Цели урока:
- Выяснить причины Кавказской войны; узнать о возникновении государства – Имамат, его правителях; познакомиться с исторической личностью – Шамилем; выяснить причины военных успехов горцев; определить итоги и последствия войны, как для России, так и для народов Кавказа.
- Развивать навыки работы в группах; умение устанавливать причинно-следственные связи; определять и объяснять понятия; работать с картой.
- Воспитывать чувство терпимости, уважения к другим народам, культурам, религиям и традициям.
Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование: карта “Кавказ в XIX в.”, слайды Приложение 3 (выполнены в программе Power Point), сообщения о Шамиле и о государстве горцев – Имамат, вопросы для работы в группах.
Понятия урока: мюридизм, газават, имамат, имам, теократия.
Основные события:
1817-1864 гг. – Кавказская война.
1828 г. - возникновение теократического
государства горцев - Имамат.
1834-1859 гг. - правление имама Шамиля.
1859 г. - пленение Шамиля.
1866 г. – принесение присяги на верность России
Шамилем, окончательное покорение Кавказа.
План урока:
- Причины войны.
- Этапы войны.
- Создание Имамата.
- Имам Шамиль.
- Окончание и итоги войны.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка проблемного задания.
- Самостоятельная работа в группах.
- Решение проблемного задания.
- Рефлексивный момент.
- Домашнее задание.
Ход урока
(Слайд 1-4, работаем с картой)
Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между ними проходит по главному Кавказскому хребту.
Население Кавказа называли общим словом – горцы (слайд). У большинства из них господствовали родоплеменные отношения, государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни.
Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”.
-Что хотел таким образом сказать старик?
(Кавказ предстояло еще завоевать.)
Действительно, контроль русское правительство и верные ему вожди местных племен осуществляли лишь на равнинах. Значительная же часть Кавказа – труднопроходимые горные массивы не подчинялась “белому царю”.
Как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.
(Класс, разделившись на группы, выполняет задание и дает ответы)
1 группа: На основе текста учебника сформулируйте причины роста недовольства местного населения российскими порядками, которые привели к войне.
(Слайд 6)
1) запрет совершать набеги для захвата
скота и имущества - основное средство
существования в горных районах;
2) работорговля;
3) привлечение местного населения на
строительство крепостей, мостов и дорог (Злобная,
Грозная, Внезапная, Злобный окоп);
4) введение новых налогов;
5) усмирительные походы генерала Ермолова,
уничтожение селений, посевов;
6) раздача земель казакам, чиновникам, местной
администрации;
7) заселение Кавказа русскими, украинцами;
8) вытеснение горцев в горы;
9) насаждение русских обычаев и законов.
- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение с помощью оружия).
2 группа: на основе текста учебника выделите этапы Кавказской войны и дайте краткую характеристику каждому этапу.
(Слайд 7)
- 1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер;
- 1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;
- 1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”, газават – священная война против неверных)
- 1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.
- 1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
- 1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.
3 группа: на основе текста учебника расскажите о возникновении государства у горцев – Имамат.
Объясните понятия: мюридизм, газават, Имамат, имам.
(Слайд 8.)
Комментарий: Особенность Имамата: теократическое государство (бог + власть)- форма правления, при которой глава государства являлся и религиозным главой.
Сообщение об Имамате
(Слайд 9)
Сообщение о Шамиле
4 группа: на основании текста документа ответьте на вопрос: Чем объяснялся успех горцев Шамиля? (Приложение 1)
5 группа: на основе текста учебника расскажите об окончании войны. Почему народ стал отворачиваться от имама Шамиля. Что принесло окончание войны России и народам Кавказа? (Слайд 10.)
6 группа: Прочитайте и проанализируйте текст (Приложение 2), ответьте на вопрос: Почему Александр 2 окружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?
Комментарий учителя: Горцы - свободолюбивый народ, а народ, который ценит свободу дороже жизни не возможно завоевать, и поэтому Александр II решил расположить мятежного имама и таким образом покорить и Кавказ. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г., через семь лет после сдачи в плен Шамиль и его семья принесли присягу на верность Росси.
Вывод: Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.
- Как вы думаете, что в большей степени способствовало победе России в этой войне превосходящая числено армия или мудрая политика Александра II?
(С помощью слайдов закрепляем изученный материал)
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
§ 12, вопросы к нему, выучить даты.