Восприятие материала ряда тем на уроках математики происходит у некоторых учащихся с видимыми затруднениями. Одним из способов их преодоления является такое изложение материала, когда сложная для восприятия учащихся информация перемежается различными отвлеченными, на первый взгляд, но, в действительности тесно с ним связанными моментами, например – историческими сведениями. Их планомерное и целенаправленное использование в обучении математике позволяет к тому же разнообразить сам процесс обучения, сделав его более содержательным и интересным для учащихся, повысив его развивающую функцию. Изучение истории рассматриваемой науки способствует более полному и глубокому усвоению различных понятий, дает представление как о закономерности развития того или иного понятия, так и науки в целом, настраивает учащихся эмоционально на восприятие культурного наследия, особенно России, нося тем самым и воспитательную значимость. Включение исторического материала в урок способствует решению следующих педагогических задач:
- установление связи, закономерности между историей того или иного государства и истории математики;
- раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса;
- расширение, углубление, конкретизация, повторение и закрепление знаний по математике;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- установление связей между учебной работой и самостоятельным получением знаний.
Подготовка уроков, которые могли бы содержать исторические сведения может строиться по следующей схеме:
- определение целесообразности использования исторического материала;
- определение места использования исторического материала при изучении какой-либо темы;
- установление связи исторических сведений с материалом рассматриваемой темы;
- определение места использования исторических сведений на уроке;
- выбор наиболее эффективных средств использования исторического материала;
- рассмотрение возможности дальнейшего использования исторического материала на уроках математики или во внеурочной деятельности.
Целесообразно предъявление исторических сведений в занимательной форме, возможен также вариант преподнесения исторических сведений самими учащимися, например, учащийся хорошо владеющий материалом может подготовить доклад для класса. Экскурс в историю можно сопровождать картинками, слайдами, видеоматериалом.