Дидактические цели:
- активизировать познавательную деятельность учащихся при закреплении табличного умножения и деления,
- отрабатывать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз,
- систематизировать навыки нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении.
Развивающие цели:
- развивать логическое мышление, математическую речь,
- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах.
Воспитательные цели:
- воспитывать стремление совершать добрые поступки,
- отзывчивость, взаимовыручку, желание помочь.
Оборудование: рисунки, схемы, опоры, записи на доске, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели.
III. Закрепление пройденного материала.
1. Чтение стихотворения, написанного печатными буквами на доске.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброте все люди очень рады.
Доброта не требует награды.
2. Беседа.
Учитель: - О чем это стихотворение?
Дети: - О доброте.
У. - А какие добрые поступки можете уже совершать вы?
Д.- Помочь старому человеку перейти дорогу, покормить птиц зимой, спасти котенка.
У.- Вот видите, сколько добрых дел вы уже можете совершить. Поэтому к нам обратился за помощью Петушок. У него случилась беда. Заболела его мама Курица Ему срочно надо попасть в Аптеку и купить ей лекарство.
Послушайте, о чем он расскажет.
Петушок. - Заболела мама Курица,
Все лежит она и хмурится,
Охает она и кашляет,
Сильно голова болит.
Отправляюсь в дорогу я,
Если сердце у вас доброе,
Помогите мне, пожалуйста,
Маму Курицу спасти,
Ей лекарство принести!
У. - Ну что, ребята, поможем Петушку?
Д. - Да!
У. - Другого ответа я от вас и не ожидала. Отправляемся в дорогу Петушку на подмогу.
И вот перед нами лес.
Полный разных он чудес.
Идет Петушок, спотыкается.
Вот-вот заблудится, потеряется.
Вдруг видит, в чаще леса Гном.
Добрым делом занят он.
Гномик фонарики зажигает
И чащу леса ими освещает.
У.- Давайте, ребята, поможем Гномику фонарики зажечь, чтобы Петушок в чаще леса не заблудился. Но фонарики не простые и зажигаются они, если мы правильно решим примеры (примеры на табличное умножения и деления записаны на обратной стороне фонариков и решаются устно). <Рисунок 5>
У.- Смотрите, сколько мы с вами фонариков зажгли. Не заблудится теперь Петушок, не пропадет и дорогу в аптеку обязательно найдет.
Шел, Петушок, шел и в деревню пришел. А в деревне Молодица никакой работы не боится.
Давайте посчитаем, сколько ведер Молодица принесла водицы.
Задача.
Посылали Молодицу
По холодную водицу.
А вода-то далеко,
А носить-то нелегко.
Вы, ребята, не зевайте,
Молодице помогайте!
3 раза по 2 ведра
Молодица принесла.
Дополнительно. 4 раза по 2 ведра,
5 раз по 2ведра и т.д.
У.- Помогли мы Молодице, но в деревне работы много, просит она еще и зайчат покормить.
Задача.
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук.
Как делить, забыли вдруг
Мамы с папой нет нигде
Помогите им в беде.
Дополнительно.
10 штук на 5 зайчат
40 штук на 5 зайчат и т.д.
У. - Помогли мы Молодице покормить зайчат. Показала она нам, по какой дороге идти дальше, а еще об опасности предупредила.
Здесь бродит голодная стая волков,
Ворует в деревне овец и быков.
Могут волки и Петушка съесть,
Если быстро их не счесть.
Задача на смекалку.
По дороге шли волки.
Один шел впереди стаи, двое сзади,
Один сзади, двое впереди,
Один посередине, двое по краям.
И два маленьких волчонка бежали сбоку
Сколько волков шло по дороге?
У.
Пока волков мы считали,
Звезды в небе засияли.
Сильно наш Петух боится,
Где б нам на ночь приютиться.
Посмотрите, стоит рядом дом.
Добрый Карлсон живет, дети, в нем.
За самоваром он нас встречает,
И чай с малиновым вареньем предлагает.
У. - Хотите чаю с малиновым вареньем?
Д. - Да!
У. - А в гостях вести себя умеете?
(дети садятся правильно за партами, этим показывая готовность хорошо себя вести в гостях).
У. – Поднимаемся в гости к Карлсону, а по дороге называем номера квартир (повторяются правила нахождения неизвестных компонентов при умножении и делении, дополнительно дети приводят свои примеры).
У. – В гости к Карлсону мы пришли, за стол дружно сели, разговор завели. Петушок просит показать дорогу в аптеку, а Карлсон в ответ: “Сначала я хочу проверить, умеете ли вы писать арифметический диктант или нет?”
Арифметический диктант
(учитель читает примеры на табличное умножение и деление, разными способами, учащиеся записывают ответы).
Проверка арифметического диктанта
(работа в парах, самооценка).
У. - С заданием Карлсона мы справились, а пока у него пирог в печи поспевает, да пока он чай разливает, чтобы ему не мешать, будем мы с вами задачи решать.учащиеся составляют и решают задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз по схемам).
1 вариант 2 вариант ....
.... - ?, в .... раза больше....
.... - ?, в .... раза меньше.
У.- С задачами мы справились. Напоил нас Карлсон чаем с малиновым вареньем, и решили мы отдохнуть, прежде чем отправиться дальше в путь.
Минутка релаксации. Звучит запись легкой спокойной музыки, на фоне музыки – голос учителя:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете…
Сном волшебным засыпаете…
Ваши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Дышится легко…
Свободно… Глубоко…(Длительная пауза)Хорошо вам отдыхать!
Но пришла пора вставать!
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите,
Потянуться! Улыбнуться!Всем глаза открыть и встать!
Дети встают и хором говорят слова:
- Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
У. – Хорошо мы отдохнули, но Карлсон просто уверен, что не будет нам в пути везенья, если не решим мы ни одного уравненья.
Работа в группах
На доске записаны уравнения.
- 1 группа выбирает и решает уравнения на нахождения неизвестного множителя,
- 2 группа выбирает и решает уравнения на нахождения неизвестного делимого,
- 3 группа выбирает и решает уравнения на нахождения неизвестного делителя.
У.- Все задания Карлсона мы выполнили, и он, как самый добрый в мире человек, показал нам самую короткую дорогу в аптеку.
Пошел Петушок.
Он торопился, как мог.
И скоро увидел аптеку,
Где добрый доктор Айболит
Всех излечит, исцелит
И даст лекарство для мамы Курицы,
Чтобы не охала она и не хмурилась.
И не болела у нее голова
Итог урока.
У. - Но прежде чем дать лекарство, доктор Айболит спросил:
Айболит:
- Вы такой длинный путь прошли,
- Чем вы занимались в пути?
Д.
- Повторили таблицу умножения и деления,
- Решали примеры и задачи.
- Находили неизвестные компоненты при умножении и делении.
- Помогли Петушку вылечить маму Курицу.
У. - И как вы думаете, за нашу помощь, что нам должен сказать Петушок?
Д. – Спасибо!
У. – А что мы должны ответить?
Д. – Пожалуйста!
У. – Молодцы, ребята! Вы очень старались. Мне приятно было с вами работать.
Выставление оценок.
Д/З. Повторять таблицу умножения и деления.