое движение молекул). (рис. 1) | Броуновское движение – хаотическое движение взвешенных в жидкости или газе частиц под действием ударов молекул жидкости или газа (“танец” пылинок в солнечном луче). Открыто в 1827 г. англ. ботаником Броуном. (рис. 2) |
На интерактивной доске: картинка броуновского движения.
2. Причина и закономерности явления диффузии:
Причина: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Это утверждение является вторым положением молекулярно-кинетической теории.
Закономерности:
1) Разная скорость диффузии в различных состояниях вещества.
- диффузия в газах. Пример распространения запаха от освежителя воздуха. Вывод: молекулы газов движутся быстро, но распространение не мгновенно, т. к. молекулы вещества движутся среди молекул воздуха, которые тоже непрерывно и хаотически движутся;
- диффузия в жидкостях. Пример с распространением кусочка краски в воде. Время для растворения в стакане с водой больше, чем распространение пахучего вещества в воздухе.
2) Скорость диффузии связана с температурой вещества.
Опыт: крупинки краски опускаем в одинаковые объёмы воды с горячей и холодной водой.
Какой вывод из наблюдения за протекающими процессами можно сделать?
3. Диффузия в природе.
Диффузные процессы и обмен веществ между организмом и средой. Питание. Дыхание.
III. Закрепление и повторение материала урока.
- Дайте определение явления диффузия.
- В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла быстрей?
- Почему мы, находясь в комнате, через некоторое время чувствуем запах дыма, если возле дома жгли листья?
- В каком случае эффект воздействия лекарств одного назначения лучше: таблетками или каплями?
- Почему нельзя во время стирки белья класть рядом белое и цветное бельё?
- За счёт какого явления попадают питательные вещества из земли в растение?
- Объясните опыт: В стакане ввели пористый цилиндр по диффузии, соединённый с правым коленом жидкостного манометра. Давление слева по отметкам манометра увеличивается после того, как убирают стаканы давление слева и справа выравнивается. (рис. 3)
- Как можно объяснить следующий эксперимент? (рис. 4)
- Почему со временем листочки бумаги окрасятся?
IV. Кратковременная с/р.
V. Домашнее задание.
Задания по вариантам (вариант 1, вариант 2)
VI. Итог урока.