Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления состава числа 9.
Цели по содержанию:
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: доска, карточки-примеры, задания мачехи, карточки для самостоятельной работы, таблица сложения, награды – “туфелька” .
Ход урока.
Оргмомент.
Встали красиво. Очень тихо сели.
Проверим готовность к уроку:
- учебник;
- ручка;
- тетрадь;
- карточка.
II. Целеполагание и мотивация.
-Назовите числа, состав которых мы изучили?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
Мы будем изучать состав числа 9. На уроке вы будете не только учениками, но и волшебниками. Волшебники бывают в сказке. Хотите в сказку?
Закройте глазки (звучит фонограмма песни “Золушка”).
По волшебной тропинке, проходящей через лес, мы достигаем сказочного царства, где нас встречает сама героиня (учитель достаёт куклу).
Кто моет полы u одежду стирает,
И трудится кто от зари до зари,
A на балу башмачок свой теряет
Своей красотой всех гостей удивив?
-Как зовут эту героиню?
-За что Золушку так прозвали?
Золушка встревожена. Ей хочется на королевский бал, a злая мачеха приказала бедняжке ( учитель прикрепляет к магнитной доске задания Мачехи):
- пересчитать в саду фрукты,
- собрать и разложить их по корзинкам,
- прополоть огород,
- перебрать изюм,
- заготовить продукты, богатые витаминами.
Ребята, поможем Золушке c помощью волшебства?
Встали на ножки, подняли правую руку, повернулись три раза в правую сторону.
III. Aктyaлизaция.
Будьте внимательны, нe подведите Зoлyшкy!
1.Весёлые задачи.
“Пересчитайте в саду все фрукты”.
Сколько яблок y ребят
Солнышком в руках горят!
У Наташи и y Томы,
У Серёжи и y Ромы.
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
A сколько груш осталось?
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три c кислинкой. Сколько их?
На тарелочке семь слив
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?
2.Работа в группах.
“Собрать и разложить фрукты по корзинкам”.
Каждый ряд получает набор карточек с примерами:
8-1
4+3
8-2
5+3
7-1
6+2
Первый ряд выбирает примеры со значением 6, второй – со значением 7, третий – со значением 8. <Рисунок 1>
8-2 | 8-1 | 6+2 |
7-1 | 4+3 | 5+3 |
-Что общего в записях трёх столбиков?
-Как можно разбить все примеры на две группы?
-Назовите суммы.
6+2
5+3
4+3
-Что общего у всех сумм? (второе слагаемое меньше первого)
Молодцы! Золушка улыбается и даже мне шепнула на ушко, что она вас обязательно отблагодарит. И правда, в кармашке её передника что-то лежит.
IV. Изучение нового материала.
- A какое задание мачехи было следующим? (прополоть огород)
Открываем учебник на странице 28, нашли №64, читаем задание. Сравни записи. Что общего между ними? (это суммы, их значение равно 9, это состав числа 9).
Прочитайте суммы по-разному.
Что должны помнить при записи равенств в тетрадь? Какие равенства легче запомнить?
(учитель показывает таблицу состава числа 9).
V. Физкультминутка.
У Золушки устала спинка. Прогнулись назад, выпрямились, подавили спинку руками, потянулись.
Пора и “изюм перебирать”!
Осмысление материала.
Вам предлагаются примеры с окошечками. Вставьте подходящее число и докажите его выбор.
5 + * = 9
* + 3 = 9
1 + * = 9
Бал начнётся совсем скоро, а работа всё ещё не закончена (читают последнее задание мачехи – “заготовить продукты, богатые витаминами”).
Закрепление учебного материала.
(Работа в парах.)
Перед вами лежит карточка. На ней три вопроса. Чтобы правильно ответить на вопрос, нужно сосчитать. Значение выражения будет соответствовать ответу на вопрос.
В каких продуктах содержится витамин А?
8. молоко | |
9. морковь | 3 + 4 + 2 = |
7. рыба |
Нужен для красивой кожи, хорошего зрения.
В каком продукте больше, чем в других содержится витамин С?
5. лимон | |
4. капуста | 9 – 1 – 4 = |
6. яблоко |
Надёжный союзник в борьбе с инфекциями.
В каких продуктах содержится витамин Д?
6. творог | |
7. рыба | 4 + 5 – 2 = |
8. сыр |
Необходим для формирования крепких костей и зубов.
Самостоятельная работа в группах.
Проверка результатов самостоятельной работы.
Рефлексия.
Вы настоящие волшебники. С помощью вас Золушка справилась с заданиями Мачехи и даже успела на королевский бал (учитель сбрасывает рабочую одежду Золушки).
Ребята, а вам понравилось помогать Золушке? А что интересного вы взяли для себя с урока?
Из передничка Золушки учитель раздаёт детям рисунок туфельки <Рисунок2>.