Магнитное поле. 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Тип урока

Комбинированный, интегрированный с предметами естественно- научного цикла : география, математика, химия, биология и литература

Цель урока

  1. Развивающая: продолжить формирование умений выделять электромагнитные явления и описывать их физическими величинами и законами.
  2. Обучающая: выяснить прочность и глубину усвоения знаний учащихся по данной теме и закрепить их с учетом использовании интеграционных связей физики с другими предметами.
  3. Воспитывающая: воспитание сознательной дисциплины, развитие умения коллективной работы при выполнении мини лабораторных работ подтверждающих связь электричества с магнетизмом

Ход урока

1) Организационный момент. Звучит гимн Физики.(10 мин)

2) Фронтальный опрос.(10 мин)

3) Повторение и обобщение законов Ампера и Лоренца.(10 мин)

4) Самостоятельная работа.(5 мин)

5) Итог урока (3 мин).

6) Домашнее задание.(2 мин)

Гимн физики

Закон тяготенья великая сила
Ему покорилась вся наша страна
И даже Россия. Не только Россия!
Ему покорилась вся наша земля

Припев:
Славься физика – наука народная
Естественных сил процесс вековой
Древними данная, мудростью создана
Славься же ты! Мы пойдем за тобой!

Законы Ньютона назубок мы все знаем
И Ом от него тоже не отстает
Как ученого Ленца мы почитаем
А Джоуль-то с Ленцем закон издает

Припев:
О, физика ты, что могла, то дала нам
Насытила знаньями наши умы
Пойдем мы с тобой по земле да по странам
Тебя воспевать, так всегда, будем мы!

Ход урока

I. Организационный момент

Повторение основных понятий, физических величин характеризующих магнитное поле проведем в форме фронтального опроса, который будет содержать в себе исторические, научные факты существования магнитного поля.

II. Фронтальный опрос

1. Что представляет собой магнитное поле?

2. Каким свойством обладает магнитное поле?

3. Как называют характеристику магнитного поля?

4. Как можно получить наглядную картинку магнитного поля?

5. Кто впервые доказал взаимосвязь электричества и магнетизма?

6. Кто впервые предположил, что Земля является большим естественным магнитом?

Земля — Большой естественный магнит

(1600 г. Уильям Гильберт - врач английской королевы Елизаветы I; сообщение готовит учащийся)

III. Законы, выражающие связь электричества с магнетизмом

Учитель: мы повторили основные понятия, физические величины характеризующие магнитное поле, а теперь вспомним, обобщим и закрепим законы, которые связывают электричество с магнетизмом

Учитель:

закон Ампера надеюсь не забыли вы!

И что ж вы спрашиваете всё

«кто он такой?»

И что же спрашиваете меня

«он где такой?»

Учитель:

Увидеть вы его не сможете

А вот обнаружить его вы сможете

Он в эксперименте! На столе

Ученик:

Скрылся он в магнитном поле

То притянет, то оттянет

замкнутый проводничек с током

Учитель:

Коль вам выпала такая честь

Может каждый провести эксперимент

Мини лабораторная работа:

Цель: экспериментально обнаружить силу Ампера действующую на проволочный маток с током.

Оборудование: проволочный моток, штатив, источник постоянного тока, ключ, соединительные провода, полосовой магнит

Вывод: на проводник с током действует сила Ампера со стороны магнитного поля

Учитель

Чему все же сила Ампера равна?

Ученик :

Эф Ампера равна бэ на модуль и

Все на дельта ель, на синус альфа

Где альфа- угол между бэ и и.

Учитель

Себя в обиду в этой жизни

Эф Ампера не дала

Действие своё могучее

Сумела проявить

В технических устройствах,

В электродвигателях она.

Ученик:

Сообщение о принципиальном устройстве электроизмерительного прибора, громкоговорителя.

Но знаем мы в магнитном поле

О существовании немаловажной силы

Сила Лоренса – её зовут.

Ведь действует она в отличие

От силы предыдущей

На движущуюся заряженную частицу,

Попавшую в поле магнитное.

Чему же сила Лоренца равна?

Ученик:

Эф Лоренца равна по модулю ку на вэ.

Все на бэ, на синус альфа

Где альфа – угол между бэ и вэ.

Что непонятно вам теперь?

Эф Лоренца

Всё так же как и эф Ампера

Сумела определиться в мире этом

Проникнув в царство телевизионной трубки.

Ученик: подготовил сообщение о проявлении силы Лоренца в телевизионной трубке.

Закон Ампера, Лоренца кричат теоретики

А кто-то кричит о ферромагнетиках

Ученик: сообщение о ферромагнетиках.

IV. Самостоятельная работа

1) Индукция однородного магнитного поля В=0,3 Тл направлена в положительном направлении оси Х. Найдите модуль и направление силы Лоренца, действующей на протон, движущийся в положительном направлении оси Y со скоростью V=5*10?м\с (заряд протона е+=1,6+10 Кл).

2) Прямой проводник длиной 15 см помещен в однородное магнитное поле с индукцией 0,4 Тл , направленной перпендикулярно направлению тока. Сила тока ,протекающего по проводнику ,равна 6 А. Найдите силу Ампера , действующую на проводник.

V. Итог урока

Учитель подводит итог , сообщает , оценки за урок, отмечает наиболее активных учащихся, записывает домашнее задание

VI. Домашнее задание

Индивидуальное (тест для 11 классов миоо , по теме магнитное поле).