Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Лес — богатство нашего края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  • Формировать представления детей о родном крае, его богатстве – лесе, многообразие, роль в жизни животного мира и человека;
  • Активизировать словарь детей: сосновый бор, березовая роща, ельник, кедрач, смешанный лес, тайга;
  • Воспитывать в духе концепции “Сибирский характер - как ценность”: любовь к родному краю, бережное отношение к использованию природных ресурсов своего края.

Оборудование к занятию: “Чудо-дерево”, шкатулка с бюжитерией и деревянной палочкой, картинки с изображением растений родного края, модель - “Ярусы леса”, деревянные палочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика с деревянной палочкой.

2. Вносится шкатулка с бижутерией. Воспитатель открывает шкатулку слышится голос.- “ Здравствуйте дети, я собирал и хранил долго эти богатства, и теперь передаю их вам”

В - ль предлагает рассмотреть содержимое шкатулки, выкладывает на стол: бусы, кольца, цепочки и деревянную палочку.

- От куда деревянная палочка оказалась здесь?

- Почему хранитель положил в шкатулку эту палочку?

(П.о. детей - палочка от дерева, из леса, из парка. Лес - это тоже богатство нашего края).

- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

- Сегодня на занятии мы поговорим о лесе – богатстве нашего края.

3. В-ль. Обращает внимание на “ чудо-дерево”, на необычные листочки на нем, предлагает снять один листочек.

Дерево предлагает разгадать загадки о его друзьях-деревьях.

Стоит Аленка
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.  (Береза)

Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я росту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)

Орехи есть, да высоко лесть.  (Кедр)

Отгадки выставляются на доске.

Вопросы к детям:

- Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес?

- Одни сосны? Ели? Кедры? Березы и сосны?

(Дети садятся на стульчики)

4. Снять еще один листочек с дерева.

Вопрос: - Зачем люди ходят в лес? (за ягодами, за грибами, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом.)

5. Воспитатель предлагает посмотреть, что же еще есть в шкатулке.

Предлагает рассмотреть знаки - модели поведения человека в лесу.

- Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?

- Что они запрещают? (рвать цветы, разрушать муравейники, трогать гнезда птиц, разводить костер, забирать животных домой…)

6. Лес сравнивают с многоэтажным домом. Показать “ Этажи леса”.

Третий этаж- Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.

Второй этаж - Еще ниже расселились кусты и кустарники.

Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы.

- Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.

Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)

Д/И “ Вырастим свой лес”.

Дети выставляют на панно иллюстрации с лестными растениями, расселяя их по этажам.

7. – Какую пользу приносит лес человеку в народном хозяйстве?

( постройка домов, мостов, изготовление мебели, игрушек, изготовление бумаги…)

- Как называется край, в котором мы живем? (Сибирью, Приангарьем, Иркутской областью, малою родиной.)

Заканчивается занятие стихотворением З.Александровой

“Что мы Родиной зовем”.

Длительность занятия 25-30 мин.