Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лекционно-практический.
Методы: диалогический, эвристический, исследовательский.
Цели урока:
- обеспечить первичное усвоение нового
материала по теме: “Имя прилагательное”;
- совершенствовать уровень подготовки учащихся
по орфографии;
- создание условий для развития речи учащихся,
обогащая их словарный запас;
- совершенствовать навыки работы в паре, группе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять
Буду грамотно писать.
Ребята, у вас на столах лежат по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.
II. Сообщение темы урока.
Мы сегодня отправимся на остров.
Кораблик бумажный,
Зато мы – отважные!
Дорогие части речи,
Приготовьтесь: снова встреча!
(На доске остров, рядом с ним кораблик).
На этом острове мы узнаем много интересного о новой части речи, будем учиться красиво говорить. А помогут нам знания, полученные при изучении других частей речи.
III. Повторение.
Какие части речи мы изучили?
Вспомним, что мы знаем об имени существительном. Проведём экзамен. (Билеты с вопросами лежат в кармашке на корабле, дети берут билет, отвечают, а класс проверяет правильность ответа с помощью сигнальных карточек)
1. Что обозначает имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает?
3. К каким существительным задаём вопрос кто? Приведи примеры.
4. К каким существительным задаём вопрос что? Приведи примеры.
5. Какого рода бывают существительные? Приведи примеры.
6. Как изменяются существительные?
7. Как определить род существительного во множественном числе? Приведи примеры.
IV. Работа по теме урока.
1. Роль имени прилагательного.
Мы приблизились к острову. Чтобы попасть туда, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают слова, встретившиеся нам на пути (на острове: голубой, волшебный, тёплое, ласковое, сильные, весенняя)
Прочитайте их. Назовите вопросы. Что обозначают слова, отвечающие на данные вопросы?
Остров какой части речи мы посетим?
Тема нашего урока: “Имя прилагательное”. На уроке будем изучать, наблюдать, делать выводы. Что же такое имя прилагательное? (Хором).
А теперь мы выясним, какую роль прилагательные выполняют в речи? Закройте глаза и представьте себе. Яркое, жёлтое, весеннее, тёплое, лучистое. О чём речь?
Откройте тетради, запишите 3-4 прилагательных, а мы отгадаем, о чём идёт речь. (1ряд – о фруктах, 2 ряд – об овощах, 3 ряд – о животных тундры).
Какую роль выполняют прилагательные? (Описывают).
Прочитайте 2 текста. Подумайте о роли прилагательных в них. Работа в группах.
1 текст.
Тени лежат на сугробах. Вот с вершины дерева упала и рассыпалась шапка. Потоки света заливают поляны.
2 текст.
Длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины старого дерева упала и рассыпалась снежная шапка. Потоки солнечного света заливают лесные поляны.
Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
Прилагательные описывают предмет, в данном случае весну, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.
В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намёк на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Посмотрите отрывок из произведения Фонвизина “Недоросль”.
Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна?
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Да, в грамматике силён.
Вы согласны с объяснением Митрофана?
Дверь. Какая часть речи?
А какие слова к ней “прилагаются”, т. е. какая дверь?
С какой частью речи связана прилагательное?
С нами в путешествие отправились существительные цветок, облако, речка. Объясните орфограммы в данных словах. Запишите 1 существительное и определите число, род; подберите прилагательные с таблицы. (Какой? голубой, волшебный)
В каком числе, роде стоят прилагательные? Почему так решили?
Вывод: прилагательные м. р. отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ый, -ий. На остров прикрепляется табличка с вопросами и окончаниями.
Запишите 2 существительное – облако. Определите число, род. что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному облако? (Изменить окончание).
Какое? голубое, волшебное. Определи род, число прилагательного. Почему?
Вывод: прилагательные ср. р. отвечают на вопрос какое? и имеют окончания –ое, -ее.
Речка. Самостоятельно. Проверка.
Вывод: прилагательные ж. р. отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая, -яя.
Как изменяются прилагательные в ед. ч.?
Отчего зависит род существительного?
Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле,
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Физминутка.
Выполняем движения: прилагательное м. р. – присели, ж. р. – хлопок, ср. р. – наклон.
Весенний день, мутная вода, голубое небо, холодная сосулька, солнечный луч, тёплое солнце, быстрые ручейки. У последней пары множественное число. Как быть с существительным? Прилагательным?
Работа в группах.
Определи число существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.
Васильки ( ) голубые, волшебные.
Облака ( ) голубые, волшебные.
Речки ( ) голубые, волшебные.
Сделай вывод.
1. На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?
2. Какие имеют окончания?
3. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам в зависимости от существительного, с которым оно употребляется?
Вывод: прилагательные множественного числа отвечают на вопрос какие? И имеют окончания –ые, -ие.
V. Озвучивание конспекта об имени прилагательном.
VI. Закрепление.
Работа в парах. Определи род и выдели окончания прилагательных.
1 ряд. Золотой дождь, золотое кольцо, золотая антилопа, золотые горы.
2 ряд. Большой слон, большое гнездо, большая пальма, большие дети.
3 ряд. Ночной мотылёк, ночное освещение, ночная бабочка, ночные шторы.
Проверка.
М. р. –ой
Ср. р. –ое
Ж. р. – ая
Мн. ч. –
VII. Домашнее задание.
С. 67 упр. 304 или написать сочинение о 8 Марта, используя как можно больше прилагательных.