Цели:
- Создать условия для знакомства учащихся с особенностями написания окончаний существительных в дательном падеже;
- Формировать навык правописания безударных окончаний существительных, умение распознавать склонение и падеж существительных;
- Развивать умение сравнивать; Воспитывать взаимопомощь.
Ход урока
Разминка для рук:
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
Минутка чистописания:
- Прочитайте показ (Александр Сергеевич Пушкин). Сегодня мы будем еще раз обращаться к творчеству русского сказочника, поэта А.С. Пушкина. Слайд 1. (Приложение 1)
Подготовка к восприятию новой темы.
Работа в группе с карточками:
Подпишите в тексте падеж и склонение выделенных существительных:
“А.С. Пушкин входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой с ее лукоморьем, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.
Если осталось время:
- Объясните написание запятых в предложении;
- Подумайте, являются ли слова лукоморье и лукавый однокоренными?
- Выберите из предложения имена существительные к схеме?
Игра “Кто больше?”
- Какую большую тему мы изучаем? (Написание падежных окончаний имен существительных) Расскажите, что вы уже знаете? Победит та группа, которая сможет большее других рассказать о падежах, предлогах, о безударных окончаниях существительных.
Подведение итогов.
Целеполагание.
- Сформулируйте тему урока. (Следующий падеж, безударные окончания которого мы будем изучать – дательный.) Слайд 2
- Сформулируйте цели урока (работа в группе, результаты зачитываются).
Работа в группах над темой урока.
- Спишите словосочетания, вставьте окончания, определите падеж и склонение существительных:
1 группа – “Приближался (к чему?) к вод.., к речк… .
Обрадовался (чему?) лис…, тетк… .”
2 группа – “Идет (к чему?) к стол…, к мор… .
Обратился (к кому?) к петушк…, к кон… .”
3 группа – “Дивятся (чему?) печ…, совест… .
Подощел (к кому?) к матер…, к дочер… .”
- Итак, в каком падеже ваши существительные? (в дательном)
- В каком склонении? (1 группа – 1 склонение, 2 группа – 2 склонение, 3 группа – 3 склонение)
- Сделайте вывод о написании безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.
По ходу работы заполняется таблица. Слайд 3.
Физкультминутка:
-Доскажите словечко, определите падеж существительного. Если существительное в винительном падеже - три хлопка над головой. Если в родительном падеже – пять наклонов вперед. Если существительное в дательном падеже – присесть.
1). А водитель спозаранку
Крутит круглую … (баранку).2). Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).3). Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно… (грачей).4). А потом за бороду
Вели козла по… (городу).5).И вспомнили про булки
Когда пришли с …(прогулки).6). Достал мешок костей
И пригласил … (гостей).7). Столько заноз не видал я ни разу,
Нет, не завидую я… (дикобразу).8). И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по…(животикам).9). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по…(лужам).10). Молодчина эта Лина,
Лепит все из … (пластилина).11). Два могучих крыла
У хозяина … (орла).12). На болоте нет дорог.
Я по … скок да скок! (кочкам)
Закрепление знаний.
Работа в группе. Списать словосочетания, вставить окончания существительных, определить падеж:
Поклонись рыбк…, воротился к ноч…, тужит по дочер…, ведет к матушк…, молвит царевич…, пристают к застав… .
Для тех, кто справился с заданием, предлагаются тесты:
С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?
1). – а, - я 2). – о, - е 3). с мягким знаком на конце.
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, нужно найти:
1). Род 2). Падеж 3). Склонение
Проверка – Слайд 4.
Проверка знаний. Запись предложений под диктовку:
“Воротился старик ко старухе. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали. Слушай: платить обещали черти мне оброк до самой моей смерти. Петушок вспорхнул со спицы, к колеснице полетел. Позвала к себе Чернавку и наказывает ей, сенной девушке своей.”
Проверка – сверка со слайдом. Слайд 5.
Самостоятельная творческая работа. Слайд 6.
- Дополните предложения, напишите. Найдите существительные в дательном падеже.
Рефлексия.
- Прочитайте цели урока. Обсудите в группе, достигли ли вы их?
- Выберите нужное: - на уроке я все понял
- на уроке я не всегда все понимал
- мне помогал товарищ
- я помогал товарищу