Цель. Совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Задачи.
1. Закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи.
2.Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
3.Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, воображения, памяти.
4.Воспитание доброты и бережного отношения к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент и сообщение целей урока. Число. Классная работа.
- Прочитайте словосочетания. Приложение1.
вышел из рощ…
бежал по дорог…
вырос на пол…
-Определите падеж имен существительных. Вставьте окончания.
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Сегодня мы будем совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа, поговорим о бережном отношении к природе.
Сквозь иней леса одиноко
Дрожат далекие огни.
На хрупкой ветке спит сорока-
Лишь только руку протяни.
В берлоге между трех сосенок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок;
Что даже боязно глядеть.
2. Минутка чистописания.
- Итак, сначала повторим написание некоторых
букв и их соединения. Приложение1.
- Прочитайте слова.
Сер…це, звез…ный, ур…жай, л…са, с…бака, н…зина.
- Сегодня мы на минутке чистописания будем писать
буквы, которые помогут разделить данные слова на
равные группы. Какие это буквы? К каким
орфограммам они относятся?
- Итак, буквы д, о, и. Разделите на группы по
орфограммам. Приложение1.
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
Повторите правило. Проверьте.
- Как проверить непроизносимый согласный?
Повторите правило. Проверьте.
- Итак. Определите порядок написания букв в ряду:
дои ддооии… Приложение1.
- Напишите этот ряд до конца строки в указанной
последовательности.
3. Словарная работа.
-Назовите группу слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Приложение1.
- Как по-другому называются такие слова? Почему?
- Повторим правописание словарных слов.
- Прочитайте слова. Какие буквы пропущены? Приложение1.
Б…резка, в…рона, за…ц, з…мл…ника, м…дведь, пш…ница, р…стение, с…лома.
- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы,
разберите по составу слово “березка”.
- Взаимопроверка. Как разобрали слово “
березка”?
- Устно придумайте слова с суффиксом –к.
- Слова какой части речи записали?
- Что вы знаете о существительном?
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3
склонению?
-Устно разделите слова на 2 группы. По какому
признаку вы их разделите?
4. Работа по теме урока.
- Как различить родительный, дательный и
предложный падежи? (По вопросам, предлогам и
окончаниям).
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать
безударное окончание имен существительных
единственного числа?
- Назовите окончания имен существительных в
родительном, дательном и предложном падежах
единственного числа.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | -ы, -и | -а, -я | -и |
Д.п. | -е | -у, -ю | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
- В каких падежах пишется окончание –и?
- В каких падежах пишутся окончания –е, -и?
- От чего это зависит?
а) – Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
Выборочный диктант.
-Выписать существительные с предлогами в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа и определить склонение и падеж.
(1 ученик у доски).
У дороги выросла черемуха.
Мы любим гулять по тропинке.
На березе соловей распевал свои песни.
- Сделайте вывод.
б) Дифференцированная работа. Приложение.
Дописать окончания, определить
склонение и падеж сущ. До речк…- К берез…- На ромашк…- На лошад…- |
“Всезнайки” Употребите сущ. С предлогами в Р., Д., П. падежах. Волк- Заяц- Сделайте вывод. |
(3 человека индивидуально)
-Проверяем с помощью сигнальных карт.
-Какое слово лишнее? Почему?
-Какие окончания у существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?
Физминутка.
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри- это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
в) Буквенный диктант. (Сигнальные карты). Приложение1.
На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… .
Вывод.
г) Работа с учебником.
- Откройте с.120 №236.
- Прочитайте и расскажите, как поняли задание.
- Выполните по вариантам: 1 вариант -1 предложение, 2 вариант –2 предложение.
(2 человека работают индивидуально)
- Вспомните правила списывания и выполняйте.
-Фронтальная проверка с помощью сигнальных карт.
Вывод.
- Откройте стр.118 №232.
-Прочитайте задание и расскажите. Это домашнее
задание.
Откройте дневник и запишите.
д) Богата и разнообразна природа. Реки и озера, леса и поля. Все использует человек.
Запись с комментированием.
На лесной вырубке светит солнце.
-вырубка (толкование слова – место, где
вырублен, повален лес)
-разбор предложения по членам и частям речи
-солнце – морфологический разбор слова (2
человека работают индивидуально)
е) Прекрасен мир природы, а люди-часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова. Приложение1.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Выберите одно предложение, которое вы считаете главным для себя и созвучное вашим чувствам и переживаниям.
- Спишите, изменяя слова в скобках. Определите склонение и падеж.
В (природа) все взаимосвязано.
Человек – часть (природа).
Бережно относитесь к (природа).
(2человека работают индивидуально на карточках).
- Самопроверка по готовому образцу. Приложение1.
5. Итог урока.
-Назовите окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
- Спасибо за урок. Выставление отметок.
6. Домашнее задание.
С.118 №232.