Разработка урока по физике в 7-м классе по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах"

Разделы: Физика


Цель урока: сформировать у учащихся представление о явлении диффузии.

Задачи урока: продолжить формирование у учащихся первоначальных сведений о строении вещества. Познакомить учащихся с опытными обоснованиями молекулярно-кинетической теории с диффузией в организме. Напомнить учащимся о правильном питании, о ведении здорового образа жизни.

Оборудование: интерактивная доска и приспособления (спиртовка, вода, марганец, посуда, освежитель воздуха).

Ход урока

Повторение.

  1. Какие гипотезы о строении вещества вы знаете?
  2. Каков состав вещества?
  3. Что такое молекула?
  4. Что такое атом?
  5. Какие примеры о прерывистости вещества вы знаете?
  6. Почему при нагревании проволоки длина её увеличивается?
  7. Почему можно размельчить кусочек сахара?

Новый материал:

Учитель – “Ребята, послушайте отрывок из произведения Джерома К. Джерома “Трос в одной лодке”, и, прослушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос.

Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: “…у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придаёт запах сыра всему её содержимому.

Вы не можете сказать в точности – едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с капустой, или клубнику со сливками. Всё это кажется сыром. Сыр очень уж силён по части благоухания”.

Благодаря какому физическому явлению запах сыра становится “хозяином положения”?

Из предположений и ответов учащихся учитель делает уточнение: Молекулы веществ движутся и проникают между друг другом.

1. Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого.

Диффузия подтверждает хаотическое движение молекул. Определение, напечатанное в учебнике, зачитывает учебник.

Опытные обоснования молекулярно-кинетической теории.
Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого (подтверждает хаотическое движение молекул). (рис. 1) Броуновское движение – хаотическое движение взвешенных в жидкости или газе частиц под действием ударов молекул жидкости или газа (“танец” пылинок в солнечном луче). Открыто в 1827 г. англ. ботаником Броуном. (рис. 2)

На интерактивной доске: картинка броуновского движения.

2. Причина и закономерности явления диффузии:

Причина: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении. Это утверждение является вторым положением молекулярно-кинетической теории.

Закономерности:

1) Разная скорость диффузии в различных состояниях вещества.

  • диффузия в газах. Пример распространения запаха от освежителя воздуха. Вывод: молекулы газов движутся быстро, но распространение не мгновенно, т. к. молекулы вещества движутся среди молекул воздуха, которые тоже непрерывно и хаотически движутся;
  • диффузия в жидкостях. Пример с распространением кусочка краски в воде. Время для растворения в стакане с водой больше, чем распространение пахучего вещества в воздухе.

2) Скорость диффузии связана с температурой вещества.

Опыт: крупинки краски опускаем в одинаковые объёмы воды с горячей и холодной водой.

Какой вывод из наблюдения за протекающими процессами можно сделать?

3. Диффузия в природе.

Диффузные процессы и обмен веществ между организмом и средой. Питание. Дыхание.

III. Закрепление и повторение материала урока.

  1. Дайте определение явления диффузия.
  2. В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла быстрей?
  3. Почему мы, находясь в комнате, через некоторое время чувствуем запах дыма, если возле дома жгли листья?
  4. В каком случае эффект воздействия лекарств одного назначения лучше: таблетками или каплями?
  5. Почему нельзя во время стирки белья класть рядом белое и цветное бельё?
  6. За счёт какого явления попадают питательные вещества из земли в растение?
  7. Объясните опыт: В стакане ввели пористый цилиндр по диффузии, соединённый с правым коленом жидкостного манометра. Давление слева по отметкам манометра увеличивается после того, как убирают стаканы давление слева и справа выравнивается. (рис. 3)
  8. Как можно объяснить следующий эксперимент? (рис. 4)
  9. Почему со временем листочки бумаги окрасятся?

IV. Кратковременная с/р.

V. Домашнее задание.

Задания по вариантам (вариант 1, вариант 2)

VI. Итог урока.