Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонений в дательном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для знакомства учащихся с особенностями написания окончаний существительных в дательном падеже;
  • Формировать навык правописания безударных окончаний существительных, умение распознавать склонение и падеж существительных;
  • Развивать умение сравнивать; Воспитывать взаимопомощь.

Ход урока

Разминка для рук:

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

Минутка чистописания:

- Прочитайте показ (Александр Сергеевич Пушкин). Сегодня мы будем еще раз обращаться к творчеству русского сказочника, поэта А.С. Пушкина. Слайд 1. (Приложение 1)

Подготовка к восприятию новой темы.

Работа в группе с карточками:

Подпишите в тексте падеж и склонение выделенных существительных:

“А.С. Пушкин входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой с ее лукоморьем, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.

Если осталось время:

  • Объясните написание запятых в предложении;
  • Подумайте, являются ли слова лукоморье и лукавый однокоренными?
  • Выберите из предложения имена существительные к схеме?

Игра “Кто больше?”

- Какую большую тему мы изучаем? (Написание падежных окончаний имен существительных) Расскажите, что вы уже знаете? Победит та группа, которая сможет большее других рассказать о падежах, предлогах, о безударных окончаниях существительных.

Подведение итогов.

Целеполагание.

- Сформулируйте тему урока. (Следующий падеж, безударные окончания которого мы будем изучать – дательный.) Слайд 2

- Сформулируйте цели урока (работа в группе, результаты зачитываются).

Работа в группах над темой урока.

- Спишите словосочетания, вставьте окончания, определите падеж и склонение существительных:

1 группа – “Приближался (к чему?) к вод.., к речк… .

Обрадовался (чему?) лис…, тетк… .”

2 группа – “Идет (к чему?) к стол…, к мор… .

Обратился (к кому?) к петушк…, к кон… .”

3 группа – “Дивятся (чему?) печ…, совест… .

Подощел (к кому?) к матер…, к дочер… .”

- Итак, в каком падеже ваши существительные? (в дательном)

- В каком склонении? (1 группа – 1 склонение, 2 группа – 2 склонение, 3 группа – 3 склонение)

- Сделайте вывод о написании безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.

По ходу работы заполняется таблица. Слайд 3.

Физкультминутка:

-Доскажите словечко, определите падеж существительного. Если существительное в винительном падеже - три хлопка над головой. Если в родительном падеже – пять наклонов вперед. Если существительное в дательном падеже – присесть.

1). А водитель спозаранку
Крутит круглую … (баранку).

2). Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).

3). Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно… (грачей).

4). А потом за бороду
Вели козла по… (городу).

5).И вспомнили про булки
Когда пришли с …(прогулки).

6). Достал мешок костей
И пригласил … (гостей).

7). Столько заноз не видал я ни разу,
Нет, не завидую я… (дикобразу).

8). И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по…(животикам).

9). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по…(лужам).

10). Молодчина эта Лина,
Лепит все из … (пластилина).

11). Два могучих крыла
У хозяина … (орла).

12). На болоте нет дорог.
Я по … скок да скок! (кочкам)

Закрепление знаний.

Работа в группе. Списать словосочетания, вставить окончания существительных, определить падеж:

Поклонись рыбк…, воротился к ноч…, тужит по дочер…, ведет к матушк…, молвит царевич…, пристают к застав… .

Для тех, кто справился с заданием, предлагаются тесты:

С какими окончаниями имена существительные женского и мужского рода относятся к первому склонению?

1). – а, - я 2). – о, - е 3). с мягким знаком на конце.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, нужно найти:

1). Род 2). Падеж 3). Склонение

Проверка – Слайд 4.

Проверка знаний. Запись предложений под диктовку:

“Воротился старик ко старухе. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали. Слушай: платить обещали черти мне оброк до самой моей смерти. Петушок вспорхнул со спицы, к колеснице полетел. Позвала к себе Чернавку и наказывает ей, сенной девушке своей.”

Проверка – сверка со слайдом. Слайд 5.

Самостоятельная творческая работа. Слайд 6.

- Дополните предложения, напишите. Найдите существительные в дательном падеже.

Рефлексия.

- Прочитайте цели урока. Обсудите в группе, достигли ли вы их?

- Выберите нужное: - на уроке я все понял

  • на уроке я не всегда все понимал
  • мне помогал товарищ
  • я помогал товарищу