Программное содержание
- Формировать представления детей о родном крае, его богатстве – лесе, многообразие, роль в жизни животного мира и человека;
- Активизировать словарь детей: сосновый бор, березовая роща, ельник, кедрач, смешанный лес, тайга;
- Воспитывать в духе концепции “Сибирский характер - как ценность”: любовь к родному краю, бережное отношение к использованию природных ресурсов своего края.
Оборудование к занятию: “Чудо-дерево”, шкатулка с бюжитерией и деревянной палочкой, картинки с изображением растений родного края, модель - “Ярусы леса”, деревянные палочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика с деревянной палочкой.
2. Вносится шкатулка с бижутерией. Воспитатель открывает шкатулку слышится голос.- “ Здравствуйте дети, я собирал и хранил долго эти богатства, и теперь передаю их вам”
В - ль предлагает рассмотреть содержимое шкатулки, выкладывает на стол: бусы, кольца, цепочки и деревянную палочку.
- От куда деревянная палочка оказалась здесь?
- Почему хранитель положил в шкатулку эту палочку?
(П.о. детей - палочка от дерева, из леса, из парка. Лес - это тоже богатство нашего края).
- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?
- Сегодня на занятии мы поговорим о лесе – богатстве нашего края.
3. В-ль. Обращает внимание на “ чудо-дерево”, на необычные листочки на нем, предлагает снять один листочек.
Дерево предлагает разгадать загадки о его друзьях-деревьях.
Стоит Аленка
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я росту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)Орехи есть, да высоко лесть. (Кедр)
Отгадки выставляются на доске.
Вопросы к детям:
- Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес?
- Одни сосны? Ели? Кедры? Березы и сосны?
(Дети садятся на стульчики)
4. Снять еще один листочек с дерева.
Вопрос: - Зачем люди ходят в лес? (за ягодами, за грибами, отдохнуть, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом.)
5. Воспитатель предлагает посмотреть, что же еще есть в шкатулке.
Предлагает рассмотреть знаки - модели поведения человека в лесу.
- Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?
- Что они запрещают? (рвать цветы, разрушать муравейники, трогать гнезда птиц, разводить костер, забирать животных домой…)
6. Лес сравнивают с многоэтажным домом. Показать “ Этажи леса”.
Третий этаж- Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.
Второй этаж - Еще ниже расселились кусты и кустарники.
Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы.
- Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.
Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)
Д/И “ Вырастим свой лес”.
Дети выставляют на панно иллюстрации с лестными растениями, расселяя их по этажам.
7. – Какую пользу приносит лес человеку в народном хозяйстве?
( постройка домов, мостов, изготовление мебели, игрушек, изготовление бумаги…)
- Как называется край, в котором мы живем? (Сибирью, Приангарьем, Иркутской областью, малою родиной.)
Заканчивается занятие стихотворением З.Александровой
“Что мы Родиной зовем”.
Длительность занятия 25-30 мин.