“…каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли”. А. С. Макаренко “О воспитании в семье”.
Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Ведь игра всегда предполагает решение - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если это ещё и игра на иностранном языке?..
Проекты - особый вид организации игр. Кроссворд - проект является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка.
“Кроссворды: это интересно?”
Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов). Крестословица- самая распространённая в мире игра со словами.
Кроссворды стали популярны в начале 20 века. На звание родины кроссвордов претендуют Великобритания, США и ЮАР. Первый кроссворд на русском языке составлен писателем В.В.Набоковым и опубликован в приложении "Наш мир" к газете "Руль" в феврале 1925 года в Берлине. Считается, что в России впервые кроссворд появился в журнале “Огонёк” в 1929 году.
Разгадывание кроссвордов - дело увлекательное и полезное. Почему бы не заняться этим на уроках!? Ведь повторять пройденный материал, отгадывая кроссворд, гораздо интереснее.
Применение технологии кроссворда в пополнении словарного запаса при изучении иностранных языков перспективно. Например, при изучении английского языка на ранней стадии, обучаемому предлагается кроссворд, содержащий английские слова с русскими комментариями (заданиями). В дальнейшем, может быть предложен и целиком иноязычный кроссворд.
А если делать это с помощью компьютера, то интерес возрастает многократно. А учитель получает своеобразную тестовую программу в виде кроссворда.
Просто ли составить кроссворд? Каковы критерии правильного составления кроссворда? Как кроссворды активизируют мыслительную деятельность учащихся? Давайте попробуем разобраться.
Ученицы 8м класса Шехурдина Наталья и Шулепова Ольга являются авторами нескольких проектов-кроссвордов, а поэтому знают, что не так - то просто составить интересный, занимательный и содержательный кроссворд.
В феврале 2007 года Наталья и Ольга совместно со мной, разработали урок и провели этот урок на английском языке в 9 гуманитарном классе по теме “Тебе нравится разгадывать кроссворды?”, целью которого было обучение новому виду учебной деятельности (составлению кроссвордов) и впоследствии, создание пособия для учащихся 9 классов “Кроссворды: это интересно?” по темам: “Чтение”, “Здоровье”, “Музыка”, “Спорт”, “День Святого Валентина”.
Lesson plan
From: Pavlova Lyubov V., Shekhyrdina Natalya, Shulepova Olga.
Grammar School, Syktyvkar, Komi Republic, pavel6466@yandex.ru
Target Age: form 8 or 9
Time: 30-40 min.
Title of the lesson: Do you enjoy solving crosswords?
Purpose: To build the ability of making crosswords.
Objectives:
Students will be able to use English to discuss the topic.
Students will be able to express their thoughts and needs individually and in groups.
Students will be able to analyze and synthesize, to summarize different ideas and beliefs.
Students will be able to create crossword criteria and its evaluation range.
Students will be expected to be ready to create their own crosswords on the chosen topics to do them at the lessons in different classes.
Procedure:
Greeting. Activating short discussion.
Teacher (Natasha/Olga): Are there many exercises in Activity Books, Pupil’s Books or Readers by Kuzovlev V.P.?
What are they?
Pupils look through their books brainstorming activities (in groups).
The result of their brainstorming could be presented on the blackboard in the form of a word-web or in the form of a table.
Readers | Activity Books | Students’ Books |
|
|
|
T.: What is the most interesting task? Do you like solving crosswords? Why is it fun to do them? (Possible answers: They help to learn new facts and information, help to memorize new words, develop memory and intellect, and increase mental abilities…)
T.: Are there any (many) crosswords in your books?
Pupils look for crosswords in their student’s books.
Pupils: In the 8th form books there are some crosswords (Kuzovlev V.P.-8: AB: p. 22 ex.8, p.35 ex.2, p.52 ex.2, 60 ex. 13, SB: p.70 ex. 1.) but in the 9th form books there are no crosswords at all.
T.: Let’s make some crosswords for you and for the future 8th or 9th grade students.
T.: It’s not an easy matter to make a crossword, is it? (The teacher distributes some readymade crosswords or it is possible to use one of the crosswords from the Pupil’s or Activity Books or Readers).
T.: Look at the crossword and state what it is necessary to invent a correct and interesting crossword. Let’s write a list of crossword criteria.
Pupils suggest different criteria. For example:
- Volume, enough number of words on a certain topic (depends on the level and class the task is being prepared for) -2 points
- Design -2 points
- Shape and type (round, square, crossed lines etc., / a crossword, a puzzle, a fillword, a chainword etc. – 1 point
- Way of presentation (computer , printed, in handwriting) – 1 point
- Tasks (all the definitions should be of the same type) -2 points
- Informative accuracy , true facts, -1 point
- Spelling accuracy – 2 points
- Translation accuracy – 2 points
- Sources of information (the Internet, magazines, books, dictionaries, etc.) – 2 points
- Class and name of the pupil the crossword is made by - 1 point
- Keys - 2 points
…
*Some other criteria are possible. It depends on the type of the crossword.
Teacher can suggest analyzing any crossword according to the criteria to understand them better.
Teacher and pupils decide on the crossword evaluation range:
For example: So, if there are criteria it is possible to create an evaluation range.
That’s why Natasha and Olya together with the 9- form students decided on the following crossword evaluation range. For example: each criterion gets 2 points. So, 18-16 points are an “excellent” mark, 15,5-14 points are a “good” mark, 13,5 – 10 points are a “satisfactory” mark. All the minimum points should be important and enough for a crossword to exist and to be solved.
Home work: In two lessons students will be expected to be ready with their own crosswords on the chosen topics.
It is always nice if you can teach others to do something interesting, if you have a desire to share your own experience with them.
“Yes, it was difficult but at the same time it was interesting and exiting to conduct the lesson and teach the pupils,” Natasha and Olga said.
Цель технологии кроссворда.
- Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.
- Результат- активизация мыслительной деятельности учащихся.
Основные идеи технологии кроссворда.
- Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.
- Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.
- Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.
Структурные компоненты технологии кроссворда.
- учебно-познавательный интерес (мотивация)
- целеполагание
- учебные действия
- контрольно-оценочная деятельность
- рефлексия
- Мотивация
Факторы, которые стимулируют интерес учащихся к выполнению того или иного проектного задания, следующие:
- эго-фактор, который предполагает возможность для учащихся говорить о своих планах, идеях, взглядах
- фактор удовольствия
- фактор вариативности и разнообразия
- фактор проблемности
- фактор новизны.
Вижу цель, верю в себя...
Целеполагание – это знание и умение планировать свои действия, ставить промежуточные цели, выстраивать алгоритм своих будущих действий.
На этапе целеполагания при проектировании кроссворда решаем ряд теоретических вопросов:
- Что такое кроссворд?
- Какова классификация кроссвордов?
- Какие виды кроссвордов известны?
- Каковы составные части кроссворда?
Теория кроссворда.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. (Толковый словарь. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 2002).
Классификация кроссвордов.
- по форме: кроссворд-прямоугольник, квадрат; кроссворд-ромб; кроссворд-треугольник; круглый (циклический) кроссворд; сотовый кроссворд; фигурный кроссворд; диагональный кроссворд и т.д.
- по расположению: симметричные, асимметричными; с вольным расположением слов и др.
- по содержанию: тематические, юмористическими,
учебные, числовые.
по названию страны: скандинавские, венгерские, английские, немецкие, американские, эстонские, итальянские.
Виды кроссвордов.
Классический кроссворд
Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали.
Рисунок 1
Сканворд
Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках не занятых буквами. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика.
Рисунок 2
Эстонский кроссворд (с перегородками)
Слова в этом кроссворде разделены не блоками, а
утолщенными сторонами клеток, в которых
расположены буквы. Данные кроссворды выглядят
очень плотными.
Эстонский кроссворд отличается от обычного тем,
что в нем слова могут отделяться перегородками.
Рисунок 3
Кейворд
Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово.
Рисунок 4
Крисс-кросс
Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.
Рисунок 5
Филлворд
Рисунок 6
Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка.
Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз. Немецкий тип предполагает расположение слов по прямой линии в любом направлении, при этом одна буква может использоваться несколько раз.
Составные части кроссворда.
1. Фигура кроссворда, сетка, рисунок кроссворда.
Наличие рисунков, фотографий, орнамента,
рекламного текста, украшающих внешний вид
кроссворда, или выполняющие иные задачи.
2. Позиции слов в виде цифр. Этот номер может быть
общим как для слова по горизонтали, так и для
слова по вертикали, по дугам, по окружностям.
3. Затемненные клетки, предназначенные для
разделения слов. Техника и приемы затемнения:
орнаменты, косая штриховка, “снежинки”,
“сердечки” и т. д. Такие клетки дают понять:
"Здесь буквы нет!"
4. Условия кроссворда состоят из номеров позиций
кроссворда с их толкованием.
Составление условий (толкований) кроссворда
- Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
- Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
- В-третьих, просмотрите словари: возможно, в
одном из них и окажется наилучшее определение. В
определениях не должно быть однокоренных слов.
Например:
Условие (толкование) для слова “яблоко”
- И антоновка, и папировка.
- Плод иркутской ранетки по своей сути.
- "Фруктовая" характеристика того, кто унаследовал от родителей дурные наклонности.
- Адамов "плод", в который врачи превратили кадык.
- "Фрукт", прикрываемый веком.
- "Фрукт", способный вписаться в конскую масть.
- Каждый из плодов, оставлявшихся на мостовой гужевым транспортом
- Кисло-сладкий плод, применяемый для характеристики предельной тесноты.
- Плод, которого повар заставляет украшать жареного гуся.
- "Плодово-ягодная" причина Троянской войны.
- То, что должно упасть на голову, чтобы умный человек открыл Закон всемирного тяготения, а дурак - заматерился.
- "Команда" Григория Явлинского.
- Мишень, требующая стрелы Вильгельма Телля.
- Фрукт, присутствующий в названии оперы Антонио Чести "Золотое :".
- Роман М. Слуцкиса называется "Адамово :" - предположите, что необходимо вставить взамен многоточия.
- Приз "Золотое :", которым в 1983 г. награжден единственный из российских городов - Суздаль. Пропущенное слово.
- Что сумел извлечь из лона чешский поэт Ярослав Сейферт, оригинально назвавший свой сборник стихов.
- Помидор, растущий на дереве. (имеется в виду, что "помидор" происходит от французского "pomme" и буквально означает "золотое яблоко").
- Фрукт, давший свое имя губной помаде. (см примечание к предыдущему определению).
- Плод дерева кэшью.
- Картофель некогда называли "земляное :" - пропущенное слово.
- Плод, разрушивший любовь византийского императора Феодосия II и его красавицы-жены Афинаиды.
- Фрукт, с помощью которого Змей-искуситель создал прецедент греха.
- Каждое из тех ароматных, которые певец Михаил Муромов "разбросал" на снегу, прежде, чем кануть в безвестность.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
При проектировании кроссворда важно также решить:
- какая будет цель проекта-кроссворда (для проверки знаний по теме у учащихся другой группы класса: итоговый/промежуточный; для создания приложения к учебнику, для использования в качестве дидактического материала, др.);
- как будет организована работа над созданием кроссворда (индивидуально, в парах, в группах, совместная);
- при необходимости, определяются функциональные роли учащихся: “грамматист”, “лингвист”, “переводчик”, редактор, оформитель, “корректор” и др.
- какова длительность работы над проектом (например: 2-3 урока);
- какой план деятельности по составлению кроссворда (что первое, второе, третье и т.д.);
- какие средства будут необходимы (учебник, толковый словарь, лингвистический словарь, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.п.);
- какие критерии необходимо учитывать при оценивании проекта-кроссворда;
- в какой форме будет проходить защита проекта;
- как будем использовать проект в дальнейшем и др.
Планирование деятельности по составлению кроссворда.
- Определить, с какой целью составляется кроссворд.
- Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.
- Просмотреть и выбрать вид кроссворда.
- Продумать составные части кроссворда.
- Изучить дополнительный материал по теме.
- Продумать критерии оценивания.
- Составить список слов раздельно по направлениям.
- Написать условия (текст) кроссворда.
- Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.
- Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.
- Оформить готовый кроссворд.
- Продумать защиту проекта-кроссворда.
Критерии составления проектов-кроссвордов и нормы их оценивания.
- Объём, количество слов (зависит от уровня класса, для которого составляется кроссворд)- 2 балла
- Аккуратность оформления- 2 балла
- Форма, тип кроссворда- 1 балл
- Способ презентации (письменный вариант, печатный вариант, электронная презентация) - 1 балл
- Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны)- 2балла
- Информативная точность и достоверность фактов- 1балл
- Орфографическая правильность- 2 балла
- Точность перевода (если это кроссворд на перевод)- 2 балла
- Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.)- 2 балла
- Имя ученика, выполнившего кроссворд- 1балл
- Ключи к кроссворду- 2 балла
*(возможны дополнительные критерии в зависимости от формы кроссворда)
Нормы оценивания кроссвордов.
- 18 – 16 баллов – оценка “отлично”
- 15,5-14 баллов – оценка “хорошо”
- 13,5 -10 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на оценку “3” позволяет решить кроссворд).
Электронные друзья кроссвордиста.
Специальные программы-помощники кроссвордиста:
- Cross Partner (crosspartner. chat.ru),
- Paseek 2000 (crossworld.nm.ru/Index.html),
- сайт “Помощник кроссвордиста (www.aida.ru/cgi/ch.pl).
- сайт “Кирилл и Мефодий” (www.km.ru/entertaiment/crossword)
- сайт “Кроссворд 2000” (raybinin.newmail.ru/krossword/pro.htm).
Кроссворды On-line!
Интерактивные кроссворды (Java-кроссворды):
- www.sobesednik.ru/crosswords (еженедельник “Собеседник”)
- nauka.relis.ru/54/dir.htm. (журнал “Наука и жизнь”)
- www.privatelife.ru/Krossword.htm (газета “Лучшие кроссворды "Поля чудес"”)
- www.fair.ru/cross (для распечатывания “Ярмарка кроссвордов”)
Разгадывание кроссвордов в Интернете интереснее благодаря интерактивности самого процесса.
Вывод:
Анкетирование учащихся на уроке по вопросу о роли кроссвордов, подчёркивает значимость кроссвордов в процессе обучения иностранным языкам.
Итак, решение кроссвордов, по мнению учащихся, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.
Кроме того, людям нравятся кроссворды, потому что кроссворд:
- бросает вызов читателю посоревноваться,
- выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки,
- удовлетворяет потребность кого-то одолеть,
- это способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы
- это познание мира через догадки,
- это стакан сметаны, которая нормализует процесс обмена веществ,
- это заряд оптимизма,
- это средство по нейтрализации стрессов.
Литература:
- Английский язык. Рабочая тетрадь к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2005, под ред. Кузовлева В.П.
- Английский язык. Рабочая тетрадь к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2005, под ред. Кузовлев В.П.
- Английский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2006, под ред. Кузовлева В.П.
- Английский язык. Книга для чтения к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2005, под ред. Кузовлева В.П.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
- Толковый словарь. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 2002.