Тема:
Итоговый урок по теме "Древняя Греция".Цель:
учить детей обобщать и делать выводы, формулировать умения самостоятельно применять знания в различных ситуациях, требующих творческой деятельности; развивать мышление, речь, интеллект, воспитывать стремление к знаниям, уважение к историческому прошлому.Тип:
обобщение знаний.Оборудование:
карта “Древняя Греция”, иллюстрации, раздаточный материал.Ход урока.
I. Организационный этап.
Слово учителя.
Сегодня мы с вами подведем итоги изучения темы “Древняя Греция” в форме игры. Наш класс разделен на две команды, которые будут соревноваться за звание “Лучшие знатоки истории Древней Греции”. В каждой команде принимают участие 5 учащихся, а остальные дети – это зрители, которые разделяться на две команды болельщиков. Принимая участие в игре, они правильными ответами смогут принести своей команде дополнительные баллы.
За ходом нашей игры будет наблюдать жюри, это старшеклассники – победители олимпиад по истории.
За каждый правильный ответ команды получат по 1 баллу.
И так, игра начинается!
II. Этап всесторонней проверки знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Жюри оценивают приветствие, название команды, эмблему, девиз. (Все перечисленное относится к истории Древней Греции).
2. “Знаешь ли ты даты?”
Команды: “Александрия” и “Акрополь” получают карточки с заданиями.
Карточками №1.
Какое событие произошло в Древней Греции в указанные годы?
Около 1200 год до н.э. – (начало войны Греции против Трои).
594 год до н.э. – (реформы древнегреческого архонта Солона).
480 год до н.э. – (Саламинская битва)
334-325 годы до н.э. – (Поход македонского войска на Восток).
Карточка №2.
VIII-VI века до н.э.
– (эпоха Великой греческой колонизации).776 год до н.э.
– (начало Олимпийских игр).490 год до н.э
. – (Марафонская битва).3) Работа с классом.
(Команды выполняют задания, а болельщики отвечают на вопросы, получая дополнительные баллы своей команде).
Какое событие произошло в Древней Греции в указанные годы?
443 год до н.э. – (Начало правления Перикла в Афинах).
460-399 годы до н.э. – (Годы жизни знаменитого греческого врача Гиппократа).
4) Викторина.
1. В начале II тысячелетия до н.э. один из греческих народов, расселившийся в Балканской Греции, основав многочисленные города-крепости. (Ахейцы).
2. Легендарный великий и мудрый царь, который в далекой древности правил на острове Крит. (Минос).
3. В школе дети учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
О какой школе идет речь: афинской или спартанской? (Афинская).
3. Известный скульптор Греции создавший статую Афины. (Фидий).
4. Этот коварный титан – бог времени, обманом сверг своего отца Урана и воцарился в мире. (Крон).
5. Кому запрещалось присутствовать и принимать участие в Олимпийских играх? (Женщинам).
6. Назовите автора и две его поэмы о войне Греции и Трои. (“Илиада”, “Одиссея”, Гомер).
7. Металлическая палочка для письма и исправления ошибок. (Стиль).
8. Назовите особенности греческого алфавита. (Алфавит состоит из 24 букв, обозначавшие гласные, согласные звуки).
9. Кого называли “отцом истории”. (Геродота).
10. Что в Греции называли “школой для взрослых”? (Театр).
11. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. (Портик).
12. Какой факт доказывает, что греки с уважением относились к Олимпийским играм? (Во время Олимпийских игр запрещались войны).
5) “Исторические деятели”.
Кем были эти люди?
1 команда.
Перикл – (15 лет был стратегом).
Мильтиад – (стратег, нанес поражение Дарию).
Аристотель – (крупнейший ученый Греции).
2 команда.
Солон – (Архонт, провел реформы).
Фемистокл – (знаменитый полководец).
Аспасия – (жена Перикла, одна из самых образованных женщин Эллады).
6) Работа с классом.
Полис – (небольшое самостоятельное государство).
Агора – (главная площадь Афин).
Эллада – (так переселенцы называли Грецию).
7) Конкурс “Олимпийские боги”.
Нарисуй “эмблемы” для греческих богов:
1 команда.
Посейдон.
ghghg hghghgh hghgh |
Дионис
.
ghghg hghghgh hghgh |
2 команда.
Зевс.
ghghg hghghgh hghgh |
Афродита.
ghghg hghghgh hghgh |
8) Работа с классом.
Назвать главные части здания театра.
План древнегреческого театра.
9) “Конкурс капитанов”.
Нить Ариадны
. (Найти выход из сложного положения).Лаконичная речь
. (Краткая и четкая речь. Происходит от названия области Лаконика в Спарте).Кануть в Лету.
(Означает “пропасть навсегда”).Яблоко раздора.
(Так называют причину спора или ссоры).Троянский конь.
(Дар, который приносит несчастье).“Песнь козлов”.
(Так дословно переводится трагедия).10) Вспомните древнегреческий миф.
1 команда.
“Много добра сделал людям герой этого мифа…”. Как и кем он был наказан? За что наказан? Кто освободил его? Включите в рассказ описание рисунка.
2 команда.
Объясните действия изображенной на рисунке богини. Какое крылатое выражение связано с этими действиями? Как имя богини? Как зовут ее сына? Включите в ответ описание рисунка.
11) Работа с классом.
Покажите на карте:
Ионическое море; область Лаконика, остров Крит, Македонское государство, греческие колонии в Северном Причерноморье.
12) “Проба пера”.
Заполните пропуски.
1 команда.
______ Стояли во главе военного союза греческих приморских полисов, созданного для _____________________. Поэтому союз назывался _______________. Главным портом Аттики был ___________. Он соединялся с Афинами _______. Афинский ______ флот насчитывал ______ и был самым _______ в Греции.
Наибольшего могущества Афины достигли во время правления ______. В ___ году _______ он был избран _______. Участвовали в управлении государством только _____. Лишены были этого права ____. Должность ____ была выборной. Все прочие государственные должности, например _____, замещались по ____. При ________ за государственную службу стали __________. Во времена ____ Афины стали _________________________________________________________.
2 команда.
В результате македонских завоеваний образовалась огромная ____________. Она простиралась от ___________ на западе, до ________ на востоке. Столицей ее стал город __________. Но ____________ продолжал мечтать о __________. В 323 году до нашей эры он _________, и созданное им государство _______ на _____ части: ____________________ в Европе, _________________ в Азии и __________ в Африке. Царями их стали _____________________________. Народы Западной Азии, освободившись от гнета __________, попали под гнет ___________.
13) Работа с классом.
Реши анаграммы: переставь в словах буквы таким образом, чтобы получились имена людей, известных по теме “Древняя Греция”.
Носол, сигедо, рекз, дипомал, ридаи, исфемклот,сесодий.
14) Конкурс ораторов.
(От каждой команды выходит один участник. 1 команда доказывает свое согласие с высказыванием, 2 команда – противоположную точку зрения).
Пока живешь – поучайся. Не жди, чтоб старость принесла с собой мудрость (Солон, государственный деятель).
15) “Черный ящик”.
(Командам предлагается за правильный ответ в данном задании 3 балла (возможен другой вариант баллов), но при не правильном ответе, команда лишается такого же количества баллов).
Первое – название священной горы греков, второе соединительный союз, третье – самая хвастливая буква алфавита, целое город в Пелопоннесе, известный всей Греции. (Олимп-и-я).
16) Подведение итогов соревнования.
Экран соревнования.
Этапы |
“Александрия” |
“Акрополь” |
Приветствие | ||
Название команды | ||
Эмблема | ||
Девиз | ||
Знаешь ли ты даты | ||
Викторина | ||
Исторические деятели | ||
“Олимпийские боги” | ||
Конкурс капитанов | ||
Древнегреческий миф | ||
“Проба пера” | ||
Конкурс ораторов | ||
“Черный ящик” | ||
Помощь болельщиков | ||
Итог |
III. Итог урока.
Знания, приобретенные на уроках истории, вам еще не раз помогут в дальнейшей жизни. Сегодня мы не только получили радость от правильных ответов, но и сделали вывод о том, что дружный, сплоченный коллектив сможет выполнить любое задание. Молодцы!