Цикл занятий "Я и мой город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Актуальность:

В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня — в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Цель: Усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольником социальной действительности.

Разработанный цикл занятий направлен на формирование нравственных качеств, а оно начинается с ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, знаменитыми земляками, а также с изучения родословного древа — история родного города неразрывно связана с людьми.

Задачи. Введение цикла занятий с использованием регионального компонента способствует:

• Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.

• Формированию бережного отношения к природе и всему живому.

• Формированию чувства ответственности и гордости за достижения своей страны. Созданию условий для восприятия целостной картины мира.

Дифференцированный подход.

Занятия рассчитаны на детей с разным уровнем развития, дети работают как индивидуально, так и коллективно.

Занятиям предшествует предварительная работа: экскурсии, целевые прогулки, тематические беседы, традиции “Встреча с интересными людьми”, дидактические игры и упражнения. Активное участие в этой работе принимают родители.

Темы занятий:

“С чего начинается Родина”

“Я шагаю по городу Муравленко”

“Путешествие во времени”

Новизна:

В цикле занятий объединены такие темы, как город и Родина (Отечество) – место, где родился человек.

Область применения:

Цикл занятий по познавательному развитию с использованием регионального компонента “Я и мой город” поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений в формировании у дошкольников гражданственности, патриотизма, любви к Родине, городу, семье.

Данный материал может быть использован на занятиях, познавательных мероприятиях: КВН, “Поле Чудес”, “Что? Где? Когда?”

Занятие № 1.

Тема: “С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?”

Цель: формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближнему. Пробуждение интереса к истории своего рода, желания делится знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.

Материалы и оборудование: большие листы бумаги с изображением “схемы” дерева (на каждого ребенка и воспитателя по одному). Фланелеграф. Семейные фотографии. Пирамиды.

Ход занятия:

Воспитатель: у всех дома есть семейные альбомы, в которых находятся фотографии близких людей – наших родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. Положите их на край стола, они понадобятся позже. А сейчас подумайте и ответьте: кого называют родственниками?

Дети: бабушек, дедушек, мам, пап, тети, дяди.

Воспитатель: Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. А что значит слово “род” (ответы детей).

- Если объединить все ваши ответы, то можно сказать: род – это одна большая семья. У каждого род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту, член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?

Дети: Бабушка, дедушка.

Потому, что они дольше всех прожили и все знают, мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем.

Воспитатель: Верно. А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?

Дети: – Родителями.

Воспитатель: Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?

Дети: Семья – это родное!
Сколько в нем света, добра, тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи!

Воспитатель: Молодцы! А сейчас обратите внимание на кольца, которые на моем столе. Любой род можно представить в виде этих колец. Юля, надевает на палочку первое кольцо – это прабабушка и прадедушка.

Юля: дедушка и бабушка (надевают следующие по размеру кольцо).

Воспитатель: Правильно. А какое кольцо следующее и как мы его назовем? Юля: – Мы назовем, его мама и папа, (надевают следующее, по размеру меньше).

Воспитатель: а вот кольцо – ты сама Юля (надевает кольцо). У меня осталось еще одно, самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро Юля вырастет...

Дети: Может быть, это кольцо, будущее Юдины дети?

Воспитатель: Правильно! И что же у нас получилось?

Дети: Пирамида.

Воспитатель: А на чем держатся верхние кольца?

Дети: На самом большом кольце.

Воспитатель: Помните, как мы его назвали?

Дети: Прадедушка и прабабушка.

Воспитатель: Давайте вспомним стихи о наших бабушках.

Дети читают стихи: “Очень бабушку мою, маму мамину люблю”, “Моя бабушка”, “Песенка о бабушкиных ладонях”.

Воспитатель: По пирамиде можно рассказать о родстве Юли или любого другого человека. У

многих из вас есть братья, сестра, много родственников. Большой род всегда изображают в виде дерева. И называется оно семейным деревом. Вы все принесли фотографии, я также принесла. А еще я принесла изображение дерева (ставит к фланелеграфу). У вас на столе лежат такие же картинки. Давайте составим семейное древо наших родов. Я буду работать с фланелеграфом, а вы – за своими столами. Вот эти – самые старые пожелтевшие от времени – фотографии прабабушки и прадедушки. Располагаю их там, где на схеме обозначены корни дерева. (Дети работают)

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте отдохнем и разомнемся. (Релаксационное упражнение “Деревья”).

Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои деревья. Кто желает рассказать о своем роде? Вспомните, где живут ваши родственники, чем они занимаются. (Ответы детей).

- Видите, как интересно! Если возникнет желание, после занятия расскажете о вашем роде кому-нибудь из друзей, вечером возьмете схему дерева и фотографии домой и попросите маму с папой, дедушек и бабушек продолжить составление вашего рода.

Воспитатель: Как называется страна, где вы родились?

Дети: Родина, Россия.

Воспитатель: Правильно. Наша Родина – Россия. В России живет очень много людей. Все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Вы любите своих родственников, родных вам людей, бережете их и заботитесь о них, также вы должны относиться к своей родине. А какие стихи вы знаете о родине?

Дети читают по желанию стихи: “Москва – Россия”, Н.Асеев; “Песня о родине”, И.Садоорьев; “Дума о России”, Д. Кедрин.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы рассказали очень много интересного о своих родных, замечательно прочли стихи. Спасибо!

Занятие №3

Тема: Я ШАГАЮ ПО городу МУРАВЛЕНКО

Цель: Активизировать знания о городе Муравленко, полученные на прогулках и экскурсиях. Развивать речь, и творчество. Побуждать детей к содержательному общению друг с другом. Прививать любовь к малой Родине.

Материалы и оборудование: барабан, аналогичный тому, который раскручивается в телевизионном “Поле чудес”, конверты с заданиями (схематическими изображениями достопримечательных мест города Муравленко, известных детям улиц, кафе “Монтана”. “Наутилус” и т.д.). Песня “Муравленко — это город наш с тобою” (в грамзаписи). Приз (“черный ящик” с конфетами, фруктами).

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые зрители и дорогие гости! Сегодня у нас в гостях одна из самых популярных телевизионных игр...

Дети: Поле чудес!!!

Воспитатель: Разделитесь на шесть команд (по желанию) и выберите капитанов. Тема нашей сегодняшней игры – “Я шагаю по городу Муравленко”

А теперь будьте внимательны! Капитаны будут раскручивать барабан, а вся команда выполнять задания: “расшифровать” спрятанные в конверте изображения и рассказать о них. Все внимательно слушают ответы капитанов и по желанию дополняют их. За каждый правильный ответ и дополнение команда получает по одной фишке. Все понятно?

Дети:- Понятно!

Воспитатель: Начинаем игру!

Капитаны команд поочередно раскручивают барабан и выбирают конверты с заданиями, затем отходят в сторону, к членам своих команд для обсуждения, полученного задания.

Воспитатель: Готовы?!

Дети: – Да!

Капитаны команд поочередно рассказывают о своих моделях.

Капитан I команды

Мы думаем, что это модель памятника В.И. Муравленко в честь 20 летия г. Муравленко

Капитан II команды

Мы думаем, что это схема обозначает церковь, мечеть.

Капитан III команды

Нам кажется, что на этой схеме-модели изображен Парк культуры и отдыха.

Капитан IV команды

Мы пришли к выводу, что на схеме изображен развлекательный центр “Монтана”.

Капитан V команды

Мы уверены, что это модель Д/К Украина.

Капитан VI команды

Это модель напоминает улицу Ленина, на которой расположено очень много магазинов, детских садов, ЦТТ, ДЮЦ “Радуга”.

Воспитатель: Молодцы! По одной и той же схеме вы смогли дать несколько ответов. А теперь физкультурная пауза.

Дети становятся в круг и выполняют движения под музыку (по выбору воспитателя).

Воспитатель: А теперь продолжим игру! Прошу Вас разделится на две команды (поровну). Зрителей так же прошу выбрать капитана своей команды. Итак, игра со зрителями! На барабане лежат три конверта со схемами. Предлагаю капитану зрительской команды выбрать партнеров составить рассказ по схеме. Другие два конверта предлагаю разделить между капитанами игроков и выполнить то же самое задание.

Воспитатель: Приступайте к выполнению заданий, а чтобы вам лучше думалось, предлагаю выполнить его под музыку, (воспитатель включает грамзапись о “Муравленко”). Дети и зрители составляют рассказы, а затем поочередно их рассказывают. На схемах предоставлены модели уголков и памятных мест в Муравленко, где дети не однократно бывали, (парк, музей, памятник и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Молодцы зрители! Интересные у вас получились рассказы. А что вам понравилось и запомнилось больше всего в сегодняшней игре? (ответы детей). Сейчас хочу проверить, внимательно ли вы следили за игрой. Как вы думаете, какой сектор мы не использовали в сегодняшней игре?

Дети: Сектор “Приз”

Воспитатель: Правильно! Все вы замечательно отвечали на вопросы, мне трудно выделить лучшую команду или лучшего игрока. Поэтому, на правах ведущего “Поле чудес”, я постановляю: “приз” выиграли все!

Под музыку выносится “черный ящик” со сладостями и фруктами. Игра завершается чаепитием.

Занятие № 3

Тема “ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ”

Цель: Активизировать знания об исторических событиях и памятниках, полученных во время экскурсий и прогулок по г. Муравленко.

Побуждать выражать в речи свои знания, впечатления, переживания.

Строить развёрнутые сообщения по модели, составлять по одной и той же модели несколько рассказов.

Активизировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными.

Материал и оборудование: схемы- модели исторических и культурных мест г. Муравленко, по которым дети должны составить сообщения.

Ход занятия:

Входит воспитатель, переодетый в одежду Незнайки (шляпа, галстук).

Bocпитатель: Я, приветствую всех собравшихся здесь! К вам меня доставила машина времени. А где я нахожусь!

Дети: Наша страна называется Россия, город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, Север.

Воспитатель: Какой странный у вас замок!

Дети: Это не замок, а детский сад.

Воспитатель: И что же вы делаете в этом замке, т.е. детском саду?

Дети: Учимся рисовать, писать, считать, читать и дружно, весело играть.

Воспитатель: Как это хорошо! Ведь меня послали к вам мои друзья, чтобы вы помогли нам по схемам-моделям, больше узнать о северном городе Муравленко. Поможете нам ребята?

Дети: Конечно!

Воспитатель: Но вас много, а схем моделей мало и вам нужно разделиться на четыре команды и выбрать капитана для путешествия во времени. Каждому капитану даю по одной схеме модели, и вы со своей командой “разгадываете”.

Первый капитан: Мы думаем, что это улица Ленина, по которой мы ходим в детский сад.

Воспитатель: А какие улицы в Муравленко еще есть? (Новоселов — где расположен наш детский сад “Олененок”. Дружба народов, Российская, Школьная и др.)

Второй капитан: СОК “ЯМАЛ” – это оздоровительный центр. Мы посещаем бассейн, у нас бывают там соревнования с ребятами из других детских садов. Занимаемся боксом и другими видами спорта.

Воспитатель: А где еще у вас в городе Муравленко можно заниматься спортом? (хоккей, фигурное катание и т.д.).

Третий капитан: Дом культуры “Украина” – он у нас один. Там проходят концерты, КВН, театр, цирк, показывают любимые мультфильмы. Этот дом культуры строили украинские строители.

Четвертый капитан: А у нас на схеме памятник погибшим солдатам в Великой Отечественной войне. Этот праздник мы отмечаем 9 мая в День победы. Возлагаем венки, цветы, скорбим по погибшим.

Дети читают стихи о Великой Отечественной войне (отрывки)

Воспитатель: Молодцы! Включает песню “День победы” (слушают).

Воспитатель: Расскажите название, каких грибов и ягод вы знаете? Какие животные живут на севере? Кто отвечает, в корзину забрасывает мяч.

(Играют все дети).

Воспитатель: Я получила огромное удовольствие, слушая ваши ответы и очень рада, что команды справились е заданием. И раздает капитанам на память книги о городе Муравленко.