Вид занятий: тематическое рисование – первый год обучения
Тема урока: “Времена года”
Цели урока: дальнейшее развитие творческих способностей в поисках цвета и оттенков. Воспитание любви к природе, к родному краю. Усвоение законов цветовидения и перспективы. Приобщение к эстетической культуре.
Оборудование:
Для учителя: подготовленные шаблоны с одинаковым графическим рисунком, подходящим для любого времени года – 23 экземпляра, таблицы с изображением природы (различные). Технические средства: магнитофон, кассета с записями Чайковского “Времена года”, карточки со стихотворениями об осени, зиме, лете – С. Есенина.
Для учащихся: беличьи кисти, акварельные или гуашевые краски, емкости для воды, цветные карандаши.
Оформление классной доски: справа расположены таблицы с природой, центр доски свободен для работы педагога.
ПЛАН УРОКА
Организационная часть – 2
Сообщение учебного материала – 13 минут
Самостоятельная работа учащихся – 20 минут
Завершение урока – 5 минут.
ХОД УРОКА
Урок смешанного типа с применением технических средств обучения; начинается с беседы о прекрасном в природе. “Часто в жизни мы не замечаем красоту вокруг нас, но поэты и художники умеют видеть красоту в самых обычных вещах. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других”.
-демонстрация музыки Чайковского “Времена
Года”, что бы вдохновить учащихся;
-обзор и краткий анализ репродукций или таблиц с
природой;
-цветовая гамма красок природы в различные
периоды;
-зачитать отрывки из стихов о природе С. Есенина;
Зима: Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпала ветки новым серебром.
Лето: загорелась зорька красная в небе
голубом
Ролоса явилась красная в своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко отразили свет.
И рассыпались далеко от них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые осветили землю вдруг,
Небеса уж голубые расстилаются вокруг.
Осень: Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
После демонстрации, когда у детей появляется желание работать, проявить себя, дается задание, в котором объясняется цель работы и методы.
ЗАДАНИЕ: все ученики получают одинаковые шаблоны-графики природы(Рисунок1), но перед этим класс делится на три группы по рядам. Каждый ряд получает свое задание: раскрасить шаблон – картинку так: 1 ряд – осень, 2 ряд – зима, 3 ряд- лето.
По ходу работы необходимо указать на роль и значение перспективы, а также цветовое сочетание красок для каждого времени года, на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон), на характерные особенности структуры различных пород деревьев.
АНАЛИЗ УРОКА
Во время самостоятельной работы выбирать наиболее удачные работы и не удачные, кратко объяснить учащимся их ошибки, достоинства и промахи. Лучше обсуждать это коллективно с помощью наводящих вопросов.
В конце урока дети приводят класс в порядок.
Список использованной литературы:
Н. Н. Ростовцев “Методика преподавания ИЗО в школе;
Ю.Ф. Катханова, А. И. Васильев “Изобразительное искусство 1 класс I и II части”
Г. Л. Кураш “Изобразительное искусство 2 класс”