Контрольные срезы знаний проводятся для того, чтобы установить качественный уровень учебных знаний и умений, которыми овладели учащиеся при изучении какой-либо темы. В школе превалирует репродуктивная форма контроля, наводящая ужас на слабых учащихся и кажущаяся банальной и скучной учащимся с активным познавательным уровнем. Контрольные работы время от времени должны отличаться от обычной репродуктивной процедуры. Даже обычную контрольную работу можно сделать продуктивной, развивающей, т.е. такой, которая помогает получать из имеющихся знания нового качества и действительно активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Предлагаю вам несколько творческих контрольных заданий на проверку знаний географической карты, номенклатуры, терминалогии, закономерностей природы, для закрепления практических навыков для учащихся 6-го класса по некоторым темам курса.
Задание 1. “Развитие географии”
В данном тексте при компьютерном наборе “выпали” имена ученых и путешественников. Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста.
География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый ______________. Выдающимися путешественниками были древние греки ________________ и _______________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии ________________________ со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в.). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция ___________________ отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки. А _______________ в 1492 году решил достичь Индию с другой стороны и поплыл на запад. В этом же году немецкий ученый ____________________ создал первый глобус. Первое кругосветное путешествие совершил __________________ в 1519- 1522г.г.
“Потерявшиеся” имена (даны в алфавитном порядке):
Бехайм, Васко да Гама, Геродот, Колумб, Магеллан, Марко Поло, Пифей, Эратосфен.
Задание 2. “План или карта”
В данном тексте даны характерные признаки плана местности и географической карты, заполните пропуски (вставьте либо слово “карта”, либо - “план”), определив правильно соответствие.
Небольшие участки земной поверхности изображаются на ___________.
Направление сторон горизонта параллели и меридианы показывают на __________.
Земная поверхность уменьшена в несколько миллионов раз на __________.
Земная поверхность изображена очень подробно на ____________.
Рельеф изображается с помощью послойной окраски на __________.
Генерализованное изображение земной поверхности на ___________.
Направление течения рек указывается на ____________.
Задание 3. “Топографические знаки”
Ниже приведен отрывок из замечательного произведения И.С. Тургенева “Записки охотника”, где некоторые слова заменены топографическими знаками. Помогите восстановить первоначальный текст, замените знаки словами.
Первоначальный текст: “ Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари?... Вы едете – едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться... Но вот вы отъехали версты четыре... Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля… Заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары…Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга… Как вольно дышит грудь…, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!”
Задание 4. “Географические координаты”
Имеется множество научных гипотез о существовании древнейших материков. Об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов поведал миру великий древнегреческий философ Платон. По словам Платона, Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод, в результате грандиозной катастрофы за 90-100 веков до н.э. Где только не искали и не ищут Атлантиду…
Попробуйте составить карту-схему где искали Атлантиду, используя координаты предполагаемых мест ее размещения, предполагаемые места подпишите.
Географические координаты:
- 78о с.ш.; 15о в.д.
- 51о с.ш.; 2о в.д.
- 65о с.ш.; 15о в.д.
- 46о с.ш.; 37о в.д.
- 38о с.ш.; 51о в.д.
- 37о с.ш.; 15о в.д.
- 32о с.ш.; 65о з.д.
- 38о с.ш.; 25о з.д.
- 2о ю.ш.; 52о з.д.
- 16о ю.ш.; 4о з.д.
- 4о с.ш.; 6о в.д.
- 35о с.ш.; 3о з.д.
- 46о с.ш.; 32о в.д.
- 38о с.ш.; 10о в.д.
- 31ос.ш.;34ов.д.
Карта-схема, где искали Атлантиду
Задание 5. “Движения земной коры”
В данном тексте автор по незнанию пропустил примеры географических объектов. Помогите правильно расставить примеры движения земной коры.
Землетрясения – грозные природные явления. Большинство из них приурочены к сейсмическим поясам планеты - __________________ и _________________. В сейсмических поясах расположено большинство действующих вулканов. Например, на острове Сицилия действует вулкан ______________, а вулкан Кракатау на острове _______________. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров, например ___________________________. Гора _______________________ считается потухшим вулканом, потому что не извергался на памяти человека. В областях распространения действующих и потухших вулканов образуются горячие источники – гейзеры. Гейзеров много в __________________, ________________, на ___________________.
Но и вдали от сейсмических поясов земная поверхность испытывает медленные горизонтальные и вертикальные движения. Например, полуостров ____________________, горы ___________________, _______________ медленно поднимаются, а территория городов _______________ и _____________ - опускается. Берега озера ________________ медленно раздвигаются, а берега _____________________ моря сдвигаются.
Географические объекты (даны в алфавитном порядке): Альпийско-Гималайский, Анды, Байкал, Венеция, Гавайские, Гималаи, Исландия, Камчатка, Килиманджаро, Новая Зеландия, Нидерланды, Скандинавский, Средиземное, Суматра, Тихоокеанский, Этна.
Задание 6. “Формы рельефа земной коры”.
Приведите в порядок таблицу, заполните правильно пропуски недостающими характеристиками, которые приведены после таблицы в произвольном порядке.
Среднерусская |
Декан |
Прикаспийская |
Уральские |
Кавказ |
Сихотэ-Алинь |
|
|||||
|
|||||
|
Характеристики: до 1000 м, средние, Восточно-Европейская равнина, от 0 до 200 м, возвышенность, впадина, низкие, от 1000 до 2000 м, п-ов Индостан, более 500 м, плоскогорье, Черное-Каспийское моря, низменность, более 2000 м, Европа-Азия, высокие, от 200 до 500 м, Японское море.
Задание 7. “Части Мирового океана”
Определите соответствие. К названию части Мирового океана (дано в центре) подведите стрелку его определения (даны слева) и пример (даны справа)
Группа островов, лежащих недалеко друг от друга |
полуостров |
Гибралтарский |
Часть МО, со всех сторон окруженная сушей или подводными хребтами |
залив |
Сахалин |
Часть суши, которая почти со всех сторон окружена водой. |
материк |
Саргассово |
Большой участок суши, со всех сторон окруженный морями и океанами |
пролив |
Гудзонов |
Часть МО, далеко врезающаяся в сушу
|
архипелаг |
Новая Зеландия |
Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой |
море |
Индостан |
Часть МО, которая соединяет водные объекты – океан с океаном, океан с морем, море с морем |
остров |
Австралия |
Задание 8. “Атмосфера”
Помогите разобраться в закономерностях процессов, происходящих в атмосфере. Пропуски замените кодами (даны после текста)
Тропосфера сменяется стратосферой при________ .
Температура воздуха повышается на 6оС на каждый километр при______ .
На каждые 10,5 метров атмосферное давление понижается при _______ .
Нагревшийся от суши воздух движется ______ .
При охлаждении насыщенный воздух конденсируется и движется _______ .
Град образуется при более _______ температуре.
Подобные задания Вы можете составить сами по разным темам для разных классов. Желаю успеха!