Одной из важных проблем, стоящих перед современным учителем является активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Решению этой проблемы наряду с другими помогают нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок для учащихся это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это дает возможность развивать их познавательную активность, творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Существуют различные типы нетрадиционных уроков. Остановимся на уроке обучения умениям и навыкам.
Деловая игра. “Будущее России”(11-й класс)
Цель игры: расширить знания учащихся по теме, способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции.
Подготовка игры:
- Знакомство с программой кандидатов в
Президенты.
- Эссе “Будущее России: какое оно?”
- Выборы кандидатов в “президенты” из числа тех
учеников, кто лучше всего справился с эссе.
- Интервью у родителей: “Почему они пойдут или не
пойдут на выборы?”
- Распределение ролей.
Эпиграф “Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении”
К. Ясперс, философ.
Оборудование:
- Тесты Конституций РФ.
- Портреты кандидатов в Президенты.
Ход игры.
Вступительное слово учителя.
Тема деловой игры “Будущее России” выбрана не случайно. Скоро состоятся выборы президента страны. Президент Российской Федерации является главой государства(ст. 80 Конституции РФ).
Он
- Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
- Представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
- Определяет основные направления внутренней и внешней политики.
- Охраняет суверенитет Российской Федерации, её независимость и государственную целостность обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов власти и т.д.
Президент Российской Федерации избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего избирательно права при тайном голосовании (Конституция РФ ст. 81)
От президента во много зависит будущее России. Сегодня пресса и другие средства массовой информации уделяют большее внимание кандидатам в Президенты страны. Давайте вспомним тех, кто балатируется на этот пост.
(Ученики называют имена кандидатов в Президенты, с программами которых они ознакомлены)
Мы предлагаем вам поучаствовать в деловой игре “Будущее России”
Действующие лица:
- Избиратели.
- Представители СМИ.
- Кандидаты в Президенты.
- Кандидаты выступают со своими программами.
- Избиратели и представители СМИ задают им вопросы.
Затем происходит голосование.
Каждый избиратель получает бюллетень, в котором ставит галочку или плюсик напротив фамилии кандидата, программа которого больше всего понравилась.
Пока идет подсчет голосов заслушиваются ребята, которые взяли интервью у своих родителей “Почему они пойдут или не пойдут на выборы?”. Идет беседа с учащимися:
- Какова ваша позиция? Стоит ли идти на выборы?
Объявляются результаты выборов.
Слово учителя. Итак, наше общее желание- это достижение стабильности и благосостояния общества, поэтому избиратели должны голосовать на выборах за человека, способного стать лидером всего народа.
Деловая игра сложная форма деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Но она помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, помогает понять им значение активной жизненной позиции.
Особой формой организации познавательной деятельности учащихся являются уроки-конкурсы. Их можно отнести к типу нетрадиционных уроков повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Урок-конкурс “Древний Египет” (5-й класс)
Цель урока. Повторение и обобщение знаний по теме “Древний Египет”.
Развитие аналитического мышления, творческого воображения.
Совершенствование умения выполнять задания по источнику информации, по отбору необходимого материала.
Воспитание коллективизма.
Подготовка урока.
1.Формирование 4 команд, выборы лидеров, определение жюри.
2.Опережающее домашнее задание: сделать модели одежды (на куклах) представителей разных групп населения Древнего Египта (одна кукла на команду) и подготовиться к защите этих моделей.
Оборудование урока
- Карта “Древний Египет”.
- Экран соревнований.
- Карточки с заданиями командам.
Ход игры
Учитель, вместе с учащимися, определяет цели конкурса.
Член жюри сообщает условия конкурса, обозначенные на экране соревнования
Разминка (1 балл)
1. Где расположен Древний Египет. Покажите его на карте (I команда).
2. Кому принадлежала высшая власть в Египте (II команда).
3. Кто выполнял в Египте государственные поручения (III команда).
4. Назовите древнейшую столицу Египта и покажите её на карте (IV команда).
Конкурс юных детективов
Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов. “Мы проникли во все помещения... Мы нашли божественную мумию царя... На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.
Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей”.
Вопросы:
1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?
2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?
Ответы:
1. Грабителей было 8 человек, ведь все добычу они поделили на 8 равных частей.
2. Ограбление осуществлено ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют такие фразы из протокола допроса как “божественная мумия царя”, “золото, найденное на мумиях этих двух богов”. Современные грабители сказали бы просто: “мумия фараона”, “золото, найденное на мумиях фараона и его жены”.
! Если только ответили на вопросы без доказательств- “3”
+ Если ответили и доказали не в полном объеме- “4”
+ Если сделали всё “5”
Диктант с ошибками
В Древнем Египте
По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователей.
Правильные ответы:
1) Нил впадает в Средиземное море
2) Египет расположен в низовьях Нила
3) Территория увеличилась около 1500г.до н.э.
4) В результате походов фараона Тутмоса
5) Храм в Абидоссе построен в честь Осириса.
6) Одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.
Нормы оценок:
- Обнаружили все 6 ошибок, но не сумели дать правильные варианты – “3”
- 5-6 ошибок и верные варианты – “5”
- 3-4 ошибки и верные варианты - “4”
- 2 и менее ошибки и 2 и менее правильных ответов – “2”
Конкурс модельеров
Оценивается:
1. Мастерство исполнения модели одежды.
2.Умение описать модели одежды человека, которому она принадлежала (5 баллов)
После каждого задания жюри подводит итоги. На экране соревнований выставляются
баллы. В конце конкурса принимается решения, какой команде добавить приз зрительских симпатий.
Подведение итогов.
Определение победителей. Награждение. Выставление оценок.
Уроки-конкурсы активизируют познавательную деятельность школьников, вызывают положительные эмоции, создают условия для более глубокого усвоения материала, позволяют наладить сотрудничество как между учителем и классом, так и между самими детьми.
В нашей работе нашли отражение только некоторые аспекты актуальной и серьезной работы над активизацией познавательной деятельности школьников.
Анализ работы учащихся на нетрадиционных уроках показал, что такая деятельность является составной частью целостного, учебно-воспитательного процесса. Такие уроки побуждают изучение истории и после звонка, позволяют глубже усвоить пройденный материал.