О необходимости использования исторического материала на уроках математики

Разделы: Математика


Восприятие материала ряда тем на уроках математики происходит у некоторых учащихся с видимыми затруднениями. Одним из способов их преодоления является такое изложение материала, когда сложная для восприятия учащихся информация перемежается различными отвлеченными, на первый взгляд, но, в действительности тесно с ним связанными моментами, например – историческими сведениями. Их планомерное и целенаправленное использование в обучении математике позволяет к тому же разнообразить сам процесс обучения, сделав его более содержательным и интересным для учащихся, повысив его развивающую функцию. Изучение истории рассматриваемой науки способствует более полному и глубокому усвоению различных понятий, дает представление как о закономерности развития того или иного понятия, так и науки в целом, настраивает учащихся эмоционально на восприятие культурного наследия, особенно России, нося тем самым и воспитательную значимость. Включение исторического материала в урок способствует решению следующих педагогических задач:

  • установление связи, закономерности между историей того или иного государства и истории математики;
  • раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса;
  • расширение, углубление, конкретизация, повторение и закрепление знаний по математике;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • установление связей между учебной работой и самостоятельным получением знаний.
  • Подготовка уроков, которые могли бы содержать исторические сведения может строиться по следующей схеме:
  • определение целесообразности использования исторического материала;
  • определение места использования исторического материала при изучении какой-либо темы;
  • установление связи исторических сведений с материалом рассматриваемой темы;
  • определение места использования исторических сведений на уроке;
  • выбор наиболее эффективных средств использования исторического материала;
  • рассмотрение возможности дальнейшего использования исторического материала на уроках математики или во внеурочной деятельности.

Целесообразно предъявление исторических сведений в занимательной форме, возможен также вариант преподнесения исторических сведений самими учащимися, например, учащийся хорошо владеющий материалом может подготовить доклад для класса. Экскурс в историю можно сопровождать картинками, слайдами, видеоматериалом.