Все чаще люди задумываются над многими сложными проблемами, в том числе над одной из главных, связанной с развивающимся экологическим кризисом. Используя почти все элементы природной среды, преобразуя растительный и животный мир, ландшафт, почву, состав, состояние атмосферы и климат больших регионов, человек оказывает все возрастающее влияние на естественные процессы и явления.
Сегодня мы начинаем понимать, что окружающая среда является самой важной общечеловеческой ценностью.
Вместе с загазованным и запыленным воздухом, грязными водами близлежащей речки, кислотными дождями и снегом, некачественными продуктами питания и питьевой водой, скудностью зеленой растительности экологические проблемы пришли на порог нашего дома, в наш быт.
Оказывается, каждый из нас, не выходя из собственного дома, может охранять природу. Для этого совсем не обязательно сажать деревья, делать скворечники и кормушки. Охрана природы, не выходя из дома – это экономия воды, уменьшение ее загрязнения, использование аэрозолей без озоноразрушающих веществ, уменьшение расхода энергии.
Нужно знать эти и другие проблемы, а также научиться бороться с негативными проявлениями экологии в быту. Для этого необходимо многократно увеличить экологическую информацию, пропаганду и образование. С этой целью и была создана данная программа, которая охватывает лишь часть практического изучения целого спектра экологических проблем в быту. Все содержание курса выводит на первый план проблему личной ответственности каждого из нас перед природой: Какова моя роль в создании и решении экологических проблем? Что я должен и могу сделать для их решения?
Главное место в программе занимают проблемы экобезопасности. Учащиеся осваивают способы уменьшения отрицательного влияния загрязненной среды обитания на состояние здоровья всех членов семьи. Где хранить и как следует использовать препараты бытовой химии? Как уменьшить поступление тяжелых металлов, нитратов и пестицидов в наш организм в составе продуктов питания? Как следует обращаться с токсичными бытовыми отходами? И многое другое…
Внедрение программы позволяет решить ряд задач:
- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем;
- обучать учащихся способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на среду обитания;
- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;
- задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических проблем;
- развивать умения учащихся по выполнению проектов и исследовательских работ.
Программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 12 часов. Продолжительность курса может быть изменена в зависимости от глубины и объема решения тех или иных задач курса, от уровня интереса учащихся и т.д.
Формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными: беседа, лекция, разъяснение, проблемные ситуации, тест, самостоятельная работа, работа в группах, викторина, проект, ролевая игра, исследовательские проекты, практическая работа.
На итоговом занятии учащиеся должны представить проект “Квартира как экосистема”, учитывая изученный материал. К выполнению проекта учащиеся подходят творчески. По завершению курса каждая группа выступает с защитой своего проекта.
Программа курса включает пять тем, направленных на изучение различных составляющих среды обитания, с которыми мы большей частью сталкиваемся в собственном жилище.
Основная идея, на которой строятся предлагаемые занятия, состоит в том, что экологические проблемы повсеместны, они стоят перед каждым из нас – взрослым и ребенком. Поскольку мы тоже их порождаем, то для их решения все мы должны внести свой посильный вклад.
Конечно, данная проблема многоаспектна, мы выделяем лишь некоторые направления ее изучения.
Содержание программы
1. Экология в нашем доме.
Экология как наука. Понятие среды обитания. Среда жизни современного человека (материальная, социальная и их элементы). Факторы жилой среды. Воздействие на человека каждого из этих факторов. (Приложение 1, рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4)
Практическая работа:
- тест “Домашняя экология”
2. Квартира как экосистема.
Экосистема, в которой мы живем. Составляющие экосистемы квартиры (продуценты, консументы, редуценты). Отчего зависит качество жилища. Источники загрязнения среды в доме. Компьютер и наше здоровье. Отделочные материалы и экология. Качество строительных товаров.
Практическая работа:
- работа по схемам
- работа в малых группах с отделочным материалом
- конкурс на создание проекта “Квартира как экосистема” (критерии оценки)
3.Основные загрязнители домашней среды.
Виды загрязнений. Бактериологическое загрязнение воздуха в помещении.Рекомендации по снижению загрязнений. Вещества и факторы, вызывающие различные группы заболеваний. Опасные для здоровья органические вещества. Полимерные материалы. Спецотходы у нас дома. Как уберечь себя от свинцовой опасности. Стоит ли убирать пыль? Пылевые клещи: опасность для экологии дома. Использование препаратов бытовой химии и рекомендации по их замене.
Практическая работа:
- работа в малых группах: Моя идеальная комната.
4. Вечнозеленые кондиционеры. Домашние питомцы.
Санитарно – гигиеническая роль растений. Озеленение – как способ повышения комфортности визуальной среды. Аквариум мечты.
Какие заболевания могут быть вызваны домашними животными?
Цвет вашего дома. Влияние цвета на самочувствие и здоровье человека.
Практическая работа:
- подбор комнатных растений
- подбор цветовой гаммы квартиры
5. Мой дом – моя крепость.
Экологическая маркировка. Основные группы знаков на упаковках.
Практическая работа:
- срез знаний с помощью викторины
- рассматривание упаковок от различных продуктов
- защита проекта “Квартира как экосистема”
Учебно-тематический план
№ п/п | тема занятия | форма проведения занятия | количество часов |
1. | Экология в нашем доме | тест, беседа, объяснение | 2 |
2. | Квартира как экосистема | работа в группах, беседа | 2 |
3. | Основные загрязнители домашней среды | работа в группах, лекция, беседа | 4 |
4. | Живые кондиционеры. Домашние питомцы. | самостоятельная работа, работа по карточкам, рассказ | 2 |
5. | Мой дом - моя крепость | викторина, беседа, защита проекта | 2 |
Итого | 12 |
Рекомендуемая литература
- Акимова Т.А., Хаскин В.В. учебник Экология, М.: издательское объединение “ЮНИТИ”, 1999.
- Ицкова А.И. Наш быт глазами врача, М.: Медицина, 1991.
- Кливенская Т.М. Цветы в интерьере. М.: Агропромиздат, 1990.
- Капранова Н.Н. Комнатные цветы в интерьере. Изд-во Московского университета, 1989.
- Коростелев Н.Б. Охрана природы – охрана здоровья. М.: Медицина, 1983.
- Лобанова З.М. Экология и защита биосферы, часть1. Барнаул, 2002.
- Юдин А.М. Быт и экология, подписная научно-популярная серия. М.: изд-во Знание, №5, 1990.
- Биология в школе, журнал №1,5 2003; №1,3 2002.
- Наука и жизнь, журнал №12 2003, с 134.
- Муниципальная власть, журнал №4 2002, с 94.
- Основы Безопасности Жизнедеятельности, журнал № 10 2003, с 10
- Природа Кулунды, газета №9-10 1998 с 19, №9 2000 с 12.
- Я познаю мир: Растения: Дет. энцикл./авт.-сост. Чижевский Е.И., М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004.
- Я познаю мир: Экология: Дет. энцикл./авт.-сост. Багрова А.А., М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.